Толкование «неестественных» смертей
Подозрения, высказанные Дугласом по поводу статистики самоубийств, опираются скорее на правдоподобие (определения самоубийства должны варьироваться социально; следует исходить из того, что имеются сокрытия, и сомнительно, что они распределяются случайным образом), чем на «исследование», позволяющее установить их обоснованность посредством наблюдения. Другие же авторы непосредственно наблюдали, как «коронеры»* опрашивают и принимают решение, чтобы классифицировать «неестественную» или подозрительную кончину, которой им предписано заниматься (Atkinson, 1978, Taylor, 1982). Их опыт образует практическое знание, с трудом кодифицируемое (например, в форме «определения» самоубийства, которое отсутствует в учебнике для коро-неРов), однако в достаточной степени эффективное, что-
* Коронеры (coroners) — судебные чиновники в ряде стран, производящие дознание в случае насильственной смерти. — Л пер.
[182]
бы их работа могла осуществляться как рутина и не казаться им слишком проблематичной. Ее изучение приводит к выявлению совокупности ожиданий и постулатов которые определяют манеру проводить дознание и публичное расследование перед судом присяжных и доводить это дело до «вердикта», согласно которому, «чтобы смерть была учтена как самоубийство», она должна походить на самоубийство, и нужно иметь причины покончить жизнь самоубийством (Taylor, 1982, р. 77).
Дознание концентрируется, с одной стороны, на «сцене кончины»: некоторые формы насильственной смерти часто приводят к классификации ее как самоубийства (повешение, например) или как несчастного случая (дорожные «несчастные случаи»), либо являются более неопределенными (в случаях с утопленниками на решение влияют время года, место и другие признаки, а также случаи медикаментозных отравлений). С другой стороны, дознание сосредоточено на выяснении биографии и состояния рассудка умершего — своего рода «психологической аутопсии», по выражению одного коронера, и аутопсии трупа, — предполагающего поиск в прошлом медицинских или психиатрических показаний, существования семейных, профессиональных, денежных затруднений и определение их возможного воздействия на психологическое состояние умершего. Таким образом, какими бы ни были объективные характеристики обстоятельств смерти, «субъективные» элементы в «причинах» покончить жизнь самоубийством остаются определяющими и объясняют, например, почему случаи повешения в конечном итоге оказываются интерпретированными как несчастный случай (для детей или подростков). Совокупность этих условий классификации образуют формы своеобразной теории самоубийства. Итак, аппарат статистической регистрации связан с профессиональными теориями, которые сами испытали влияние «ученых» теорий. Не стоит удивляться поэтому, что данный аппарат производит результаты, подкрепляющие на манер замкнутого круга эти теории.
[183]
Процедуры, которые определяют соответствующие классификации, предполагают участие не только «профессионалов», таких как коронеры или полицейские, но и других людей — близких умершего, свидетелей, присяжных, для которых нужно сформулировать социально приемлемое заключение. В силу этого, нельзя, с одной стороны, допустить здесь резкого разрыва между профессиональной теорией самоубийства и других форм «неестественной» смерти и «самодеятельными», обиходными теориями; с другой стороны, классификация всегда есть результат взаимодействия участвующих сторон (а не только применение формализуемых правил). Так, можно наблюдать различную позицию свидетелей (чтобы заставить отбросить или нет гипотезу о самоубийстве, например, исходя из свидетельства в пользу или против депрессивного состояния сознания) в зависимости от того, являются они или нет близкими умершего. Так что вероятность классификации смерти как самоубийства не одинакова при прочих равных обстоятельствах и зависит от того, жил или нет умерший в семейном окружении.
Помимо границ между категорией «самоубийство» и некоторыми другими «причинами смерти» вся система классификации этих причин может рассматриваться как проблематичная: классификация ставит в один ряд различные, но не исключительные типы причинности. Действительно, всегда так или иначе имеешь дело с комбинацией или цепью причин, выбор между которыми может показаться произвольным или просто делом благопристойности. Следующий рассказ позволяет проиллюстрировать относительную неопределенность понятия «причина смерти» и в то же время — при выборе категорий — коррелятивное значение социальных взаимодействий для классификации. Его действующими лицами являются врач-судмедэксперт и помощник коронера, фигурирующие при вскрытии трупа пациента, умершего вследствие хирургической операции. Будучи
[184]
обязанными прояснять случаи подозрительной смерти, коронеры могут осуществлять свою миссию в различной последовательности: они могут сразу классифицировать смерть как «естественную» или же сделать это после аутопсии, в противном случае вынести случай на суд присяжных заседателей, который принимает одну из возможных категорий (естественная смерть, убийство, суицид, несчастный случай и т. д.). Менее 20% случаев, вынесенных на их суд, достигают этой последней фазы процедуры, именуемой следствием.
Пациент умер после операции, не приходя в сознание, и ассистент коронера, которого я сопровождал на вскрытие, сказал, что случай лишен какой-либо двойственности. Несмотря на это утверждение, единственными сюжетами разговора между врачом-судмедэкспертом (патологоанатомом) и помощником коронера во время самого обследования были биография умершего, его болезнь, необходимость операции и его шансы выжить. Иначе говоря, «простота» случая требовала, казалось, подтверждения или опровержения при обследовании. Ближе к концу помощник коронера спросил у врача: «Ну что, нашли ли Вы что-нибудь для меня?» Этот вопрос был странен, так как он раньше заверил, что все совершенно «ясно». Врач умолк и вновь принялся за сердце умершего, которое, казалось, он внимательно исследовал. Эта пауза дала мне возможность спросить: «Я не думал, что вы ищите что-то особенное; что вы ожидаете обнаружить?» Помощник коронера ответил: «Причину смерти: мне нужна причина кончины». Тогда врач поднял глаза и сказал: «Я хотел бы ответить: "шок" ("шок" в медицинском смысле, потому что шок во время операции — это именно то, что действительно остановило сердце); но следователи не любят слово
[185]
"шок", не так ли?» Помощник коронера подтвердил, и врач продолжил: «Я мог бы поставить "сердечную недостаточность", как, пойдет?» «Это мне подходит — очень хорошо», — ответил помощник коронера.
Таким образом, мы столкнулись с причиной кончины, которая хотя и была установлена на основе профессионального научного обследования, все же явилась результатом переговоров и соглашения между двумя должностными лицами. Кроме того, они пришли к этому соглашению с учетом личности коронера, ради которого они трудились, а сторонний наблюдатель, каким был я, не сразу это заметил. Впоследствии я спросил у помощника коронера, что именно хотел сказать врач-судмедэксперт, и тот мне объяснил, что коронер был озабочен медицинским статусом слова «шок». Это значило бы для него, что причина смерти была «неестественной», из чего следовало, что он мог бы настаивать на проведении инквеста. Именно так произошло тремя неделями раньше, когда этот же самый врач-судмедэксперт указал «шок» как главную причину смерти, и помощник заметил: «Я был вынужден заняться организацией следствия, а доктор X должен был потерять добрую часть своего дня, чтобы произвести освидетельствование».
Этот инцидент может быть предметом двух видов интерпретаций. С одной стороны, можно утверждать, что врач-судмедэксперт и помощник коронера вступили в сговор, чтобы «манипулировать» главным следователем или обманывать его. С другой стороны, можно считать, что все это объяснялось сложностью и двусмысленностью задачи точного объяснения причины смерти. Иначе говоря, имелись две альтернативные категории, обе обоснованные с медицинской и юридической сторон, так что они могли выбирать ту, которая
[186]
им подходила наилучшим образом. То, что они принялись обсуждать выбор, ничуть не беспокоясь присутствием свидетеля, о котором было известно, что он проводит исследование, и то, что помощник коронера столь охотно прояснил ему ситуацию без затруднений или просьб не афишировать услышанное, внушает мысль, что интерпретация типа «обман» маловероятна. Для них было важно, что «шок» мог привести к следствию, а в конечном счете к заключению, которое можно было получить и без лишних хлопот, а именно к заключению о смерти по «естественным причинам». Формулировка, компетентно предложенная врачом, была, следовательно, выбрана для того, чтобы не пробуждать никаких сомнений по этому поводу у коронера, ведущего это дело. (Atkinson А. Т. Discovering suicide. MacMillan, 1982, p. 97-99.)
На основе анализа такого типа можно сделать вывод, что хотя следователи корректно вершат свое дело, статистические данные о суициде социологически неупо-требимы. Либо определение, которое они практически вводят в оборот, отличается от социологического и последнее нельзя использовать в теоретических целях исследования. Либо же эти определения совпадают, но тогда статистический анализ может лишь тавтологически подтвердить теорию, примененную в наблюдении, превращая в причины явления те характеристики, которые привлекались как признаки, чтобы его выделить. Действительно, если подозрительная смерть холостяка или давнего пациента психиатрических клиник в силу самого этого факта более легко рассматривается и классифицируется как самоубийство, то неудивительно, что статистические данные показывают более высокий процент самоубийств у холостяков и психических больных (Taylor, 1982, р. 122).
Очевидно, такая критика использования статистических данных отнюдь не означает, что эти данные не имели
[187]
социологической ценности. Так, можно заметить, что оабота следователей способна повлиять на индивидуальные поведенческие установки. «Следователи не только разделяют господствующие в данный момент в данном обществе определения самоубийства, но занимают позицию, заключающуюся в их постоянном публичном подтверждении и, возможно, даже во внедрении новых» (Atkinson, 1978, р. 144). Социальные категории, направляющие их деятельность по классификации, могут определять тех, кто является потенциальным кандидатом в самоубийцы. Официально заявляя о тех, кто покончил с собой и почему, они способствуют определению категорий и ситуаций, где самоубийство является возможным и допустимым решением (даже если это грозит вечным проклятием, возможны случаи, когда самоубийство требуется). Так что их «теории» могут довольно хорошо соответствовать «фактам», потому что эти последние — следуя логике «творящего предсказания» — будут проистекать в своих категориях из самих себя. Если допустить, согласно логике коронера, что намерение является определяющим элементом категории «суицид», то можно предположить, что агенты, способные осуществить это намерение, являются именно теми, кому господствующий дискурс, на который «работают» статистические данные, это предписывает. Если для того, чтобы классифицировать смерть как самоубийство, нужно придать ему смысл самоубийства, и, наоборот, чтобы прибегнуть к самоубийству как к средству решения какой-либо проблемы, нужно оказаться в ситуации, при которой собственная смерть представляет собой социально приемлемое решение.
Очевидное для «драматических» смертей, которые можно классифицировать как самоубийства, годится для атрибутирования «причин смерти» вообще: роль агентов статистической классификации, как и «экспертов», на которых можно опереться, а также роль других агентов по социальному определению смерти заключается в придании смысла тому, что в фундаментальном значении
[188]
может показаться нонсенсом. Эти роли могут «придать порядок и интеллигибильность событиям, которые иначе были бы беспорядочны и, потенциально, не имеющими значения» (ibid, p. 173). Делая так, они вносят свой вклад в коллективную разработку социального порядка — случайного и временного, более или менее признанного и стабильного, без которого не было бы общественной жизни. Таким образом, социологический анализ деятельности по статистической классификации самоубийств не остается внеположенным, как чисто идеологическая уловка, по отношению к анализу самого «явления», но прямо подводит к нему, образуя один из существенных аспектов его социального конструирования.