П.сорокин (виды социального контроля) о соц стратиф и соц мобильности.

Соц стратиф- дифференциация некой совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге.

Основа стратификации в неравномерном распределении прав, привилегий, обязанностей, соц ценностей, власти, влияния. Существует три базовых вида неравенства(3 формы):

1)экономическая(изменение-флуктуация)2)политическая 3)профессиональная;

Экономическая: флуктуация экономического статуса группы, флуктуация высоты и профиля экономич. стратификации внутри общества.

Сорокин представлял это как пирамиду, существующую в каждом обществе, которая либо растет, либо уплощается. Флуктуации постоянны, всегда идет борьба между силами стратификации и выравнивания, при котором: сила выравнивания стихийна, а сила дифференциации- постоянна.

Политическая стр- с историей человечества высота политического конуса растет, политическая иерархия никогда не станет такой плоской как на заре человечества, но существует тенденция к политическому выравниванию. Профиль полит стратиф подвижнее и колеблется в более широких пределах чем экономич стратиф (чем больше гос-во, тем больше стратиф-я).

Профессиональная стратифик- Сорокин разделял внешний и внутренний профиль стратиф (пример: касты вИндии).

1)фундаментальная (внешняя) стратефикация- важность занятия для выживания и функционирования группы, уровень интеллекта, необходимый для выполнения работы. Низшие: крестьяне, уборщики

Высший: профессора, музыканты, писатели

Внутренняя профес-я стратификация: 3 слоя каждой группе- предприниматели (хозяева), служащие высшей категории, наемные работники.

Виды стратификации: вертикальная, горизонтальная, групповая.

Сорокин ввел понятие «социальный лифт»- соц институт, способствующий продвижению вверх (армия, школа)- практически все.

Соц. мобильность – это совокупность соц. перемещений людей. Соц. моб-ть: внутиколенная (собств. карьера) и межколенная (сын рабочего – профессор), вертикальная (меняет страты) и горизонтальная (меняет страты одного уровня), индивидуальная и групповая: организованная(добровольная и недобровольная) и добровольная.

Каналы циркуляции: образование, армия, церковь, брак. Миграция – террит-ое перемещение (сезонная – отпуск и временная). Эмиграция – ухудшились условия жизни, люди уезжают. Иммиграция – приезд в страну наиболее талант. людей на ПМЖ.

№80 Качественные методы сбора информации.

Используются при исследовании своеобразия отдельного соц объекта, общей картины события или случая при взаимодействии объективных и субъективных факторов. Выяснение какие значения придает субъект своему действию.

Исследование отдельной общности – кейс-стади. Изучение уникального объекта в совокупности его взаимосвязей. Замкнутые общности (преступные группировки, бомжи, соц элиты).

Обычно исследуется 1 случай (субъект), его можно сравнить с другими не более 3-4, регистрируются как обычные так и экстремальные случаи жизнедеятельности. Источники информации: наблюдение, фото, видео, фокус-интервью, производ-ные хар-ки. Предмет изучения могут быть соц-псих особенности лич-ти.

Глубинное изучение своеобразия объекта, выводы направлены на разрешение конфликтов или более успеш функ-нию общности.

Этнографические исслед-я Имеет описательный хар-р, многосторонний анализ каждодневной практики отдельной общности с т.з. ее культуры (норм, ценностей), выделяющейся из общей массы. Источники инфо: письма, личные док-ты, фото, фольклер).

Исторические. Описывают субъективный опыт переживания определ истор событий. Изучение локальных или общезначимых истор событий.(истор движения, организации; населенного пункта). Источники инфо: мемуары, дневники, письма, интервью, официальные исторические свидетельства.

История семьи Взаимодействие семьи и общества на протяжении поколений. Анализ перестройки семьи, мобильности, изменения соц статуса, передача кул-ного капитала и ценностей. Источники инфо: семейные архивы, глубинные интервью, генеалогические графы.

История жизни человека нужен сравнительный анализ биографий для описания какой-либо соц проблемы, кот вырисовывается за сходными обстоятельствами, действиями и общей соц практикой опрашиваемых. Источники инфо: совокупность биограф интервью, офиц и личные док-ты, архивы. Позволяет типологизировать жизненные стратегии и модели поведения в опред сит-циях.

Фокус-группа Групповые дискуссии на заданную тему (меркетинг).

Билет 21

21. Фрейд о человеке, культуре и обществе. Фрейдомарксизм. Фрейд считал, что психоанализ может быть использован и для объяснения и регулирования общественных процессов. Задача психоанализа, по его мнению, состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям.

Человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует "Другой", с которым он вступает в контакт. Механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями в личности находят свой аналог в культурных процессах общества. Люди постоянно находятся в состоянии страха и беспокойства от достижений цивилизации, поскольку таковые могут быть использованы против человека. Чувство страха и беспокойства усиливается от того, что социальные инструменты, регулирующие отношение между людьми в семье, обществе и государстве, противостоят им как чуждые и непонятные силы. При объяснении этих явлений Фрейд концентрирует внимание не на социальной организации общества, а на природной склонности человека к агрессии и разрушению. Развитие культуры- это выработанная человечеством форма обуздания человеческой агрессивности и деструктивности. Но в тех случаях, когда культуре это удается сделать, агрессия вытесняется в сферу бессознательного и становится внутренней пружиной человеческого действия. Противоречия между культурой и внутренними устремлениями человека ведут к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а всей массы людей, то возникает проблема коллективного невроза. В этой связи Фрейд ставил вопрос о том, не являются ли многие культуры, или даже культурные эпохи "невротическими", не становится ли все человечество под влиянием культурных устремлений "невротическим".

Фрейдомарксизм. Своеобразное развитие получило учение Фрейда в таком направлении социальной философии, как фрейдо-марксизм. Оно представляет собой эклектическое, то есть лишенное внутреннего единства, соединение учений Фрейда и Маркса. Наиболее видными представителями фрейдо-марксизма являются Вильгельм Райх (1897--1957) и Герберт Маркузе (1898-1979). Они наряду с другими фрейдо-марксистами объявляют борьбу бессознательных инстинктов (к жизни и смерти, наслаждению и разрушению) основным фактором, определяющим поведение человека, межличностные отношения и развитие общества. Фрейдомарксизм - леворадикальное течение во фрейдизме, объединяющее концепции К.Маркса и З. Фрейда.Фрейдомарксизм утверждает, что социальная революция невозможна без сексуальной революции, высвобождающей первичные влечения человека. Фрейдомарксизм развивался в рамках франкфуртской школы неомарксизма, и представлял из себя синтез учений Маркса и Фрейда, а, точнее, синтез неофрейдизма и неомарксизма. Основоположниками фрейдомарксизма были представители франкфуртской школы Эрик Фромм и Герберт Маркузе.

№51 Культура и система норм.

Культура – определяет сов-ть социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых идей, ценностей, обычаев, верований, правил и норм поведения, посредством кот. люди организуют свою жизнедеятельность.

В процессе жизни чел должен освоить значит. число шаблонов поведения, а некоторые породить самостоятельно. На протяж-ии всей истории чел-во развивало свой нормативный аппарат: - первым появился обячай(привычный для бол-ва, удобный, широко распространенный способ групповой деят-ти; бессознательно копируются, но иногда надо обучаться),

- потом появились нормы: нравственные и институциональные.

Нравственные–те обычаи, кот. мы должны следовать, т.к. они сущ-ны для всего социума; нарушение не желательно; передаются как система священных абсолютов, часто сис-ма освящена религией; усваиваются и выполняются автоматически.

Институцион-ные – разрабатываются сознательно; устанавливается формальный или неформальный порядок, чтобы им следовать. Закон – формальная норма, выраж-ся в письменной форме и легитимизированная.

№81 Тест в психологии и социологии.

Тест – кратковременное испытание, цель кот измерить уровень развития или степень выраженности некоторого психологического свойства (черты, хар-ки), а так же совокупности психических свойств или псих состояний личностей, групп и коллективов.

Соц-гия не разрабатывает тесты, они берутся уже готовыми. Они применяются как самостоят. иссл-е. Их можно применить если они разработаны для базовой группы. Тест должен обладать ключом. Тест можно проводить вместе с соц опросом.

Типология. По предмету иссл-ия: - общеличностные (фиксация целостности псих св-в личности, тест Айзенка на темперамент, тест Кеттела на интеллект уровень); - личностные (диагностика той или иной особой черты, свойства субъекта, уровень ответственности, самоконтроля, творческих способностей); - групповые (диагностика групповых псих процессов, уровень сплоченности, группового псих климата).

С точки зрения технических приемов: - объективные (аппаратурные, психофизиологич испытания, (детектор лжи)), - субъективные (опросные методики, состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с фикцией наличия или отсутствия данных черт, свойств, особенностей поведения); - тесты с карандашом и бумагой (для диагностики внимания); - тест основанный на экспертной оценке поведенческих проявлений испытуемых.

Особенно полезны групповые тесты в соц исследованиях, тесты при изучении отношений в коллективе.

Билет 22

Основные понятия теоретической социологии Тенниса.

Фединанд Теннис (1855-1936)- немецкий социолог. Антифашист. «Общность и общество»

В своей теоретической социологии Теннис рассматривал общественные отношения как волевые и подразделял их в зависимости от выраженного в них типа воли:

- естественная инстинктивная воля направляет поведение человека как бы бессознательно;

- рассудочнаяволя предполагает возможность выбора и сознательно поставленную цель действия;

Примером первой может служить материнская любовь, примером второй- торговля.

2 вида взаимод-я: общностные и отнош., в обществе. Общностные – теплые (семья) кровно-родств., связи. Народ и культура.

Современность –общественные – рациональные.

Естественная воля порождает общность, рассудочная – общество (госуд. и цивилиз-я). В общности господствуют инстинкты, чувства, органические отношения, а в обществе- расчетливый разум, механические отношения. В ходе истории отношения первого типа все больше уступают отношениям второго типа.

В своей книге «Введение в социологию» Теннис усложнил эту типологию, совместив ее с делением на отношения господства и товарищества,(чистый тип) группы и объединения.

№ 52. Общество как целостная система:

В качестве целостной системы общество обладает свойством самовоспроизводства, которое осуществляется с помощью ряда необходимых функций. Эти функции с одной стороны - следствие разделения труда, а с другой, - взаимодействуя друг с другом, они придают обществу характер особого соц. организма. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием различных безличностных структур (экономических, социальных, политических институтов, организаций), выступающих в качестве материальных (или вещественных) носителей этих функций. Эти структуры заполняются людьми, которые осуществляют свои функции, взаимодействуя друг с другом, следовательно, складывается структура межличностных отношений. Именно с помощью межличностных отношений выполняют свои функции безличные структуры. Определенным видам общественных структур соответствуют и определенные виды общественных отношений. Каждая структура придает обществу новое качество, не сводимое к качествам ее элементов. Другая сторона общества состоит в том, что в процессе поведения общества как системы может быть «подмена» функций, когда элементы системы начинают выполнять несвойственные им функции. Следовательно, поведение системы становится дисфункциональным. Выход - реформирование как структурных, так и личностных элементов целостной системы. Общество - исторически развивающаяся совокупность социальных взаимоотношений между людьми, кот. складывается в процессе их жизнедеятельности.

3 модели общества:

1.Люди - множество людей. Функционально - ролевая интерпретация соц. структуры. (Дюркгейм, Парсонс, Алан Терен). Общество - система согласованно действующих людей, структурированная в соответствии с набором функций, необходимых для поддержания его целостности. Теория Парсонса: система адаптации, экономическая система, целеориентация и политика, интеграция (соц. контроль), воспроизводство образца (=социализация). Соц. система - организованное множество элементов, кот. сохраняют связь и взаимодействие в данном окружении, обеспечивают интеграцию действий множества индивидов, состояние равновесия поддерживается регулирующей деятельностью соц. институтов.

2.Отношения - общество - совокупность связей между людьми. В социуме - модель отношения - статусная или престижная (Маркс, Вебер, Дерендорф). Общество - наличие союза (единство, общность, солидарность, договор).

3.Культура - общество - организованное единство, правила кот. нельзя нарушать, если хочешь в нем оставаться. = символич. Модель (Ева Лурье, Николас Луман, Мид, Щютц). Основы единства общ-ва: культура, коммуникации, язык..

№82 Методология тестового контроля.

Многократный контроль инфо относительно измеряемой хар-ки. Любой тест может быть проведем группе аналогичной базовой. Адаптация тестов. Наличие ключа к тесту. Тест может быть использован самостоятельно или в купе с соц. опросом. Обоснование надежности теста в корреляции с другими показателями измеряющие тоже свойство. Каждый тест имеет свою специфику применения. Тест – кратковременное испытание с помощью которого измеряется уровень развития или степень выраженности некоего свойства или их совокупность для личности, группы или общества.

Типология. По предмету иссл-ия: - общеличностные (фиксация целостности псих св-в личности, тест Айзенка на темперамент, тест Кеттела на интеллект уровень); - личностные (диагностика той или иной особой черты, свойства субъекта, уровень ответственности, самоконтроля, творческих способностей); - групповые (диагностика групповых псих процессов, уровень сплоченности, группового псих климата).

С точки зрения технических приемов: - объективные (аппаратурные, психофизиологич испытания, (детектор лжи)), - субъективные (опросные методики, состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с фикцией наличия или отсутствия данных черт, свойств, особенностей поведения); - тесты с карандашом и бумагой , графические (для диагностики внимания); - тест основанный на экспертной оценке поведенческих проявлений испытуемых.

Пример: мишень, социограмма - круговая или многоугольник, социоматрица.

Билет 23

23.Чикагская социологическая школа
Возникла на рубеже XIX-XX веков. Основателямичикагской социологической школы являются Вильям Томас и Роберт Парк «Город как социальная лаборатория». Классическим образцом этой школы является 5-томная работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»(1918-1920). Эта книга об адаптации польских крестьян в Америке. Другой видной работой была «Негры Чикаго» Р. Парка. Книги ученых чикагской школы: «Негритянская семья в Чикаго», «Золотое побережье и трущоба», «Гетто», «Бурлак», «Средний город в процессе изменений». Исследование В. Уорнера «Американский город».

Важнейшей чертой школы является ориентация на эмпирические исследования. Теоретической базой являются бихевиоризм и прагматизм. Роберт Парк основал направление экологии города. Основные процессы изменений в городе это: 1) концентрация населения; 2) централизация(выделение центра); 3) сегрегация(отделенное проживание разных социальных групп); 4) инвазия(наплыв эмигрантов); 5) сукцессия(усвоение определенных образцов поведения типичных для данной зоны города). Основной метод исследования монографический, который объединяет в себе интервью, наблюдение, анализ документов в отношении отдельного явления или территории. Урбанистическая социология. Чикаго – тот город, где активно происходит движение, бурное развитие, огромное число эмигрантов, что порождает девиацию и т.д.

Одной из заслуг ученых Чикагской социологической школы является глубокое изучение национальных и культурных меньшинств в городах. Эта тема впоследствии была подхвачена городскими антропологами, разрушившими образ представителей меньшинств, как потенциальных врагов. Их жизнь благодаря ученым стала объясненной, понятной, "не опасной".
Культурный релятивизм стал одной из черт "городской идеологии", превратившей посредством разнообразных социальных институтов эту норму в "закон" жизни американских и европейских городов. Наличие разнообразных групп населения делало жизнь города богаче. В "плавильном тигле" городов появилось новое поколение горожан, которое не только усвоило премудрости городской жизни, но и сохранило свою уникальность, неповторимость. Р. Парком и Э. Берджессом (2). Социология городского пространства в свою очередь связана с философией прагматизма, также представленнойЧикагской школой.

№53 Сущность и виды соц. контроля.

Каждое общ-во должно контролировать своих членов =

Соц контроль – способ саморегуляции соц системы, кот обеспечивает упорядоченное взаимодействие составляющих ее элементов с помощью нормативного регулирования.

Соц контроль – совокуп-ть средств с помощью которых общ-во или соц группа гарантирует конформное поведение своих членов пог отношению к ролевым требованиям и ожиданиям.

Кажд. чел несет перед общ-вом или группой определ-ые обязательства, если он их не выполняет, то общ-во или группа в праве применять меры, кот призваны исправить положение. Инструменты и способы разнообразны.

3 мех-зма соц контроля: - через принуждение (старейшее средство – насилие, примен. и сейчас, принудительная изоляция, за становлением дисциплинарной и тюремной системой проследил М. Фуко «Надзирать и наказывать»; в каждом общ-ве существует кодекс, кот говорит как себя свести и как наказывать за непослушание); - через групповое давление (в группе люди связаны личной привязанностью – изначально чел, вступивший в группу, соблюдает правила, но позже может их нарушить. Инструменты: убеждение (разъяснение сит-ции и нарушения), насмешка (страх оказаться посмешищем), сплетни (боязнь быть оговоренным), остракизм (изгнание). 3- социализация.

Наши рекомендации