Программа социологического исследования.

Необходимым фрагментом любого социологического исследования является разработка программы исследования. Исходным пунктом её составле­ния является определение проблемы. Она может быть задана каким-либо за­казчиком или обусловлена личным познавательным интересом.

Проблема – это противоречие между знаниями о потребностях обще­ства, людей в каких-либо сферах общественной жизни и незнанием путей и средств их совершенствования. Решить проблему – значит получить новое знание или создать теоретическую модель, объясняющую то или иное явле­ние, выявить факторы, позволяющие воздействовать на совершенствование (развитие) явления в желаемом направлении.

Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некото­рой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие, либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или сфере управления, общественной жизни.

Однако обозначение проблемной ситуации не всегда является про­блемой. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формули­ровку проблемы. Для этого он должен проделать специальную теоретиче­скую работу:

– установить реальное наличие данной проблемы: определить суще­ствуют ли показатели, количественно или качественно характеризующие дан­ную проблему, имеется ли учет и статистика по ней, достоверны ли они;

– вычленить наиболее существенные элементы проблемы, решение ко­торых предстоит в ходе исследования. Например, при изучении причин низ­кой эффективности управления поликлиникой предметом исследования бу­дут такие составляющие проблемы как: пути принятия решений, роль кол­лективных органов в принятии решений, роль специалистов в этом деле, стимулирование участников управления, исполнение ответственности за принятые решения, формы контроля исполнения решений и т.д.;

– вычленить уже известные элементы проблемной ситуации, которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета);

– выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные компо­ненты, чтобы определить основное направление социологического поиска;

– проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных проблем. Для этого необходимо изучить всю литературу по данной ситуации, прокон­сультироваться со специалистами, компетентными в ней.

Затем социологу важно описать проблему, отразив при этом:

– сущность её, содержание;

– организационное и физическое местонахождение;

– абсолютную и относительную величину;

– временные рамки, ее тенденции;

– степень открытости или закрытости (скрытости) проблемы.

После реального определения проблемы непосредственно разрабатыва­ется сама программа социологического исследования. Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследова­ния, независимо от того, является ли оно теоретическим или прикладным.

Программа – это изложение основных задач, методологических пред­посылок и гипотез исследования с указанием правил, процедуры и логиче­ской последовательности операций по проверке гипотез.

Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы: теоретический, методологический и организационный.

В теоретическом разделе программы в первую очередь анализируется, обосновывается и определяется объект и предмет исследования, формулиру­ются цели и задачи, ожидаемые результаты исследования (например, эко­номические выгоды, степень повышения эффективности и т.д.). В этом раз­деле выдвигаются гипотезы, определяются понятия – индикаторы, объем за­трат, временные рамки исследования. В зависимости от цели – указываются направления исследования: теоретическое (фундаментальное) или эмпири­ческое (прикладное).

Если ставится задача теоретического исследования, то главное внима­ние придается изучению научной литературы по изучаемому объекту, явле­нию или процессу, построению гипотетической концепции, модели пред­мета исследования, четкой семантической и эмпирической интерпретации исходных понятий и логическому анализу методологического подхода и ра­бочих гипотез. Историческим примером фундаментального исследования является анализ форм государственного устройства древнегреческих госу­дарств и формулирование теории идеального государства Платоном и Ари­стотелем, модели справедливого (коммунистического) общества К.Марксом и Ф.Энгельсом и другие.

Прикладные исследования предусматривает предварительный теорети­ческий анализ предмета изучения с конкретным его изучением.

Весьма важное значение в теоретическом разделе программы придается оп­ределению понятий-индикаторов, которые позволяют доступно вести учет и регистрацию факторов познания. Например, индикаторами эффективности работы поликлиники могут быть – количество ее посещений пациентами и главным образом, повторных обращений; снижение заболеваемости по ос­новным классам болезни; увеличение продолжительности жизни пациентов и т.д. Индикаторы могут быть объективными (например, снижение количе­ства повторных обращений, увеличение жизнедеятельности в послеопераци­онный период и др.) и субъективными (например, степень удовлетворенно­сти пациентов работой полклиники, конкретного врача и др.). Без определе­ния индикаторов невозможно разработать инструментарий исследования: анкеты, опросные листы и т.д.

В заключительной части теоретического раздела программы социоло­гического исследования выдвигаются гипотезы (например, гипотезы причин неэффективной работы, причин конфликтных ситуаций и т.п.).

Гипотеза – это научно-обоснованное предположение о состоянии и свойствах изучаемых объектов, явлений или процессов. Конкретное социо­логическое исследование – это не что иное, как выдвижение и проверка ги­потез.

Научно обоснованная гипотеза должна отвечать ряду требований:

– заключить в себя возможность эмпирической проверки;

– быть логически согласованной с целью и задачами исследования;

– быть внутренне непротиворечивой, не перечить известным эмпири­ческим задачам;

– содержать установившиеся, получившие эмпирическую интерпрета­цию понятия.

Гипотезы бывают основные (гипотезы причины) и выводные (гипо­тезы следствия), первичные (рабочие) и вторичные (получаемые в ходе ис­следования). Могут выявиться и альтернативные гипотезы. В социологиче­ском исследовании очень важно выдвинуть как можно большее количество ги­потез. Их выдвижение значительно повышает научный и полезный уровень исследования.

Методический раздел программы включает в себя описание методики и организации исследования. Центральное место в нем занимает обоснова­ние выборки (выборочной совокупности). Когда объект исследования срав­нительно невелик и социолог располагает силами и возможностями иссле­довать его целиком, то выборка тождественна генеральной совокупности, а исследование называется сплошным.

Генеральная совокупность – это совокупность всех возможных соци­альных объектов, которые подлежат изучению в пределах программы со­циологического исследования.

Однако не всегда сплошное исследование возможно по финансовым причинам, или объект слишком велик, или время не позволяет это сделать, или просто в этом нет необходимости, то для этого осуществляется выборка.

Выборка (вторичная совокупность) – это часть генеральной совокупно­сти, отобранная для изучения. Например, знания о степени работы поликли­ник Беларуси можно получить, исследуя некоторую их часть. Число единиц, составляющих выборочную совокупность, называется объемом выборки.

Выделяют несколько методов выборки:

– метод серийной выборки. В этом случае генеральная совокупность разбивается на определенные части (серии) и из каждой части пропорцио­нально отбираются единицы для изучения (например, по 20% врачей от рай­онных, областных, республиканских больниц);

– метод механической (систематической) выборки. При нем из гене­ральной совокупности через равные промежутки отбирают необходимое число респондентов (например, каждую пятую поликлинику города);

– метод гнездовой (оператификационной) выборки. Он предусматри­вает выбор для изучения определенной характерной группы из всей гене­ральной совокупности (например, изучается работа хирургов поликлиник го­рода);

– метод квотной выборки. Данный метод состоит в том, что отбирается определенное количество респондентов по ряду признаков (по профессии, образованию, возрасту, доходу и т.д.);

– метод основного массива – предусматривает изучение более 60% объ­ектов всей генеральной совокупности.

Выборочная совокупность должна быть репрезентативной.

Репрезентативность – это свойство выборочной совокупности вос­производить параметры, существенные свойства и характеристики генераль­ной совокупности. Практика свидетельствует, что репрезентативной явля­ется выборка, равная не менее 5% объектов исследования генеральной сово­купности.

Исследование будет достоверным, если социолог, определяя выборку для исследования, подбирает объекты, разные по эффективности работы, ко­личеству работников, их местонахождении и т.д., т.е. предлагает большое разнообразие.

В методическом разделе определяются также методы сбора, инстру­ментарий и способы обработки полученных данных. При определении мето­дов сбора первичной социологической информации социолог должен принять во внимание ряд фактов:

– ни один метод не является универсальным, имеет свои четко очер­ченные познавательные возможности;

– оперативность и экономичность исследования не должны обеспечи­ваться за счет качества данных.

В организационном разделе в строгой хронологической последователь­ности расписываются: что, когда и кому делать; кто и в какие сроки готовит анкеты, опросные листы и их размножает; договаривается о сроках и усло­виях проведения полевого исследования, машинной обработки данных с кон­кретными организациями, учреждениями, осуществляет непосредственное исследование. Определяются в данном разделе этапы исследования, сроки окончания и подготовки отчета и т.д. Все это, как правило, находит отраже­ние в рабочем плане, который конкретизируется и дополняет программу ис­следования.

Наши рекомендации