Тема 1.2 «Социальное управление: понятие, сущность»
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов, выступлений. | Участие в работе семинара (обсуждении выступлений) |
Форма данного семинарского занятия включает:
1) развернутую беседу по заранее известному присутствующим плану;
2) небольшие по объёму (и соответственно времени изложения материала), но емкие, по сути, доклады студентов. Темы: «Особенности управления организацией XXI века», «Эволюция понятия «управление», «Соотношение понятий «менеджмент» и «администрирование», с последующим обсуждением предоставленного материала участниками семинара.
Также предполагается обозначить ряд перспективных аспектов изучения, среди которых:
- узловые темы нового курса, усвоение которых будет во многом определять качество будущей профессиональной подготовки студентов-управленцев;
- наиболее трудные для понимания и усвоения темы и вопросы курса;
- уточнить методику проведения занятий, формы отчетности, ряд технических и организационных вопросов.
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Как мировое сообщество в качестве коллективного субъекта управления реагирует на углубляющиеся негативные тенденции, есть ли аналоги решения сложных проблем?
2. Назовите основные субъекты управления в современном мире.
3. Охарактеризуйте факторы, влияющие на социальное благополучие населения России.
4. Почему без учета глобальных изменений в мире невозможно в наши дни решать внутренние проблемы в любой стране (как крупной системе). Почему еще в большей мере необходимо учитывать геополитические факторы?
5. Почему в последние годы в российском обществе растет интерес к социологии управления?
6. Охарактеризуйте основные функции социологии. Особое внимание обратите на управленческую функцию.
7. Почему необходимо соотносить объект и предмет социологии управления с объектом и предметом социологической науки в целом?
8. Дайте определение объекта социологии управления, проанализировав для этого понятие объекта исследования общей социологии.
9. Какие подходы к определению предмета социологии управления Вы можете назвать? Раскройте суть каждого из них.
10. Как соотносится социология управления и социальный менеджмент?
11. Охарактеризуйте сущность и причины эволюции понятия «управление».
Основная литература: 1,3,4,5,6. Дополнительная: 3,6.
Тема 1.2 «Социальное управление: понятие, сущность»
Лекция 2. «Социальное управление и его сущность».
План лекции:
2.1 Социальное управление: понятие и основное содержание.
2.2 Управление как вид социальной деятельности и процесс.
2.3 Социальные системы как объект и предмет управления.
Семинарское занятие 2: «Социальное управление и его сущность».
1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия:
1. Социальное управление: понятие и основное содержание. Социальная природа управления.
2. Современная управленческая парадигма. Принципы и законы современного управления
3. Управление как вид социальной деятельности и процесс.
Основная литература: 1,3,4,5. Дополнительная: 3,6.
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта подготовка докладов | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении; в анализе ситуаций) |
Групповая самостоятельная работа по данной теме проводится в интерактивной форме на семинарском занятии. При проведении занятия используется метод, предполагающий решение ситуационных задач.
Группа разбивается на малые группы по 3-4 (5-6) человек, которые получают задание, содержащей информацию, по конкретной ситуации.
Деловая игра «Мост». Цель: усвоить основные управленческие функции и связующие процессы, зафиксировать прямую связь между результатами управления и уровнем (качеством) исполнения этих функций и процессов. Игра проводится с участием всей аудитории. Формируется четное число команд по 3-4 человека в каждой. Старших по командам преподаватель сам не назначает. Командам присваиваются игровые номера, они рассаживаются за отдельные столы. На столах находятся игровые материалы (четыре листа А-4 и 8 канцлерских скрепок), из которых предстоит строить мост. Испорченные (утерянные) в ходе конструирования материалы не возмещаются, использовать новые (некондиционные) не разрешено. Время на строительство «моста» – 30 минут.
Основные управленческие функции: планирование, организация, мотивация, координация, контроль.
Основные связующие управленческие процессы:деловое общение, принятие решений.
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Что такое управление? Какие характеристики управления Вы можете назвать?
2. Раскройте смысл и специфику социального управления.
3. Что представляет собой структура системы социального управления?
4. Раскройте, как соотносятся между собой социальное управление и социальная политика.
5. Определите специфику социологического подхода к управлению.
6. Укажите основные принципы социального управления и раскройте их сущность.
7. Назовите и охарактеризуйте основные законы социального управления.
Основная литература: 1,2,4,5,6. Дополнительная 6,10.
Тема 1.3«Развитие социальной управленческой мысли»
Лекция 3. «Развитие социальной управленческой мысли».
План лекции:
3.1 Развитие управленческих идей в досоциологический период
3.2 Школа научного управления и её теоретическое обоснование М.
Вебером
3.3 Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.
3.4.Структурно-функциональный подход в социологии управления
Семинарское занятие 3,4: «Развитие социальной управленческой мысли».
1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия:
1. Развитие управленческих идей в досоциологический период
2. Школа научного управления и её теоретическое обоснование М. Вебером
3. Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук.
4. Структурно-функциональный подход в социологии управления
5. Отечественная социология управления.
Основная литература: 2,3,5,6. Дополнительная: 5,6,8,9,14,17.
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта подготовка докладов | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении; в анализе ситуаций) |
Групповая самостоятельная работа по данной теме проводится в интерактивной форме на семинарском занятии.
Группа разбивается на малые группы по 5-6 человек, которые получают задание, содержащей информацию, по конкретной ситуации. Задание предлагает выступления по конкретному методологическому направлению. Применительно к рассматриваемым на семинарском занятии вопросам появляются: «тейлористы», «сторонники концепции человеческих отношений», «сторонники школы поведенческих наук», «сторонники структурного функционализма» (Т. Парсонс, Р. Мертон). Цель: привести веские доводы в защиту «своего» направления, критикуя при этом теорию и практическую деятельность своих оппонентов, аргументируя при этом свою позицию конкретными фактами.
При рассмотрении положения дел в развитии отечественной социальной управленческой мысли в 1920 гг., особое внимание должно быть уделено таким ее представителям как Н.А. Витке, П.М. Керженцеву (Лебедев), Ф.Р. Дунаевскому, А.А. Богданову.
В качестве, одного из интерактивных приёмов, при этом используется формула ПОПС. Этот метод позволяет кратко и всесторонне выразить собственную позицию студента по изученной теме, а преподавателю понять, насколько качественно усвоен новый материал. Учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие четыре момента «ПОПС – формулы»:П– позиция;О– объяснение (или обоснование);П –пример;С– следствие (или суждение). Этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы не содержал начало предложений. Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать это на примере…». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Дайте краткую характеристику досоциологического этапа становления и развития социального управления.
2. В чем состоит содержание основных идей управления, возникших в рамках классического этапа развития социологии?
3. Почему с именем М. Вебера связано возникновение концепций управления, без которых было бы невозможным появление социологии управления?
4. Как исторически и предметно соотносится с социологией управления научный менеджмент?
5. Почему возникновение социологии управления напрямую связывают с концепцией человеческих отношений и возникновением социологии менеджмента? Определите их суть и раскройте содержание.
6. Охарактеризуйте концепции структурного функционализма в социологии управления и их антиподы.
7. Перечислите основные этапы развития отечественной социологии управления.
8. Раскройте сущность организационно-технических и социальных концепций управления существовавших в исследованиях НОТ («социально-трудовой», «административной емкости») существовавших в России в 1920-е гг.
9. Опишите модель структурно-функциональных (организационных) отношений Новосибирской школы социологии управления.
10. Укажите современные отечественные разработки методологических принципов анализа организационных систем.
Основная литература: 2,3,5,6. Дополнительная: 5,6,8,9,16.
Управления»
План лекции:
4.1 Управленческие отношения: субординация, реординация, координация.
4.2 Методы социального управления: понятие, классификация, сущность.
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций) |
Тренинги: «Спарринг», «Не мытьем, так катаньем» - формирование и
развитие действенных навыков управления персоналом организации.
Ситуация «Трудный подчиненный». Вы только что назначены руководителем подразделения организации, в которой прежде никогда не работали. Неделю Вы затратили на вхождение в должность (знакомство с сотрудниками и делами).
Считая необходимым ознакомить всех членов коллектива с взглядами на совместную работу, Вы назначаете специальное совещание за полчаса до окончания рабочего времени. Выступая с докладом, Вы постоянно увлекаетесь, вступаете в пространные рассуждения, совещание затягивается. Вдруг один из сотрудников (сотрудница) встает с места со словами: «рабочее время закончилось, а у меня есть неотложные дела!» направляется к выходу. Вы пытаетесь призвать его (ее) к порядку, а в ответ слышите, что своевременное окончание рабочего дня есть необходимый признак управленческой культуры, о чем следует помнить каждому руководителю. И уходит. По реакции в коллективе Вы можете судить, что люди склонны поддержать этот поступок, а в свой адрес Вы слышите осуждающие реплики. Вы быстро завершаете совещание, и люди расходятся.
Вы наводите справки о сотруднике (сотруднице). Вам характеризуют его (ее) как опытного и авторитетного специалиста, отмеченного заслуженными наградами и, одновременно. Как человека с сильным и независимым характером, который является неформальным лидером коллектива. Более того, Вас специально предупреждают, что этот человек пользуется личным расположением и поддержкой руководителя организации. Вам придется, так или иначе, реагировать.
Тренинг: «Спарринг». Задание: в ходе делового общения
реализовать любую выбранную Вами цель управления.
Тренинг: «Не мытьем, так катаньем». Задание: в ходе делового общения реализовать следующие цели управления:
1) избавиться от строптивого сотрудника (сотрудницы);
2) привлечь на свою сторону.
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Семинар. 6. Иерархия, власть и социальный контроль в управлении
1. Обсуждение проблемных вопросов по теме занятия
1. Иерархия и власть как объективные условия процесса управления.
2. Социальный контроль в управлении.
3. Мотивация и стимулирование в трудовой деятельности, их влияние на управление.
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций) |
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Укажите специфику субординационных отношений в управлении
2. Определите своеобразие и границы отношений реординации в управленческой практике.
3. Назовите варианты и определите сущность координационных отношений.
4. Что представляют собой экономические методы управления?
5. Дайте характеристику организационно-распорядительным методам управления (назначение, содержание).
6. Определите структуру и содержание социальных методов управления.
7. Объясните причины, по которым невозможно осуществления управления в опоре только на один даже основной метод.
8. Какие теории мотивации существуют?
9. Что входит в понятие «мотивация»?
10. Что входит в понятие «трудовая мотивация»?
11. Охарактеризуйте понятие «власть» с управленческой точки зрения.
12. Что представляет собой социальный контроль в управлении?
13.
Основная литература: 1,3,4. Дополнительная 3,14
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта подготовка докладов | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении; в анализе ситуаций) |
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Определите сущность, свойства и структуру социальной организации.
2. Проектирование организации начинается с дерева целей. Какова последовательность построения дерева целей? Проанализируйте каждый из этапов построения дерева целей.
3. Проведите классификацию социальных организаций.
4. Каковы причины возникновения неформальных структур в организации? Как неформальные структуры соотносятся с формальными структурами в ходе деятельности организации?
5. Чем отличаются социальные группы от других видов социальных общностей? В чем состоит отличие групп в организации от других социальных групп?
6. Опишите стадии развития рабочей группы.
7. Что такое команда, чем она отличается от группы?
8. Раскройте типологию команд.
9. Укажите особенности перехода от группы к команде.
10. Как трактуется понятие «управление человеческими ресурсами»?
11. Как соотносят понятия «управление человеческими ресурсами» и «управление персоналом»?
12. Назовите отличие человеческого рода ресурсов от прочих.
Основная литература: 2,3,4,5. Дополнительная 3,7, 15-18.
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта подготовка докладов | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении; в анализе ситуаций) |
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. В чем заключается феномен организационной культуры?
2. Что такое культура и как она влияет на поведение людей и групп?
3. Укажите элементы (компоненты) организационной культуры и ее уровни.
4. Приведите примеры культуры в организации (учреждении) исходя из специфики ее деятельности.
5. Опишите культуру страны, используя структуру анализа Ф. Харриса и типологию Ф. Клукхона и Ф. Штротбека.
6. Приведите имеющиеся типологии организационной (корпоративной) культуры.
7. Как осуществляется поддержка и развитие организационной культуры?
Основная литература: 3,4,5. Дополнительная 7,16.
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций) |
Тренинг «Обратная связь». Цель: выявить и оценить индивидуальные личностные и профессиональные качества учащихся как руководителей, предоставить им возможность для собственного развития и самосовершенствования. Проводится либо в «отвлеченном» варианте (объект для наблюдения и оценок выбирается постороннее лицо – некий руководитель из видео- или кинофильма), либо в «прямом».
Тренинг «Не мытьем, так катанием». Цель: сформировать и развить навыки выбора действенных методов и приемов управления сотрудником (персоналом организации) в различных ситуациях.
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Литература: 1,4. Дополнительная 8,11
Лекция 9. «Дисфункции в социальном управлении»
План лекции:
9.1.Проблема дисфункций в управлении.
9.2.Дисциплина и система дисциплинирования в управлении.
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций) |
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Назовите основные концептуальные подходы на природу девиантного поведения и раскройте их сущность.
2. Определите вклад в теорию девиации Э. Дюркгейма и Р. Мертона.
3. Раскройте сущность девиантного поведения.
4. Определите сущность массового социального поведения.
5. Раскройте содержание основных современных подходов к массовому поведению.
6. Определите сущность социальных движений, способы их управления.
7. Охарактеризуйте сущность социального поведения личности, определите возможности его управления.
8. Назовите основные управленческие дисфункции, классифицируйте их.
9. Определите сущность такой дисфункции как бюрократизм, укажите основные причины его сохранения в XXI веке.
10. Какой из принципов деятельности бюрократии, сформулированный М. Вебером, может считаться причиной возникновения такого негативного явления, как бюрократизм?
11. Почему бюрократ, выполняя поручение вышестоящего начальства, может частично игнорировать их?
12. Укажите сущность и разновидности такой дисфункции как клика.
13. Определите основные элементы системы дисциплинирования и охарактеризуйте их.
14. Проведите краткий анализ системы дисциплинирования.
15. Назовите правила применения руководством санкций.
16. Чем руководство отличается от лидерства?
17. Какие подходы к изучению проблемы лидерства Вам известны?
18. Как П.А. Сорокин рассматривал профессиональную стратификацию?
19. Как высшие слои в обществе осуществляют воспроизводство своих позиций?
Основная литература: 1,3,4. Дополнительная 8,11,12,15.
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций) |
Вариант1.Деловая игра «Спасатель» (рассматриваются альтернативы выбора и анализ последствий принятых решений).Цель: оценить и развить способности учащихся принимать правильные управленческие решения в нестандартных ситуациях (на основе «здравого смысла»), прогнозировать последствия этих решений, оказывать необходимое влияние на окружающих.
Вариант2.Деловая игра «Воздушный шар». Цельигры аналогична первой вышеуказанной в данном семинарском занятии.
Литература: 3,4 Дополнительная: 8
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций) |
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
1. Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Укажите классификацию управленческих решений.
2. Назовите сущность и разновидности управленческого решения.
3. Определите основные требования к управленческим решениям
4. Что представляет собой процесс выработки социального управленческого решения?
5. Укажите на имеющиеся достоинства и недостатки коллективных решений.
6. Назовите общие требования к управленческим решениям, расцениваемым как эффективные решения.
7. Укажите, какие факторы могут влиять на организацию разработки управленческого решения.
8. Что такое прикладное социологическое исследование? Какова его роль в социальном управлении?
9. Что представляет собой программа социологического исследования? Назовите ее элементы.
10. Охарактеризуйте методологический раздел программы.
11. Почему в методологической части программы главное место занимает выборочная совокупность?
12. Охарактеризуйте метод сбора социологической информации.
13. Чем качественные методы в социологии отличаются от количественных методов?
14. Раскройте структуру общественного мнения, укажите, как оно формируется.
15. Укажите функции и направления связей с общественностью.
16. Объясните, почему субъекты управленческой деятельности прибегают к манипулированию поведением, и в каких сферах это проявляется.
17. Укажите свою точку зрения на пользу и вред от рекомендаций сформулированных Д. Карнеги.
18. Аргументируйте оценку и возможность применения, целесообразности актуализированного поведения в управлении.
Основная литература: 1,4. Дополнительная 4, 9, 11.
Тема 3.2 «Планирование, проектирование, программирование, моделирование и прогнозирование в социальном управлении».
Лекция 11.«Планирование и проектирование в социальном управлении».
План лекции:
11.1 Планирование в социальном управлении.
11.2 Проектирование в социальном управлении
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций) |
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Назовите и охарактеризуйте этапы развития социального планирования. Какие методы социального планирования вы знаете?
2. Охарактеризуйте показатели социального планирования.
3. В чем сущность социального проектирования и его место в социальном управлении?
4. Каковы основные требования к социальному проектированию и его ограничения? В чем состоят методы социального проектирования?
5. Назовите основные этапы социального проектирования.
6. Охарактеризуйте сущность социального программирования. Предоставьте классификацию социальных программ.
7. Охарактеризуйте алгоритм социального программирования.
Основная литература: 1,3,4.6. Дополнительная 2.
Тема 3.3 Актуальные вопросы социального управления
Лекция 12.«Актуальные вопросы социального управления».
План лекции:
12.1. Инновационные процессы в управлении
12.2. Управленческая деятельность в сфере связи с общественностью.
12.3 Социальное партнерство и патернализм в системе социального управления
Литература 3,4. Дополнительная 8.
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций) |
Вариант1.Деловая игра «Козёл отпущения». Цель игры – формирование навыка правильного поведения и выхода из конфликтных ситуаций.
Версия 1. «Волк и ягнёнок».
Версия 2. «Начальник и подчиненный»
Вариант2.Деловая игра «Кризис»- жесткая конфликтная игра, в которой конфликт между участниками обостряется до кризиса с непредсказуемыми последствиями, из которого надо найти удовлетворяющий выход.
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Литература 3,4. Дополнительная 8
Самостоятельная аудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая | Конспектирование лекции | Наличие конспекта | |
Групповая | - Коллективное обсуждение докладов. - Работа в малых группах (решение ситуационных задач). | Участие в работе семинара (в обсуждении выступлений; в анализе ситуаций) |
Деловая игра «Претендент».Позволяет понять особенности восприятия информации нашим сознанием и формирования ответных сигналов на полученные в виде эмоциональных и поведенческих реакций, решений и действий, определяющих ход и результаты делового общения между партнерами.
Тренинг «Девичья память».Позволяет оценивать собственную способность запоминать информацию.
Тренинг «Новичок».Ориентирует деловое общение на восприятие и усвоение большого объема служебной информации.
Самостоятельная внеаудиторная работа
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Форма отчетности |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Изучение материала, вынесенного на самостоятельную проработку. | Проверка конспектов | |
2. | Индивидуальная. | Поиск и обзор литературы по теме. | Проверка конспектов. |
Перечень заданий для самостоятельной работы.
1. Раскройте понятие «инновация».
2. Определите основную задачу инновационной деятельности.
3. Опред<