Тема 1. Предмет и функции социологии
Б.В. Мартынов
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОСНОВЫ
СОЦИОЛОГИИ И
ПОЛИТОЛОГИИ»
для студентов специальности «Менеджмент» и
«Финансы»
Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы социологии и политологии» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования для студентов, обучающихся по специальностям:
080501.51 – Менеджмент
080106.51 – Финансы
Учебно-методический комплекс включает учебную программу курса, планы проведения семинарских занятий, список основной и дополнительной рекомендуемой литературы, перечень контрольных вопросов по дисциплине, словарь основных терминов и понятий.
Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Государственно-правовых и гуманитарных дисциплин» (протокол № 1 от 11.09.08) и утвержден Учебно-методическим советом по юридическим дисциплинам Института управления, бизнеса и права (протокол №1 от 17.11.08).
Составитель: к.ф.н. Мартынов Б.В. (ИУБиП)
Рецензенты: д.ф.н., профессор Тазаян А.Б.,
к.соц.н. доцент Якутина О.И.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. Учебно-тематический план дисциплины | |
2. Учебная программа: | |
2.1 Содержание программы | |
2.2 Информационно-методическое обеспечение курса 2.2.1 Первоисточники 2.2.2 Общая и учебно-методическая литература 2.2.3 Информационные ресурсы | |
3. Планы проведения семинарских занятий | |
4. Самостоятельная работа студентов | |
4.1 План самостоятельной работы студентов 4.2 Обучающие и контролирующие материалы | |
4.2.1 Стартовый рейтинг | |
4.1.2 Задания для подготовки к промежуточному рейтингу | |
4.2.3 Итоговый рейтинг | |
5. Рейтинговая система оценки знаний студентов: | |
5.1 Структура и балльная оценка рейтингов | |
5.2 Шкала оценки знаний студентов по рейтинговой системе | |
5.3 Примерное содержание рейтингов 5.3.1 Промежуточный рейтинг 5.3.2 Итоговый рейтинг | |
6. Тематика докладов | |
7. Перечень контрольных вопросов по дисциплине 8. Словарь основных терминов |
ВВЕДЕНИЕ
Цели курса:
- ознакомление с основами социологической и политологической наук;
- формирование целостного представления о проблемах общества и его культуры; о положении поведении человека в обществе; понятии государства как ключевого политического института общества; современных тенденциях в отношениях между странами и механизмах их регулирования;
- приобретение опыта анализа степени, форм и способов социальных и политических отношений среди различных групп и слоёв населения;
- формирование основ организационно-управленческой, проектной и профессиональной компетенций.
Задачи курса:
- приобретение опыта комплексного анализа социально-политической подсистемы современного общества, сущности и конкретных форм социальной дифференциации и методов регулирования социально-политических конфликтов;
- овладение понятийным аппаратом, описывающим содержание социальной структуры общества, способов его модернизации, форм деятельности различных типов социальных и политических образований;
- ознакомление с основными направлениями исследования различных аспектов функционирования социальной и политической подсистем общественных отношений, типологизации в отечественной и зарубежной социологии и политологии;
- усвоение причин, механизмов, социальных, экономических, политических и психологических предпосылок возникновения социальных и политических взаимоотношений, их особенностей в зарубежных странах и в России;
- ознакомление с политическими и социальными способами регулирования деятельности общественных объединений и политических партий;
- приобретение навыков социологического исследования макро и микросоциальной среды, усвоение механизмов и методов управления социальными процессами, их прогнозирования и проектирования.
После ознакомления с курсом студенты должны:
- иметь представление о сущности и причинах возникновения социальных и политических отношений;
- владеть понятийно-категориальным аппаратом изучения деятельности социальных и политических общностей и объединений;
- знать основные особенности и отличительные признаки типов общественных отношений;
- уметь провести сравнительный анализ стадий общественного развития в зарубежных странах и в России;
- знать сущность формирования социальной структуры общества, механизм его социальной стратификации и социальной мобильности; уметь анализировать западное и российское общества на предмет социальной мобильности и социальной стратификации;
- иметь представление о видах и функциях социальных институтов, источниках их формирования и развития; уметь анализировать причины трансформации социальных институтов;
- владеть системой знаний о причинах и особенностях формирования личности в современном обществе, понятии, механизмах и основных фазах процесса социализации; уметь анализировать причины и особенности трансформации форм социализации основных стадий общественного развития, знать понятие, причины формирования и основные виды девиантного поведения, анализировать причины девиантного поведения на разных стадиях общественного развития;
- иметь представление о понятии, видах и формах социального контроля, уметь анализировать причины трансформации и специфику социального контроля в информационном обществе;
- знать основные типы политических систем и политических режимов, особенности современного политического процесса в России.
Курс «Основы социологии и политологии» для студентов специальностей «Менеджмент» и «Финансы» рассчитан на 46 аудиторных часа (лекции – 20 часов, семинары – 26 часов) и 14 часов самостоятельной работы, что определяет структуру и содержание предлагаемой программы.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Лекции |
1. | Предмет и функции социологии | 2 часа |
2. | Общество: сущность, типы, развитие | 2 часа |
3. | Социальная структура общества | 2 часа |
4. | Социальные институты | 2 часа |
5. | Личность в системе социальных связей | 2 часа |
6. | Социальные отклонения и социальный контроль | 2 часа |
7. | Политология как наука. Сущность и формы политики | 2 часа |
8. | Государство и его роль в обществе | 2 часа |
9. | Власть и гражданское общество | 2 часа |
10. | Политическая культура | 2 часа |
ИТОГО: | 20 часов | |
Семинары | ||
1. | Социологический позитивизм и антипозитивизм. Социологические методы исследования | 2 часа |
2. | Предпосылки формирования и признаки информационного общества | 2 часа |
3. | Социальная структура и социальная мобильность российского общества | 2 часа |
4. | Институты экономики и образования в информационном обществе | 2 часа |
5. | Проблема личности в современном обществе | 2 часа |
6. | Девиация и контроль | 2 часа |
7. | Сущность глобализации и предпосылки её возникновения | 2 часа |
8. | Промежуточный рейтинг | 2 часа |
9. | Политическая система и политический режим | 2 часа |
10. | Типология политических партий | 2 часа |
11. | Типология избирательных систем | 2 часа |
12. | Политическое лидерство | 2 часа |
13. | Итоговый рейтинг | 2 часа |
ИТОГО: | 26 часов |
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Содержание программы
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Занятие 1. Социологический позитивизм и антипозитивизм. Социологические методы исследования.
1. Сущность, особенности и недостатки позитивизма. (О.Конт, Г. Спенсер)
2. Причины формирования антипозитивизма и его роль в современной социологии. (Рационализм М. Вебера).
3. Методология социологических исследований.
Рекомендуемая литература
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
- Бороноев А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. – Гардарики, 2004. – 400 с.
- Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2005.
- Горелов А.А. Основы социологии и политологии. – Флинта, 2003. – 416 с.
- Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 2004.
- Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. – 240 с.
- Кравченко А.И. Общая социология. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.
- Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – Проспект, 2007. – 352 с.
- Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2004. – 336 с.
- Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология. Учебный курс. – М.: Дашков и К, 2005.
- Фролов С.С. Социология. Учебник. – М.: Гардарика, 2000.
Темы докладов
1. История формирования предмета социологии.
2. Сущность позитивного метода О. Конта.
3. Принцип эволюционизма в социологии Г. Спенсера.
4. Социология К. Маркса
5. Социология М. Вебера
6. Социология Э. Дюркгейма
7. Необходимость социологических исследований и их методология.
Занятие 2. Предпосылки формирования и признаки информационного общества
1. Основные предпосылки формирования информационного общества.
2. Теории информационного общества. Д. Белл. Э. Тоффлер. Ф. Фукуяма.
3. Институциональные изменения в управлении и экономике информационного общества.
4. Особенности формирования информационного общества в России.
Рекомендуемая литература
1. Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. – http://www.artlebedev.ru
2. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2005.
3. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М.: Весь мир, 2004.
4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-традиция, 2003.
5. Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2005.
6. Нейсбит Д. Мегатренды. – М.: Издательство АСТ, 2003. – 380 с.
7. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. – СПб, 2001. – 280 с.
8. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004.
9. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2005. – 588 с.
Темы докладов
1. Теории постиндустриального общества.
2. Гражданское общество: специфика становления в России.
3. Информационное общество: перспективы развития в России.
4. Структурно-функциональный подход Т. Парсонса.
5. Проблемы модернизации российского общества.
6. Общество рисков У. Бека
Занятие 3. Социальная структура и социальная мобильность российского общества
1. Теория стратификации П. Сорокина.
2. Социальная дифференциация и социальное неравенство.
3. Проблемы формирования среднего социального слоя.
4. Роль социальной мобильности в экономике и управлении.
Рекомендуемая литература
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
2. Бороноев А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. – Гардарики, 2004. – 400 с.
3. Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2005.
4. Горелов А.А. Основы социологии и политологии. – Флинта, 2003. – 416 с.
5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 2004.
6. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. – 240 с.
7. Кравченко А.И. Общая социология. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.
8. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – Проспект, 2007. – 352 с.
9. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2004. – 336 с.
10. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология. Учебный курс. – М.: Дашков и К, 2005.
11. Фролов С.С. Социология. Учебник. – М.: Гардарика, 2000.
Темы докладов
- Трансформация социальной структуры российского общества конца ХХ начала ХХ1 вв.
- Социальная мобильность и социальная миграция.
- Состав, качество и предпосылки формирования среднего слоя в российском обществе.
- Сетевая организация общества. Э. Кастельс.
Занятие 4. Институты экономики и образования в информационном обществе
- Причины трансформации институтов экономики и образования в информационном обществе.
- Экономика, основанная на знаниях.
- Институт непрерывного образования.
- Развитие институтов экономики и образования в России.
- Проблемы и специфика институционализации современного общества.
Рекомендуемая литература
1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.
2. Бороноев А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. – Гардарики, 2004. – 400 с.
3. Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2005.
4. Горелов А.А. Основы социологии и политологии. – Флинта, 2003. – 416 с.
5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Краткий курс. – М.: ИНФРА-М, 2004.
6. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. – 240 с.
7. Кравченко А.И. Общая социология. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.
8. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – Проспект, 2007. – 352 с.
9. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2004. – 336 с.
10. Рысь Ю.И., Степанов В.Е. Социология. Учебный курс. – М.: Дашков и К, 2005.
11. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004.
12. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2005. – 588 с.
13. Фролов С.С. Социология. Учебник. – М.: Гардарика, 2000. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2005. – 588 с.
Темы докладов
1. Особенности функционирования института экономики в информационном обществе.
2. Особенности функционирования института образования в информационном обществе.
3. Особенности экономики, основанной на знаниях.
4. Сущность бизнес-инкубатора и направления его деятельности.
5. Корреляция трансформации институтов экономики и образования и остальных сфер общественной деятельности.
Занятие 5. Проблема личности в современном обществе
1. Теории личности З. Фрейда, К. Юнга, Э. Фромма, А. Маслоу.
2. Концепция одномерного человека. Человек потребляющий.
3. Личность в информационном обществе. Особен-
4. ности взаимоотношений.
5. Социализация в информационном обществе.
6. Особенности социализации в России.
Рекомендуемая литература
1. Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. – http://www.artlebedev.ru
2. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2005.
3. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М.: Весь мир, 2004.
4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-традиция, 2003.
5. Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2005.
6. Нейсбит Д. Мегатренды. – М.: Издательство АСТ, 2003. – 380 с.
7. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. – СПб, 2001. – 280 с.
8. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004.
9. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2005. – 588 с.
Темы докладов
1. Индивидуализированное общество З.Баумана.
2. Семья и личность в современном обществе.
3. Проблемы управления человеком в информационном обществе.
4. Причины и результаты трансформации ценностей россиян.
5. Социализация в информационном обществе.
Занятие 6. Девиация и контроль
1. Девиация в инновационном обществе.
2. Девиация в информационном обществе.
3. Контроль в информационном обществе.
4. Аномия западного общества.
5. Аномия российского общества.
6. Институциональный контроль.
7. Формальный и неформальный контроль.
8. Девиация и управление.
Рекомендуемая литература
1. Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. – http://www.artlebedev.ru
2. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2005.
3. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М.: Весь мир, 2004.
4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-традиция, 2003.
5. Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2005.
6. Нейсбит Д. Мегатренды. – М.: Издательство АСТ, 2003. – 380 с.
7. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. – СПб, 2001. – 280 с.
8. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004.
9. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2005. – 588 с.
Темы докладов
1. Девиантное поведение в современном обществе
2. Феномен аномии в России
3. Особенности социального контроля в информационном обществе
4. Специфика девиантного поведения в организации
5. Девиация и фанки-бизнес («новая экономика»)
Занятие 7. Сущность глобализации и предпосылки её возникновения
- Особенности развития современного мира: глобализация
- «Soft power» как источник социально-экономической экспансии
- Теории глобализации
- Россия и ВТО: «плавающее мнение»
Рекомендуемая литература
1. Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. – http://www.artlebedev.ru
2. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2005.
3. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М.: Весь мир, 2004.
4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-традиция, 2003.
5. Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2005.
6. Нейсбит Д. Мегатренды. – М.: Издательство АСТ, 2003. – 380 с.
7. Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. – СПб, 2001. – 280 с.
8. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004.
9. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2005. – 588 с.
Темы докладов
- Глобализация как основной элемент сглаживания дифференциации в современном обществе
- ТНК как строительный материал структуры нового общества
- Проблемы корреляции процессов глобализации и регионализации
- Влияние глобализации на изменение институциональной среды общества
Занятие 8. Промежуточный рейтинг
Проводится по темам блока «Основы социологии» и включает в себя устное собеседование и/или тестирование.
Занятие 9. Политический режим и его формы
1. Политическая система как механизм власти
2. Типология политических систем
3. Истоки и разновидности тоталитаризма
4. Демократия: признаки и типология
5. Демократизация общества
Рекомендуемая литература
1. Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. – http://www.artlebedev.ru
2. Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2005.
3. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М.: Весь мир, 2004.
4. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-традиция, 2003.
5. Бороноев А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. – Гардарики, 2004. – 400 с.
6. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 447 с.
7. Горелов А.А. Основы социологии и политологии. – Флинта, 2003. – 416 с.
8. Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2005.
9. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. – 240 с.
10. Кравченко А.И. Общая социология. Учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2001.
11. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – Проспект, 2007. – 352 с.
12. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2004. – 336 с.
13. Нейсбит Д. Мегатренды. – М.: Издательство АСТ, 2003. – 380 с.
14. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – Москва: Издательство АСТ, 2003. – 669 с.
15. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. – М.: Аспект Пресс, 2004.
16. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Пер. с англ. М.Б. Левина. – М.: АСТ, 2005. – 588 с.
Темы докладов
- Основные тенденции развития политических систем в современном мире
- Синергетический эффект взаимодействия репрезентативной и партиципаторной демократий
Занятие 10. Типология политических партий
1. Политическая партия и её основные функции
2. Типы политических партий
3. Партийная идеология и её направления
Рекомендуемая литература
- Бороноев А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. – Гардарики, 2004. – 400 с.
- Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 447 с.
- Горелов А.А. Основы социологии и политологии. – Флинта, 2003. – 416 с.
- Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2005.
- Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. – 240 с.
- Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – Проспект, 2007. – 352 с.
- Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2004. – 336 с.
- Нейсбит Д. Мегатренды. – М.: Издательство АСТ, 2003. – 380 с.
- Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – Москва: Издательство АСТ, 2003. – 669 с.
Темы докладов
- Современная либеральная концепция
- Современная социал-демократическая концепция
Занятие 11. Типология избирательных систем
1. Партийные системы и их основные типы
2. Типология выборов
3. Мажоритарная и пропорциональная система
4. Лоббизм
Рекомендуемая литература
1. Бороноев А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. – Гардарики, 2004. – 400 с.
2. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 447 с.
3. Горелов А.А. Основы социологии и политологии. – Флинта, 2003. – 416 с.
4. Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2005.
5. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. – 240 с.
6. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – Проспект, 2007. – 352 с.
7. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2004. – 336 с.
8. Нейсбит Д. Мегатренды. – М.: Издательство АСТ, 2003. – 380 с.
9. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – Москва: Издательство АСТ, 2003. – 669 с.
Темы докладов
1. Особенности многопартийной системы в России
2. Основные стадии избирательного процесса
Занятие 12. Политическое лидерство
- Политический лидер и его функции
- Типология лидеров
- Формальные и неформальные лидеры
Рекомендуемая литература
1. Бороноев А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие. – Гардарики, 2004. – 400 с.
2. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов / В.П. Пугачёв, А.И. Соловьёв. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 447 с.
3. Горелов А.А. Основы социологии и политологии. – Флинта, 2003. – 416 с.
4. Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2005.
5. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – ФОРУМ-ИНФРА-М, 2006. – 240 с.
6. Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – Проспект, 2007. – 352 с.
7. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2004. – 336 с.
8. Нейсбит Д. Мегатренды. – М.: Издательство АСТ, 2003. – 380 с.
9. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – Москва: Издательство АСТ, 2003. – 669 с.
Темы докладов
1. Имидж лидера
2. Политический популизм
Занятие 11. Итоговый рейтинг
Проводится по темам блока «Основы политологии» и включает в себя устное собеседование и/или тестирование.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
4.1 План самостоятельной работы студентов
№ п/п | Тема | Краткое содержание | Кол. час. |
Сущность глобализации и предпосылки её возникновения | Социокультурные, политические и экономические предпосылки процесса глобализации. Концепции глобализации. Сущность и признаки «общества риска», его основные параметры. Соотношение процессов глобализации и индивидуализации. | ||
Социальный конфликт | Сущность конфликта. Позитивные и негативные функции конфликта. Типология конфликтов. Причинные факторы конфликта. Структура конфликта. Основные типы действий в конфликте. Динамика конфликта. Основные типы действий в конфликте. Гендерные и возрастные факторы конфликта. Методы разрешения конфликта. | ||
Сущность демократии и её типы | Понятие и сущность демократии. Типы демократических режимов. Репрезентативная и партиципаторная демократии. | ||
Геополитика | Сущность и актуальность геополитических концепций. Немецкая школа: Ф. Ратцель, К. Хаусхофер. Британская школа: Х. Маккиндер. Американская школа: А. Мэхен, Американская школа: А. Мэхен, Американская школа: А. Мэхен, Н. Спайкмен, С. Коэн, С. Хантингтон. Русская школа: концепция евразийства. | ||
ИТОГО |
Литература
- Бабосов Е.М. Конфликтология. – Минск, 2000.
- Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2005.
- Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. – М.: Весь мир, 2004.
- Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. – М.: Прогресс-традиция, 2003.
- Белковский А.Н., Хачатуров А.Е. Эволюция человечества и социальное управление // Менеджмент в России и за рубежом. – 2003.№6. – С. 136 – 141.
- Гидденс Э. Социология. – М.: УРСС, 2005.
- Давыдов А.А. В преддверии нанообщества // Социс. – 2007.№3. – С. 119 – 125.
- Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., 1995.
- Кравченко А.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – Проспект, 2007. – 352 с.
10. Многоликая глобализация / Под. ред. П. Бергера и С. Хантингтона; Пер. с англ. В.В. Сапова под ред. М.М. Лебедевой. – М.: Аспект Пресс, 2004. – 379 с.
11. Нейсбит Д. Мегатренды. – М.: Издательство АСТ, 2003. – 380 с.
12. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – Москва: Издательство АСТ, 2003. – 669 с.
Стартовый рейтинг
Социология представляет собой:
a) совокупность наук, изучающих мир социальных явлений
b) одну из множества социальных наук
c) самостоятельную науку, изучающую наиболее общие социальные явления
d) науку, изучающую типы государства
Предметом социологического познания является:
a) природа
b) общество
c) психология человека
d) поведение человека
Термин «социология» в науку ввёл:
a) Г. Спенсер
b) О. Конт
c) М. Вебер
d) Э. Дюркгейм
Основой позитивизма О.Конта является:
a) промышленная революция
b) доминирование научных теорий в политике и экономике
c) наступление гармонии в обществе
d) сочетание статики и динамики
Неоклассический этап развития социологии относится к следующему периоду:
a) 1 половина XIX в.
b) конец XIX – начало XX вв.
c) 2 половина XX в.
d) начало ХХI в.
4.2.2 Задания для подготовки к промежуточному рейтингу
Модель, которой присуще понимание общества как результат договора между свободными и равными людьми:
a) органическая
b) номиналистическая
c) процессуально-деятельностная
d) договорная
Социальная структура общества представляет собой:
a) устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности
b) совокупность связей и соотношений, в которые вступают между собой социальные группы и общности
c) объединение людей, имеющих общие интересы и цель
d) совокупность социальных институтов
В основе цивилизационного подхода к анализу общества лежат:
a) социально-экономические факторы
b) социокультурные феномены
c) общественные движения
d) природные условия
Устойчивым комплексом формальных и неформальных правил, норм и установок, организующих совокупность ролей и статусов, называется:
a) социальная организация
b) социальный институт
c) социальная группа
d) социальный статус
Процесс формирования внутренней структуры личности с помощью усвоения ее норм, ценностей и других компонентов социальной среды называется:
a) интериоризация
b) стратификация
c) персонификация
d) идентификация
Итоговый рейтинг
Политология представляет собой:
a) отрасль знаний о политике во всех её проявлениях и взаимосвязях с другими областями общественной жизни
b) отрасль знаний об обществе, социальных группах и их взаимодействии
c) отрасль знаний об идеалах и нормативных принципах политического устройства
d) отрасль знаний о системе ценностей и установок, определяющих взаимоотношения государства и общества
Наиболее стабильной является власть, в основе которой лежит:
a) страх
b) привычка
c) интерес
d) авторитет
Тип гражданского общества, в котором социальная дифференциация имеет социокультурный характер, называется:
a) конкурентное
b) когерентное
c) плюралистическое
d) экологическое
Под гражданским обществом понимается:
a) совокупность граждан одного государства
b) совокупность независимых от государства ассоциаций, реализующих интересы индивидов
c) совокупность активно участвующих в политической жизни субъектов общества
d) совокупность частных предпринимателей и бизнесменов
Основой лоббизма является:
a) централизованная власть
b) способ формирования элиты
c) процесс влияния групп интересов на органы власти
d) тип легитимной власти
РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ И КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Промежуточный рейтинг
1. Предмет, объект и функции социологии.
2. Основные этапы становления социологии.
3. Общество как система.
4. Особенности социальной модернизации в России.
5. Современные теории общества.
6. Этносоциальные общности.
7. Понятие, структура и функции социальных институтов.
8. Типы социальных институтов.
9. Наука и образование в современном обществе.
10. Социальная структура современого общества.
11. Социальная дифференциация и социальное неравенство.
12. Социальные роли и статусы личности.
13. Социальная мобильность.
14. Социологические концепции личности.
15. Социализация личности.
16. Социальная связь и социальный контроль.
17. Девиантное поведение.
18. Социальный конфликт: природа и механизмы разрешения.
19. Управление социальными процессами.
20. Понятие и социальные функции культуры.
21. Социальные элементы культуры.
22. Гражданское общество и правовое государство.
23. Роль религии в модернизации общества.
24. Социологическая характеристика современного общества.
25. Социальные группы: причины и способы формирования.
26. Малые социальные группы: признаки и разновидности.
27. Большие социальные группы: признаки и разновидности.
28. Социальные отношения и формы их проявления.
29. Социальные институты: понятие и признаки.
30. Институт семьи.
31. Институт образования.
32. Институт религии.
33. Институт собственности.
34. Институт государства.
35. Трансформация социальных институтов.
36. Понятие и разновидности социальных процессов.
37. Социальный кризис.
38. Теория модернизации.
39. Специфика антикризисного управления.
40. Конформизм и девиация в системе управления.
Итоговый рейтинг
1. Объект и предмет политологии. Сущность, структура политики. Виды и функции.
2. Политическая власть. Теории происхождения власти. Формы власти. Легитимная власть.
3. Легитимизация власти. Типы господства.
4. Понятие государства, признаки и функции. Этатизм и деэтатизм.
5. Правовое государство и социальное государство.
6. Сущность и признаки гражданского общества.
7. Политическая система. Понятие, структура, функции, типы. Основные институты политической системы общества.
8. Субъекты политики. Группы интересов. Лоббизм. Электоральное поведение в современной России.
9. Правящая элита и её роль в политике. Особенности формирования элит в современной России.
10. Политическое лидерство. Основные теории обоснования лидерства и их функции.
11. Политическое сознание. Уровни, функции, формы. Основные идеологии современности.
12. Политическая культура. Понятие, структура, функции.
13. Экономико-центристская политическая культура.
14. Этноцентристская политическая культура.
15. Социетальная политическая культура.
16. Политический режим. Понятие, типология.
17. Сущность демократии и её признаки.
18. Политические партии. Сущность, функции, типология.
19. Избирательные системы. Сущность, типология. Особенности избирательной системы в России.
20. Политическая социализация. Понятие, особенности, стадии.
ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ
1. История формирования предмета социологии.
2. Сущность позитивного метода О. Конта.
3. Принцип эволюционизма в социологии Г. Спенсера.
4. Социология К. Маркса
5. Социология М. Вебера
6. Социология Э. Дюркгейма
7. Необходимость социологических исследований и их методология.
8. Теории постиндустриального общества.
9. Гражданское общество: специфика становления в России.
10. Информационное общество: перспективы развития в России.
11. Структурно-функциональный подход Т. Парсонса.
12. Проблемы модернизации российского общества.
13. Общество рисков У. Бека
14. Трансформация социальной структуры российского общества конца ХХ начала ХХ1 вв.
15. Социальная мобильность и социальная миграция.
16. Состав, качество и предпосылки формирования среднего слоя в российском обществе.
17. Сетевая организация общества. Э. Кастельс.
18. Особенности функционирования института экономики в информационном обществе.
19. Особенности функционирования института образования в информационном обществе.
20. Особенности экономики, основанной на знаниях.
21. Сущность бизнес-инкубатора и направления его деятельности.
22. Корреляция трансформации институтов экономики и образования и остальных сфер общественной деятельности.
23. Индивидуализированное общество З.Баумана.
24. Семья и личность в современном обществе.
25. Проблемы управления человеком в информационном обществе.
26. Причины и результаты трансформации ценностей россиян.
27. Социализация в информационном обществе.
28. Девиантное поведение в современном обществе
29. Феномен аномии в России
30. Особенности социального контроля в информационном обществе
31. Специфика девиантно