Тема: Социология массовых коммуникаций. Методика социологических исследований

ПЛАН:

1. Источники социальных изменений. Социальные факторы изменений. Основные подходы к изучению социальных изменений.

2. Мировая система в условиях глобализации:

- формирование мировой системы;

- многополярный мир;

- место России в мировом сообществе.

3. Социальное прогнозирование и познание перспектив развития человеческой цивилизации. Уровни социального прогнозирования:

- глобальный;

- общегосударственный;

- региональный;

- отраслевой.

4. Социология в поисках решения глобальных проблем человечества.

5. Программа социологического исследования как теоретическая разработка способов изучения и разрешения конкретной проблемы:

- формулирование проблемы;

- определение цели и задач исследования;

- определение объекта и предмета исследования;

- выдвижение гипотез;

- типы и виды выборки.

6. Методы сбора данных в социологическом исследовании:

- опрос и его разновидности;

- анализ документов и данных статистики;

- наблюдение и его виды;

- эксперимент.

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ

1. Основные определения и модели процесса коммуникации

Социальная коммуникация это:

передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов

процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.

механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Модель по Г. Лассуэлу:

В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:

Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует сообщение)

Что - сообщение

Как - способ передачи сообщения, канал

Кому - аудитория, которой адресуется сообщение

Зачем - с каким эффектом, эффективность

Какие бывают эффекты:

поведенческий эффект

оценочные (аксиологические) эффекты

эмоциональный эффект - влияние на страсти человека

познавательный (когнитивный) эффект

2. Виды социальной коммуникации

По характеру аудитории

межличностная (индивидуализированная)

специализированная (групповая)

массовая

По источнику сообщения

официальная (формальная)

неформальная

По каналу передачи

вербальная

невербальная

Виды коммуникации различаются практически по каждому элементу процесса коммуникации.

3. Общественное мнение и социальные стереотипы как результаты массовой коммуникации.

Социальный стереотип

Это упрощенный образ социальных объектов или событий, обладающий значительной устойчивостью. Устойчивость стереотипов может быть связана с воспроизведением традиционных способов восприятия и мышления. В свою очередь такие способы восприятия и мышления могут воспроизводить доминирование одних социальных групп над другими.

Существование стереотипов может быть частью формирующегося "образа врага". В этом случае они могут навязываться искусственно.

Положительное значение стереотипов - помочь ориентироваться в обстоятельствах, не требующих аналитического мышления.

Отрицательное значение связано с возможным возникновением неприязни, вражды между национальными группами; а так же с тем, что они подменяют анализ информации воспроизведением стандартов поведения и оценки.

Существование стереотипов может влиять на формирование общественного мнения.

Общественное мнение

Это оценочные суждения групп людей относительно проблем и событий действительности. Существование общественного мнения подразумевает наличие проблемной ситуации, относительно которой возможна дискуссия и коллективного субъекта, способного осознать собственные интересы и дискутировать относительно их реализации. Общественное мнение выступает в экспрессивной (т.е. связанной с выражением эмоций), контрольной и директивной функциях.

Информационные барьеры

Это препятствия, возникающие в ходе передачи и восприятия сообщений.

Возможные информационные барьеры:

технические

психофизиологические (связаны со способностями человека концентрировать внимание, способностью скорописи)

знаковый и смысловой (подразумевает способность распознавать знаки, знать слова и термины спец. языков; умение восстанавливать смысл знака в определенном контексте)

ситуационный (возникает, когда сообщение неактуально для человека в данной ситуации)

4. Слухи как пример неформальной коммуникации

Слухи - сведения, достоверность которых не установлена и которые передаются от человека к человеку посредством устной речи.

Слухи различают по содержанию, по информационному наполнению, по потребностям.

слух-мечта

слух-пугало

слух-разделитель

Факторы распространения слухов

проблемная ситуация, создающая информационную потребность

неудовлетворительность или отсутствие информации; информационная неопределенность

уровень тревожности индивидов

Распространителями и пользователями слухов оказываются высокостатусные группы.

Результаты воздействия слухов (по уровням взаимодействия)

а) индивидуальный уровень

адаптация к среде

дезинтеграция индивида

б) групповой уровень

сплочение

разобщение

в) массовый уровень

изменения общественного мнения и коллективного поведения

Неоднозначность результатов воздействия слухов делает их практически неуправляемыми. Профилактика слухов может быть сведена к распространению своевременной обширной и убедительной информации.

Метод наблюдения в социологии

Социальное наблюдение - это направленное систематическое, непосредственное прослеживание и регистрация социальных явлений.

Использование метода

Связано с получением предварительного материала о социальном объекте и для получения первичной информации по какой-либо проблеме.

Особенности метода

Они связаны с тем, что ситуация наблюдения во многом уникальна, и наблюдение дает как бы моментальный снимок объекта, характеризует его состояние здесь и сейчас. Поэтому обобщение результатов наблюдения носит достаточно определенный характер.

Наблюдение позволяет помогать избежать влияние респондента на информацию, но повышает влияние качеств исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информации.

Виды наблюдения

Различают включенное и невключенное наблюдения (подразумевают участие или неучастие исследователя в жизни объекта)

Полевое или лабораторное наблюдение (связаны с местом проведения исследования)

Структурированное и неструктурированное (подразумевает, что структурирование наблюдения связано с детальной инструкцией по фиксации реузльтатов).

Список дитературы

Основная литература:

1. Аитов Н.А. Биекенов К.У. Социология. А. Казак унив., 2002.

2.Аженов М.С. Бейсенбаев Д.Э. Социальная стратификация в Республике Казахстан. Алматы. Б!л!м. 1997.

3.Аженов М.С. Биекенов К.У., Пузиков М.Ф. Экономическая социология. Уч. пос. А., Казак универ. 2002.

4.Аитов Н.А. Социология Образования. А., Минобраз., 2000.

5.Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

6. Бергер П. Приглашение в социологию. М., Аспект-Пресс., 1996.

7.Биекенов К.У. Жаназарова З.Ж., Нурбекова Ж.А. Социология общественного мнения. Алматы., 2001.

Дополнительная литература:

1.Аженов М.С., Утешов С.К., Жаназарова З.Ж. Общая социология. Альбомы схем. Алматы., 2001.

2. Касымова Л.Н. Практикум по экономической социологии. Алматы., 2002.

3. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

4. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. М., 1998.

Наши рекомендации