Основные категории социологии

Среди основных понятий социологии следует выделить два главных — это статуси роль.Необходимость выделения этих так называемых «первокирпи-чиков» науки диктуется не исследовательскими, а скорее педагогическими задачами. Методологи признают, что контекст научного открытия знания и контекст его научного обоснования (он же контекст изложения научного знания) могут существенно различаться. Когда от первого мы переходим ко второму, то стихийная лабораторная работа систематизируется, пробные варианты и всевозможные ошибки отбрасываются, теоретическое знание принимает строго логический и последовательный вид. В такой форме его легче передать студентам, не искушенным в тонкостях профессиональной социологии.

Когда К. Маркс в середине XIX в. закончил многотрудную работу по сбо­ру эмпирического материала, проработке теоретических источников и ста­тистического материала, записав его в черновые тетради (кстати, изданные самостоятельными томами в его и Ф. Энгельса собрании сочинений), он приступил к систематизации накопленных знаний, а готовый результат из­ложил во всемирно известном «Капитале». Именно здесь, возможно, боль­ше в педагогических целях, он выделил исходную клеточку — товар, — из которой впоследствии логически развернул сложнейшую систему катего­рий политэкономии. Прием оказался весьма удачным, благодаря чему уже долгое время его учение покоряет не только читателей, но и профессиональ­ных ученых.

Если попытаться использовать прием Маркса в социологии и здесь вы­делить исходную клеточку для развертывания категориального аппарата этой науки, то лучшего кандидата, чем понятие «статус», мы, пожалуй, не най­дем. Иные претенденты, к примеру «личность» или «индивид», не подходят по ряду причин. Во-первых, «индивид» не является термином социальной науки — им пользуются и в естествознании. Точно так же и «личность» не является специфически социологическим понятием — его с успехом исполь­зуют педагоги, философы, психологи и др. Во-вторых, «личность» — слиш­ком сложное и многомерное понятие, чтобы служить началом, а не концо\< теоретического изложения.

Иное дело — понятие статуса. Статусом называется позиция (положе­ние) человека в группе или обществе. Он дает статичное изображение пред­мета социологии, в то время как парное ему понятие роли раскрывает дина­мический аспект социальной реальности, поведение и взаимодействие тех кто занимает то или иное положение в обществе. Быть лидером или аутсай дером в малой группе, например в компании друзей, — означает иметь не­формальный, или личный, статус. Быть инженером, мужчиной, мужем, рус ским, православным, республиканцем, бизнесменом — значит иметь фор мальный, или социальный, статус, т.е. занимать определенное место i системе общественного разделения труда. У одного человека может быт] множество статусов. Одни статусы принадлежат ему от рождения, наприме! национальность, другие приобретаются в ходе социализации (обучения со циальным нормам и ролям), скажем, статус президента страны или члена рее публиканской партии.

Статус предписывает индивиду определенные роли, а те предполагают совокупность прав и обязанностей, которые по традиции общество закрепля­ет за данной позицией. Учитель обязан передавать знания ученикам, оцени­вать их успехи, следить за дисциплиной, т.е. выполнять различные роли. Права и обязанности определены социальными нормами. Или, скажем, ста­тус отца включает в себя несколько ролей: воспитатель детей, человек, обес­печивающий материальное благополучие семьи, и др. У каждой роли свой круг прав и обязанностей, которые определены либо законом, либо обыча­ем. Роль воспитателя из статуса «отец» предполагает, что мужчина несет обя­занность перед обществом воспитать детей в духе законопослушания, ува­жения традиций и обычаев своего народа. Такова обязанность именно отца, а не матери.

Точно так же можно разложить на составляющие элементы другой ста­тус — статус мужа. У него иной набор ролей: сексуальный партнер, соци­альный партнер, организатор семейного быта и досуга, специалист по ре­монту домашней утвари и квартиры и т.п. У каждой роли опять же свой круг прав и обязанностей, которые определены соответствующими нор­мами поведения. Все сказанное касается каждого социального статуса. Нормы определяют каждую отдельную роль либо их совокупность в це­лом, т.е. статус.

Итак, статус — это ниша или место в социальной структуре общества (группы). Статус включает несколько ролей, причем каждой роли соответ­ствует свой круг прав и обязанностей, которые определяются социальными нормами. Иначе говоря, статус указывает на место, а роль — на способ пове­дения индивида (группы).

Роль — это модель поведения в соответствии с правами и обязанностями, закрепленными заданным статусом соответствующими социальными нор­мами. Иногда роль называют динамической характеристикой статуса.

Вообразим себе такую фантастическую ситуацию: все существующие в обществе статусы (а их десятки тысяч) опустели, наподобие ячеек улья, из которых выкачали мед. Вот эта воображаемая совокупность пустых, т.е. незаполненных людьми, статусов образует социальную структуру общества.

Она напоминает пчелиные соты, состоящие из взаимосвязанных, но пу­стых ячеек — статусов. Однако, в отличие от сот, это разновеликие ячейки, причем отличающиеся друг от друга многими характеристиками. Если запол­нить каждую ячейку людьми, наше воображение нарисует большие соци­альные группы людей. Их совокупность дает социальный состав населения, который изучает статистика.

В примитивном обществе мало статусов: вождь, шаман, мужчина, жен­щина, муж, жена, сын, дочь, охотник, собиратель, ребенок, взрослый, ста­рик — их можно пересчитать по пальцам. А в современном обществе только одних профессиональных статусов около 40 тыс.; статусов семейно-брачно-родственных отношений более 200 (деверь, невестка, кузина и т.д.); многие сотни статусов в политических, религиозных, экономических объединени­ях. На нашей планете 3 тыс. языков, за каждым из них стоит этническая общ­ность — нация, народ, народность, племя. И это тоже статусы. Они входят в демографическую систему, как и половозрастные статусы.

Социальную структуру мы уподобили пчелиным сотам в улье, где множе­ство ячеек плотно подогнаны друг к другу. Социальные соты тоже скрепле-

ны, но совершенно особым образом — социальными функциями. Что такое социальная функция? Рассмотрим это на примере всем знакомых функций учителя: передавать свои знания, оценивать успехи, следить за дисциплиной. Но эти функции учителя относительны, поскольку статус учителя относи­телен статуса ученика, но не статуса работника гороно, родителя, офицера, русского и т.д. Относительность означает функциональную взаимосвязь ста­тусов. Поэтому социальная структура — это не просто совокупность стату­сов, а их функциональная взаимосвязь. Слово «относительность» связано не только с функциями, но и с отношениями. Выполняя свои обязанности, учитель вступает в определенные отношения с учеником, а тот — с учителем, родителями, полицейским, ровесниками, продавцом, таксистом и т.д.

Мы можем смело утверждать, что социальные статусы связаны социальны­ми отношениями, тогда как личные статусы — межличностными отношения­ми. Общество опутано сетями социальных и межличностных отношений.

Для социологии важны не личные отношения людей, а нечто более фун­даментальное — социальные отношения. Начальник цеха может лично от­носиться крабочему с большой симпатией, однако если рабочий плохо справ­ляется со своей профессиональной ролью, т.е. не соответствует статусу, а начальник из личных соображений попустительствует ему, то он рискует своей служебной карьерой, рискует потерять свой статус начальника цеха. Дело в том, что начальник и подчиненный — социальные роли.

Итак, статусы связаны между собой социальными функциями, которые проявляются через социальные отношения. Функции и отношения, наподо­бие цемента и песка, создают прочный раствор, скрепляющий социальную структуру.

Индивиды, выполняющие социальные роли, вступают между собой в со­циальное взаимодействие. Это регулярный, повторяющийся процесс.

Только регулярно повторяющиеся социальные взаимодействия крис­таллизуются в социальные отношения. И снова — динамика и статика. Если человек лишь однажды научил чему-либо подростков, то какой же он учитель? Учитель — это постоянная функция (т.е. социальная позиция в обществе), как обучение — регулярное взаимодействие. Взаимодействие, действие, поведение, роль — все это очень близкие, даже родственные понятия. И мы об этом будем еще говорить.

Анализировать социальную роль, не рассматривая, что такое человечес­кая личность, — занятие праздное. Всю жизнь мы учимся правильно испол­нять социальные роли, следовать предписанным нормам и обязанностям. Этот трудный, продолжающийся всю жизнь процесс обучения называют со­циализацией. Ее результат — социально зрелая личность. А какая же личность без культуры?

КУЛЬТУРА — совокупность традиций, обычаев, социальных норм, правил, регулирующих поведение тех, кто живет сейчас, и переда­ваемых тем, кто будет жить завтра.

Преемственность культуры достигается через социализацию. А надзирает за тем, правильно или неправильно проходит социализация, особый механизм или, как говорили в старину, учреждение. Оно называется социальным конт­ролем. Он пронизывает все общество, принимает множество форм и обличий

(общественное мнение, цензура, сыск и т.п.), но состоит всего из двух элемен­тов — социальных норм (предписаний, что должно делать) и санкций (возна­граждений и наказаний, стимулирующих соблюдение предписаний).

Социальный контроль многолик: вас контролируют родители, соседи, учителя, милиция, государство, администрация и еще множество других агентов социального контроля. Разновидность социального контроля — по­литический контроль: сыск, цензура, слежка, наружное наблюдение, телефон­ное прослушивание, которые на законных (реже незаконных) основаниях проводятся уполномоченными государством органами, например ФСБ. Субъектом политического контроля выступают три ветви власти в государ­стве — законодательная, исполнительная и судебная. К тем, кто отклоняет­ся вправо или влево, применяются всевозможные санкции. Они разделяют­ся на позитивные (вознаграждение) и негативные (наказание). Исправность механизма контроля — залог здоровья и стабильности общества. Когда отсут­ствуют законы и нормы, регулирующие основные категории социологии - student2.ru социальные отношения, наступает ано­мия — беззаконие, отсутствие норм. Когда отдельный человек отклоняется от норм либо их нарушает, его пове­дение называют девиантным.

У каждого человека есть потребности, которые он обязан удовлетворить: физиологические, социальные, духовные. Важнейшие, или фундаменталь­ные, потребности у всех одинаковы, а второстепенные различны. Первые универсальны, т.е. присущи всему населению, а стало быть, характеризуют общество в целом.

Учреждения, призванные удовлетворять фундаментальные потребнос­ти общества, называются социальными институтами. Институт — это при­способительное устройство общества, созданное для удовлетворения его важнейших потребностей и регулируемое сводом социальных норм, а со­циальные институты — исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемой нормами, традици­ями, обычаями и направленной на удовлетворение фундаментальных по­требностей общества. Его можно определить иначе: институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения опре­деленной социальной потребности.

Семья, производство, религия, образование, государство — фундаменталь­ные институты человеческого общества, возникшие в глубокой древности и существующие по сию пору. Самым древним институтом считается произ­водство — ему около 2 млн лет. Именно тогда предок человека впервые взял в руки орудие труда. В зачаточной форме институт семьи появился у наших обезьяноподобных предков и постоянно совершенствовался на протяжении 500 тыс. лет. Человек и созданное им общество возникли 40 тыс. лет назад, армия и государство — 10 тыс. лет назад. Государство — универсальный по­литический институт, осуществляющий на определенной территории под­держание политического порядка и управление общественными процесса­ми на основе использования легитимных форм принуждения. Приблизитель­но в то же время зародилось систематическое образование в школах, а собственность, вначале коллективная, а позже частная, возникла раньше се-

мьи. Политическими институтами считаются, в частности, партии, парла­мент, президентство, адвокатура, суды, референдум и др.

Социальный институт — очень сложное и, самое главное, реально суще­ствующее учреждение. Ведь социальную структуру мы получаем, абстраги­руясь от чего-то. Да и статус можно представить только мысленно. Конеч­но, соединить в единое целое всех людей, все учреждения и организации, которые на протяжении веков связаны с одной функцией — семьей, рели­гией, образованием, государством или производством, и представить их как один из институтов, гоже непросто. И все же социальный институт реален. Во-первых, в каждый данный момент времени один институт представлен совокупностью людей и социальных организаций — например, совокуп­ность школ, техникумов, вузов, различных курсов и т.п. плюс Министер­ство образования и весь его аппарат, научно-исследовательские институ­ты, редакции журналов и газет, типографии и многое другое, что связано с педагогикой, составляют социальный институт образования. Во-вторых, основные, или общие, институты, в свою очередь, состоят из множества неосновных, или частных, институтов. Их называют социальными практи­ками. К примеру, в институт государства входят институт президентства, институт парламентаризма, армия, суд, адвокатура, полиция, прокурату­ра, институт присяжных и т.д. Так же обстоит дело с религией (институты монашества, крещения, исповеди и т.д.), производством, семьей, образо­ванием.

Совокупность социальных институтов называется социальной системой общества. Она связана не только с институтами, но и с социальными орга­низациями, социальным взаимодействием, социальными ролями. Одним словом, с тем, что движется, работает, действует.

Итак: статусы, роли, социальный контроль существуют не сами по себе. Они формируются в процессе удовлетворения фундаментальных потребно­стей общества. Механизмами такого удовлетворения являются социальные институты, разделяющиеся на основные (их всего пять: семья, производство, государство, образование и религия) и неосновные (их гораздо больше), на­зываемые еще социальными практиками.

Вот мы и получили целостную картину общества, описанную при помо­щи социологических понятий. Эта целостность имеет две стороны — стати­ческую, описываемую структурой, и динамическую, описываемую системой. А исходные кирпичики здания — статус и роль. Они тоже двойственны. Для завершения картины не хватает, пожалуй, еще двух важных понятий — «со­циальная стратификация» и« социальная мобильность».

Каждый институт выполняет строго предписанную функцию: обучать, производить, защищать и т.д. Функция и роль тесно связаны. Судья, оцени­вающий наши поступки с точки зрения соблюдения закона,— это не только конкретный человек, но и социальная роль, у которой есть своя конкретная функция. Социальных ролей у одного человека несколько: он мужчина, че­ловек зрелого возраста, спортсмен, депутат, муж, родитель, член профсою­за. Миллиарды людей побывали в роли мужа, десятки миллионов — в роли избирателя, сотни тысяч — в роли офицера. Меняются люди, но роли оста­ются. Сохраняются и социальные статусы.

Со временем исчезают одни социальные позиции и выражающие их со­циальные роли и появляются другие. Общество меняется, меняется и его

структура. Например, исчезли с исторической карты России такие соци­альные роли, как извозчик, опричник, князь, появились новые роли — кос­монавт, тракторист, президент.

Совокупность людей, занимающих одну и ту же социальную позицию (ячейку общества) или выполняющих одну и ту же роль, называется социаль­ной группой. Социальные группы могут быть большими, состоящими из со­тен, тысяч и даже миллионов человек, или малыми (2—7 человек). Дружес­кая компания или семья относятся к малым группам. Большие социальные группы разделяются на половозрастные (старики, взрослые, дети, мужчины и женщины), национальные (русские, англичане, эвенки), профессиональ­ные (трактористы, инженеры, преподаватели), экономические (акционеры, брокеры, рантье), религиозные (протестанты, мормоны, православные), политические (либералы, консерваторы, демократы).

Политические группы — всего лишь разновидность социальных, посколь­ку слово «социальное» часто используется в широком значении «обществен­ное». Если социальные группы выделяются по возрасту, полу, профессии, имущественному положению, то политические — по принадлежности к оп­ределенным партиям, движениям и организациям, по политическим ориен-тациям, электоральной (избирательной) активности и др. Те и другие при­знаки в одном исследовании обязательно пересекаются, поэтому политоло­ги, выясняющие, скажем, политический рейтинг того или иного кандидата на выборах, т.е. его значимость, политический вес среди других кандидатов, обязательно учитывают то, как активно голосуют женщины и мужчины, молодежь и пожилые. Здесь социальные и политические показатели тесно переплетены. Совокупность всех социальных (демографических, политичес­ких и экономических, религиозных, профессиональных и др.) групп обра­зует социальный состав населения.

Общество можно рассматривать в двух плоскостях — горизонтальной и вертикальной. Когда все социальные статусы и роли связаны между собой функциями, а стало быть, правами и обязанностями по отношению друг к другу (учитель имеет определенные права и обязанности перед учеником, офицер — перед солдатом, и наоборот), они образуют ячейки социальной структуры, расположенные горизонтально. Ячейки пусты: одна ячейка — преподаватель, одна ячейка — мужчина и т.д. Но вот мы заполнили их: ты­сячи преподавателей, миллиарды мужчин. Получились не ячейки, а соци­альные группы, слои, некоторые из них можно расположить вертикально: правители займут высшую позицию, дворянство расположится ниже, под ними — рабочие и крестьяне. У первых больше власти, у вторых — меньше. Различаются они также по доходам, богатству, уровню образования, престижу должности или профессии. Такого рода пирамида, построенная на неравен­стве доступа к социальным благам, существует в каждом обществе. Распо­ложенные друг над другом группы (в данном случае их именуют стратами) составляют социальную стратификацию общества.

Итак, социальная стратификация — совокупность больших социальных групп, расположенных иерархически по критерию социального неравенства и называемых стратами. Это иная версия социальной структуры. Статусы расположены не горизонтально, а вертикально. Только на вертикальной оси они могут соединяться в новые группы — страты, слои, классы, сословия, которые отличаются друг от друга по признаку неравенства. Бедные, зажи-

точные, богатые — общая модель стратификации. Чтобы от общего перейти к частному, разделим вертикальное пространство на четыре шкалы: шкалу доходов (в рублях, долларах), шкалу образования (лет обучения), шкалу вла­сти (число подчиненных), шкалу профессионального престижа (в баллах экспертов). На этих шкалах легко найти место любого статуса и тем самым определить общее место в системе стратификации.

Переход из одной страты в другую, неравную (из бедных в богатые) либо в равную (из водителей в трактористы), описывается понятием «социальная мобильность», которая бывает вертикальной и горизонтальной, восходящей и нисходящей.

При помощи законов социологическая теория раскрывает динамику об­щества. В свою очередь, динамика описывается через социальные процессы, которые мы определим как устойчивую связь сменяющих друг друга явле­ний. Одним из самых длительных социальных процессов, с которым стал­кивается человек, является социализация — продолжающееся всю жизнь (с младенчества до старости) усвоение культурных норм и освоение соци­альных ролей.

Социальные процессы могут характеризовать: 1) развитие личности (формирование ценностных ориентации, установок или мотивации пове­дения); 2) взаимодействие нескольких индивидов (например, общение); 3) внутри- и межгрупповое взаимодействие (адаптация, трудовое состяза­ние, конфликты). К примеру, выборы, голосование, референдумы — все это разновидности политических процессов и одновременно политического по­ведения людей. Люди приходят на избирательные участки и выражают свою политическую волю (предпочтение той или иной партии). Но вместе с тем это важный политический процесс, существующий независимо от созна­ния и воли людей. Благодаря избирательной системе в демократическом государстве происходит обновление кадров (ротация), сменяются одни элиты на другие, закрепляются права и свободы граждан.

Под социальным явлением надо понимать отдельное, случайное проявле­ние взаимодействия людей, а под социальным процессом — серию таких явлений, связанных между собой структурными или причинными (или, иначе, функциональными) зависимостями. Именно функциональные зависи­мости переводят социальную систему (относительно жестко связанную со­вокупность элементов) из одного состояния в другое. Если такой переход оз­начает прогрессивный сдвиг или изменение, т.е. происходит накопление по­ложительных качеств, то мы вправе говорить о социальном развитии.

Важной категорией, связанной с динамикой общества, является социаль­ное действие — это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представителем социальной группы) в данном мес­те и в данное время. Такова общая формула социального действия. Здесь есть субъект (представитель определенной социальной группы), есть его действие (что именно он делает), есть ориентация на других, мотивация, цель, выбор средств достижения цели.

В социологии, в отличие от психологии, субъектами социального действия выступают не только и не столько индивиды (если индивид признается субъектом действия, то лишь как представитель большой социальной груп­пы), сколько социальные группы и общности (нация, семья, рабочая брига­да, группа подростков, личность), а, к примеру, субъектами политического

действия — граждане, политические партии, лоббистские группы, группы давления, политическая элита, государство, различные ветви власти и др., а на глобальном уровне — в мировом сообществе — национальные государства, международные организации, например ООН, НАТО, межнациональные корпорации и т.д. Субъектов социального действия именуют еще акторами.

К предмету социологии относятся также социальные общности — объеди­нения людей, которые возникают и формируются на основе своей культур­но-исторической самобытности (народы и нации), родственных связей и сходства стадий жизненного цикла (семейные, поколенческие, половозраст­ные), места в общественном производстве (классы) или различаются по тер­риториально-региональным и поселенческим признакам (городские и сель­ские общности).

Кроме них социология изучает другой тип общности — ситуативно воз­никшие массовые образования, члены которых сплочены только кратковремен­ными совместными действиями либо относительно непродолжительной де­ятельностью (массовые движения и митинги, празднества и спортивные зре­лища, аудитории слушателей и телезрителей).

Кратковременные действия могут перерасти в продолжительные и устой­чивые связи. Возникают совсем иные общности — организованные. Они спло­чены единством целенаправленной деятельности. Причем цели могут быть не только трудовыми, но и спортивно-досуговыми (болельщики футбольных клубов), музыкально-досуговыми (неформальные молодежные объединения типа рокеров, металлистов, брейкеров), социальными (альтернативные дви­жения), политическими (партии, народные фронты).

В иерархии социальных общностей центральное положение занимают большие социальные группы (в точном смысле слова), а среди них — клас­сы. Они различаются по месту, занимаемому в системе общественного про­изводства, отношению к средствам производства (главный критерий соци­ально-классовой структуры), роли в общественном разделении труда (здесь появляются профессиональные группы), способу и размерам получения до­ходов. К профессиональным группам относят так называемые отраслевые отряды работников промышленности и сельского хозяйства: шахтеров, во­дителей, инженеров и т.п.; к профессионально-территориальным группам следует причислить: а) временных или иногородних рабочих и постоянные кадры предприятий (имеющие прописку в данном городе); б) иностранных рабочих (например, вьетнамские рабочие, привлекавшиеся на московские предприятия в 80-х — начале 90-х гг.); в) работников, занятых в нетрадици­онных формах организации труда на Крайнем Севере (вахтовым и экспеди-ционно-вахтовым методами работы).

Наряду с социальными общностями, выполняющими позитивные функ­ции, выделяют девиантные (отклоняющееся) и делинквентные (преступные) группы, выполняющие негативные функции: проститутки, наркоманы, ал­коголики, члены мафиозных и организованных банд, тунеядцы, расхитите­ли собственности и др. Все это достаточно большие (иногда десятки и сотни тысяч человек) социальные группы, отличающиеся устойчивыми чертами поведения, сходными условиями проживания и образом жизни.

Основные категории социологии можно задать списочно, т.е. указать их состав, дать определение и описать, как они логически связаны между со­бой. Именно этим приемом мы воспользовались. Однако существует еще

один способ раскрытия предмета социологии — графический: социальную реальность — предмет изучения социологии (подобно тому, как физическая реальность представляет предмет изучения физики) — наглядно изобража­ют в виде социального пространства, имеющего двух-, трех- или п-мерное измерение. Осями координат выступают фундаментальные категории соци­ологии, которые связывают между собой более частные понятия. О втором методе представления предмета социологии — графическом — мы поговорим в следующем параграфе.

Наши рекомендации