Анкетный опрос как метод социологического исследования. Композиция анкеты.

Анкетирование - письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях:

· когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время,

· респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник.

Анкетный опрос состоит из подготовительного, оперативного и результирующего этапа. Заполняются анкеты, маршрутные листы, отчеты о проведенном опросе. Любая анкета состоит из трех частей: вводная, содержательная и заключительная. Самое сложное – правильно сформулировать вопросы анкеты.

Оптимальное время заполнения анкеты – 35 – 45 минут (25 – 30 вопросов). Для оценки качества анкеты проводится пилотажное исследование (на микровыборке из 100 человек). Обычно анкетирование проводится по месту работы или жительства, в местах отдыха и лечения, в транспортных средствах, просто на улице.

По способу распространения анкеты делятся на раздаточные (социолог вручает анкету и ждет ее заполнения); почтовые; прессовые (через печатный орган); телетайпные. По типу исследовательских задач они бывают: глубинные, фокусированные (по конкретной ситуации), стандартизированные (статистические данные), социометрические (о малых группах).

По уровню компетентности респондентов: массовый (мнение неспециалиста), симптоматический (знание информации без осмысления), экспертный (опрос специалистов).

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

Основным (но не единственным) инструментом этого метода является анкета, состоящая из самого опросного листа, сведений о респонденте и преамбульно-инструктивного раздела. Значимость последнего нельзя недооценивать, т.к. в условиях заочного общения с респондентом преамбула - единственное средство мотивации респондента на заполнение анкеты, формирования его установки на искренность ответов. Кроме того, в преамбуле говориться о том, кто и зачем проводит опрос, даются необходимые комментарии и инструкции по работе респондента с анкетой.

Главная часть анкеты (опросный лист) разрабатывается не только на основе общих требований к опросу, но и с учетом ряда дополнительных соображений. В анкете можно и нужно ставить:

1. не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;

2. как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;

3. вопросы - "крючки", ставящиеся для того, чтобы респондент "клюнул", т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;

4. вопросы - "фильтры", позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за "фильтром" вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;

5. контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений респондентов;

6. вопросы - "ловушки", являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;

7. наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;

8. дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа "да-нет");

9. вопросы - "меню", т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;

10. вопросы - "диалоги", ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;

11. шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в оценке чего-либо по заданной шкале;

12. табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;

13. закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;

14. открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;

15. полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.

Текст анкеты разрабатывается с учетом того, какую информацию необходимо получить. Разрабатывая текст анкеты, следует избегать однообразия используемых типов и форм вопросов, помнить, что каждый из них имеет свои достоинства и недостатки. Не следует забывать при этом и о последующей обработке анкетных данных. Открытые вопросы, скажем, предпочтительнее закрытых, если важно выявить все нюансы мнений респондентов, но полученную на их основе информацию трудно будет формализовать и обработать. Закрытые вопросы, особенно в форме "меню", шкал, таблиц и дихотомий, более удобные для обработки, но не дают гарантии учета полноты оценок респондента.

Важно подчеркнуть необходимость соблюдения правила систематизации вопросов в анкете.

Постановка контрольных вопросов (в том числе "ловушек") должна соответствовать логической последовательности вопросов, обеспечивающей их взаимоконтроль. Традиционная для социологического анкетирования логика построения вопросников строится на принципе "от общего к частностям", при которой последующие вопросы играют роль контрольных по отношению к предыдущим. Но иногда целесообразно руководствоваться противоположным принципом - "от частностей к общему".

Все эти правила составления анкет помогут использовать и оценить информацию не только по отдельным вопросам, но и учесть информацию которая обнаруживается при осмыслении всех вопросов как взаимодействующих структур, а всех ответов на них как взаимодействующих элементов.

Наши рекомендации