Тема 16. Анализ взаимосвязи признаков. Таблицы сопряженности

практическое занятие, 2 часа

Цель занятий: формирование умений чтения и анализа таблиц сопряженности признаков.

Описание занятий: на занятиях студенты читают и анализируют таблицы сопряженности; представляют выполненное дома практическое задание.

Практические задания, выполняются в аудитории:

Чтение и анализ таблиц сопряженности двух признаков, трех признаков.

Практическое задание, выполняется дома:

Описать данные из таблицы сопряженности, оформить текст (до 1-1,5 страниц)

Оборудование и материалы:

1) Таблицы сопряженности реальных исследований различных центров, групп.

2) Таблицы сопряженности результатов исследований, в которых автор курса разрабатывала инструментарий и делала анализ данных.

Вопросы теории для повторения дома:

1. Статистическая группировка. Ряды распределений признаков. Таблицы сопряженности.

2. Коэффициенты корреляции.

3. Построение индексов.

4. Логический анализ и интерпретация количественных данных.

Основная литература к темам 15 и 16:

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. – М., 2012. – Гл.15,16.

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии. - М., 1998. - Гл. 3, парагр.1, 2, 3, 4.

Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. Методология, дискриптивная статистика, изучение связей между номинальными признаками. - М.: Научный мир, 2000. - Ч.II.

Процедуры и методы социологического исследования. Практикум. Книга 1. Классическое социологическое исследование./ Под общ. ред. А.С. Готлиб. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. – Гл.2.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.

Тема 17. Графическое отображение социологической информации

практическое занятие, 2 часа

Цель: формирование умений читать графики и диаграммы, отображающие результаты социологических исследований; формирование умений отображать социологические данные в форме графиков, диаграмм; умений выбирать наиболее оптимальные графики и диаграммы для отображения социологических данных.

Описание занятий: занятия проходят в компьютерном классе. На первом занятии преподаватель представляет студентам различные формы графиков и диаграмм, разбираются принципы их построения; студенты читают их, анализируют. Строятся различные виды диаграмм. Выдается домашнее задание.

На втором занятии студенты представляют разработанные графики и диаграммы, они обсуждаются и оцениваются.

Практические задания, выполняются в аудитории и дома:

1. Построить круговую диаграмму.

2. Построить различные виды столбиковых диаграмм.

3. Построить диаграмму для временных рядов.

Оборудование и материалы:

1) Таблицы сопряженности признаков социальных объектов.

2) Примеры: разнообразные типы диаграмм и графиков, отображающие результаты исследований социологических центров.

3) Компьютерный класс.

Программное обеспечение:

Программа Еxcel

Тема 18. Проект прикладного социологического исследования:

Разработка и презентация

практическое занятие, 4 часа

Цель занятий: интегрировать умения и навыки, сформированные за время работы на практикуме, в едином проекте прикладного исследования.

Описание занятий: занятия проходят в форме презентации и обсуждения проектов исследований студентов.

Практическое задание, выполняется дома: собрать сделанные разработки по курсу в единый проект прикладного исследования, представить его в виде презентации. Проект должен включать: а) Полное техническое задание; б) инструментарий для сбора информации (анкету, вопросник, план наблюдения, план фокус-группы, бланк контент-анализа); в) собранные данные; г) краткое описание результатов исследования.

Оборудование и материалы:

Пример технического задания, со всеми элементами (проблемная ситуация; объект, предмет исследования; цель, задачи исследования; описание проекта выборки и ее объем; география сбора данных; метод сбора данных; сроки полевых работ; контроль качества сбора данных; формы представления результатов исследования).

Основная литература:

Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы. Интерактивное учебное пособие. – М., 2012. – Гл.1,2, Приложения 1,2,3,4.

Процедуры и методы социологического исследования. Практикум. Книга 1. Классическое социологическое исследование./ Под общ. ред. А.С. Готлиб. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 2010. – Гл.8.

Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. - М.: Омега-Л, 2007.

10.3. Методические рекомендации для преподавателя

При проведении занятий следует ориентироваться на Программу дисциплины «Методология и методы социологических исследований» (см. РПД по данной дисциплине), Планы семинарских занятий по данной дисциплине (см. РПД по данной дисциплине). Основной материал для работы на практикуме изложен в разделе 10.2. «Планы практических занятий на практикуме».

К ряду занятий даются списки тем для выполнения студентами практических заданий. Они могут изменяться в зависимости от профессиональных интересов и исследовательского опыты преподавателя, ведущего практикум.

Целесообразно построить практикум таким образом, чтобы в конце занятий, каждый студент смог собрать свои разработки в единый проект прикладного (эмпирического) исследования, который частично будет реализован.

Поэтому в начале практикума целесообразно, чтобы каждый студент выбрал тему для разработки проекта исследования и отрабатывал эту тему в течение всего практикума. Работа каждого студента будет включать разработку технического задания на проведение исследования; разработку проекта выборки (выборок); блоки вопросов для анкеты; анкету для стандартизованного интервью; гайд для фокус-группы; вопросник качественного интервью; план наблюдения. Студент должен отработать методы по своему инструментарию (например, провести качественное интервью, нестандартизованное наблюдение). Фокус-группа проводится коллективно (разрабатывают и проводят несколько человек, а остальные студенты – играют роль респондентов). Таким образом, каждый студент в конце обучения на практикуме собирает все свои разработки в частично реализованный проект социологического исследования, в котором использовались разные методы для сбора информации, и делает его компьютерную презентацию.

Наши рекомендации