Человеческое действие тогда приобретает характер социального действия, когда оно ориентировано на других, когда оно предполагает прямое или опосредованное взаимодействие с другими людьми.

Типология социального действия:

· целерациональное – действие в основе которого лежит ожидание определенного поведения других и использование этого ожидания в качестве средств для достижения своей рационально поставленной цели. (субъект ставит цель и применяет соответствующие средства: инженер который строит мост, спекулянт стремится заработать деньги, генерал стремится одержать победу)

· ценностно рациональное действие – основано на ценности определенного поведения как такового не зависимо к чему оно приведет. (капитан который утонул – т.к. существует ценность чети.)

· аффективное действие – действие обусловленное аффектами или эмоциональным состоянием индивида. (часто находится за пределами того что осмысленно, реакция на раздражение. Ударить ребенка – эмоциональное состояние в определенных обстоятельствах)

· Традиционное действие – действие, основанное на длительной привычке, диктуется обычаями, верованиями, традициями; субъект подчиняется укоренившимся за долгую практику рефлексам (большая часть повседневности)

Социальное взаимодействие – это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, совершающих те или иные действия, изменения в социальной общности или обществе в целом, вызываемые этими действиями, влияние этих перемен на других индивидов, составляющих социальную общность и, наконец, обратную реакцию индивидов.
Яркий пример взаимодействия – учебный процесс. Каждый преподаватель, готовясь к занятиям, подбирает методический материал в соответствии с учетом интересов студентов. Он мысленно прогнозирует их реакцию: вызовут ли у них интерес те или иные вопросы, примеры; анализируется и то, насколько предложенный материал позволит глубже освоить изучаемую тему и т.д. В ходе занятия студенты воспринимают материал в зависимости от того, насколько они считают данную науку важной для своей подготовки, насколько логично, убедительно, доходчиво подается материал.

социальное взаимодействие – систематические, достаточно регулярные социальные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие целью вызвать вполне определенную (ожидаемую) ответную .реакцию со стороны партнера; причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего.

Виды социального взаимодействия:

1)Межличностные взаимодействия – это своего рода система поступков, при помощи которых люди влияют друг на друга. На этом уровне мы можем увидеть субъектов взаимодействий (людей), ихдействия по отношению к друг другу (акты взаимодействия) и проводников взаимодействий (язык, письменность, музыка, средства массовой информации). Символы (их можно отнести к духовным аспектам взаимодействий), которые с одной стороны, создают понятный для данного объединения людей язык общения, с другой – формируют некоторые общепризнанные идеи в виде лозунгов, идеалов, атрибутов власти. Символы передают общие эмоции, информацию или ощущение. При виде флага и герба своей страны у людей возникает представление о родине, обществе, государстве.
2)Групповые взаимодействия представляют более высокий уровень. Ректор вуза взаимодействует со студентами чаще всего опосредованно. Деятельность ректора по отработке стратегии развития вуза, совершенствованию учебной деятельности, подбору ведущих кадров вуза и т.д. через сложную сеть социальных связей и зависимостей воздействует на студентов, сказывается на их подготовке, на конкурентоспособности студентов-выпускников вуза, престиже института среди абитуриентов.

3)Стратегическое - установление отношений между м/у целями и средствами (рациональность определяется в увеличении выгоды)

4)Нормативное – основано на нормах, законах общества или группы (рациональность заключается в степени оправдания ожиданиям)

5)Драматургическое – представление своей деятельности другим (рациональность заключена в мере искренности)

6)Коммуникативное – процесс установления взаимопонимания (связано с коммуникативным употреблением языка, заключающееся в установлении отношений м/у высказывающимся и слушателем, целью которого является достижение общего понимания, в связи с чем участники к.д. становятся «равновесными») ( рациональность измеряется мерой согласия)

Социальные отношения
Высшим видом по своему значению и сложности являются социальные отношения. Социальные отношения определяются как повторяющиеся взаимодействия, имеющие определенный смысл, окраску и содержание. Социальные отношения являются более определенными и длительными по сравнению с социальными взаимодействиями, они в большей степени осознаются людьми с точки зрения из значения и содержания.

Социальные отношения возникают из взаимодействий на основе потребности индивидов в каких либо ценностях или владении этими ценностями. Социальные отношения крайне разнообразны и имеют разные оттенки. Любая потребность в ценности, удовлетворение этой потребности или ее блокирование могут привести к целому комплексу социальных отношений. Например, блокирование потребности в достижении определенного статуса могут привести к отношениям зависимости, власти, ненависти, неприязни, патернализма.

Совокупность социальных отношений определяет место человека в социальной среде, оказывает решающее влияние на его поведение.

Наши рекомендации