Теории социальной мобильности и социального воспроизводства
Берто Д., Берто-Вьям. Наследство и род: трансляция и социальная мобильность // Вопросы социологии, 1992, № 1, C. 106–122
Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация, глава 8.
Сорокин П. Социальная стратификация и мобильность // Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992, С. 373–424.
Окольская Л.А. От школы к фабрике (Пол Уиллис. Приобщение к трудовой культуре: как дети
рабочих становятся рабочими). Археорецензия // Отечественные записки. 2006. № 3 (30). С. 160–166.
Гидденс Э. Глава 16. Образование // Социология / Пер. с англ. Изд. 2-е. М.: Едиториал УРСС, 2005. С. 426-457.
Задание к семинару.
1. Определение социальной мобильности
2. Типы социальной мобильности – горизонтальная, вертикальная
3. Типы вертикальной социальной мобильности – нисходящая, восходящая
4. Три измерения социальной мобильности – экономическая, политическая и профессиональная
5. Формы восходящей социальной мобильности – индивидуальная и коллективная
6. Количественные показатели:
· Интенсивность социальной мобильности (короткая, длинная)
· Степень всеобщности (масштаб)социальной мобильности
· Совокупный показатель социальной мобильности в обществе
7. Закрытый и открытый типы стратификации и показатели социальной мобильности
8. Общие принципы социальной мобильности:
· Относительная открытость
· Относительная закрытость
· Изменчивость показателей социальной мобильность в сравнительной перспективе (диахроническая и синхроническая)
· Отсутствие универсальной тенденции вертикальной социальной мобильности
9. Социальные институты как каналы социальной мобильности
10. Социальная значимость институтов и их роль как каналов социальной мобильности
11. Армия, церковь, школа, правительственные группы, политические организации и др. институты как каналы вертикальной циркуляции
12. Каналы социальной мобильности как механизмы контроля социальной циркуляции – тестирование, отбор и распределение индивидов внутри социальной иерархии.
13. Семья как фундамент социальной селекции
14. Школы как тестирующий, отбирающий и распределяющий механизм
15. Механизмы профессионального отбора
Письменное домашнее задание
Определите (начальную) классовую принадлежность детей, если известны классовые позиции родителей.
Пояснения к заданию.
Представим, что мы изучаем внутри-поколенческую социально-профессиональную мобильность на некоторой выборке. Для этого нужно определить исходную классовую позицию респондентов. В анкете были сформулированы открытые вопросы о занятости обоих родителей респондентов. По всей выборке оказалось, что оба родителя респондентов - работают. При кодировании занятости родителей использовалась следующая профессионально-квалификационная шкала:
I. неквалифицированные работники ручного физического труда;
II. квалифицированные работники ручного физического труда;
III. средний управленческий персонал со средним специальным или высшим образованием;
IV. управленческий персонал высшего звена;
Соответственно возможно сконструировать 16 вариантов социальных позиций детей, определяемых сочетанием позиций отца и матери. Однако 16-ранговая шкала не информативна и затруднительна для анализа. Укрупните эту шкалу до шести позиций. Выберите критерии, которые позволяют Вам объединить группы и попробуйте обосновать их значимость для построения стратификационной картины.
Письменное задание по социальной мобильности - 2
Опишите стратификационную систему, не входящую в список, перечисленных на лекции. Объектом описания (т.е. единицей стратификационного анализа) может быть любое социальное образование – общество в целом, организация, локальное сообщество, социальная группа и проч. - исторически существовавшее, ныне существующее или воображаемое.
При описании необходимо отметить следующие характеристики стратификационной системы:
· определить единицу стратификационного анализа – объект описания;
· представить описание примера стратификационной системы;
· выделить критерии дифференциации индивидов и групп внутри сообщества;
· описать отношения между выделенными подгруппами;
· указать способ фиксации и воспроизводства системы социального неравенства;
· описать механизм социальной мобильности, т.е. перехода из одной группы в другую;
· дать общее название стратификационной системы.
Объем текста - от одной до трех страниц.
Семинар 9.
Теории элит
Моска Г. Правящий класс // Социология. Хрестоматия / Под ред. Кравченко А. С. 209–221
Миллс Р. Властвующая элита. М.: Издательство Иностранной литературы, 1959, С. 25–31
Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация, глава 7.
Крыштановская О. Анатомия российской элиты. (Избранные главы).
Дополнительная литература
Григорьев Л.М. Элиты и средний класс. // SPERO №13, осень-зима 2010.
Задание к семинару
Используя концептуальный аппарат анализа элит, данный Крыштановской, опишите структуру правящей элиты
1) в постреволюционное время;
2) Горбачевское время;
3) Ельцинский период;
4) Путинский период.
Семинар 10.
Теории средних классов
Гидденс Э. Элементы теории структурации / Современная социальная теория:
Средний класс и стратификация российского общества (Лекция Михаила Тарусина) http://www.polit.ru/lectures/2005/02/02/mid.html
Дискуссия: Есть ли средний класс в России? Если да, то какой подход адекватнее его описывает: неомарксистский или веберианский?
Семинар 11. Бедность, андеркласс: основные подходы и политические ответы
Моррис Л. Понятие underclass'a // Экономическая социология. 2000. Т. 1. № 1. С. 67-91.
Дискуссия на тему: причины бедности, можно ли и как бороться с бедность?
Семинар 12.