Человек может иметь несколько социальных статусов. Различают предписанные и приобретенные, а также естественные и профессионально-должностные статусы личности.

Выравнивание статусов - доведение до общего уровня проявлений различных составляющих статуса индивида в отношении различных параметров статуса: переезд в более престижный район, покупка дорогой машины и т.д.

Аскрипция - получение человеком социального и личного статуса за счет родственных связей, пола, возраста и/или других внешних, не контролируемых человеком факторов.

17. Социальные общности. Типы социальных общностей.Соц. Общность – совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью. Выступает как объект историческогодействия или поведения. Выполняет ne общественную деятельность.

Типы: Соц. Слои, классы, этнические группы, трудовые коллективы.

Конвергенция – процесс постепенного сближения противоположных социальных систем или общностей.

Дивергенция – разъединение….

Меньшинство – социальнозначимая часть населения, отлич. расовым и культурным самосознанием.Наследственный принцип членства.Высокий процент внутригрупповых браков.

Отличаются по национальным, религиозным и другим признакам. Подвергается дискриминации со стороны большинства.

Различают соц.-территориальные общности. (совокупность людей, имеющих одинаковое отношение к определённой территории), соц.-этнические (племя, народность, нация), религиозная общность.

18. Социальная группа.Совокупность индивидов, взаимодействующих определённым образом на основе ожиданий каждого члена группы.

Признаки принадлежности индивида к группе: ингруппа (семья), аутгруппа (не такие, как мы), референдная группа (ориентация на эталон), стереотип.

По характеру взаимодействия: первичные (каждый член группы видит других как индивидов), вторичные (связи носят безличностный характер), малые (общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов)

19. Социальная организация. Система, созданная для достижения ими некоммерческих целей.Термин организацияприменительно к соц. объектам подразумевает: 1Некий инструментальный объект, искусственное объединение, занимающее определенное место в обществе и предназначенное для выполнения определенных функций. 2Некую деятельность, управление, включая распределение функций, координацию и контроль, т.е. целенаправленное воздействие на объект. 3Состояние упорядоченности или характеристику упорядоченности какого-то объекта.

С учетом всех этих аспектов организацию можно определить как целевую, иерархичную, структурированную и управляемую общность.



Свойства Признаки Общественный инструмент Человеческая общность Безличная структура
Цель цели-задания (например, заказ на специалистов) цели-ориентации (связаны с интересами участников коллектива) системные цели, связанные с существованием и воспроизводством самой организации
Иерархия централизация (связана с координацией и интеграцией усилий) личная зависимость власть = подчинение определенным формальными правилам
Управление целенаправленное воздействие на объект (через приказ, задание, стимулирование) Самоорганизация (спонтанное регулирование) Организационный порядок
         

Социальные свойства организаций. Их признаки.Возникновение организаций связано с достижением индивидуальных или коллективных целей. Коллективное достижение вызывает необходимость иерархии и управления.

Иерархия- разноуровневое распределение частей в связи с их функциональными назначениями.

Формализация отношений связана с созданием стандартных образцов поведения для индивидов. Важнейший ее признак - договорное, документальное закрепление правил и норм в некой единой системе.Формализация - важнейшее средство преодоления организационной сложности. Она связана с сужением диапазона выбора поведения и ограничением субъективной воли участников. Пределы формализации порождаются системой неформальных связей, которые возникают в ходе общения и взаимодействия сотрудников.Развитие организаций пронизано внутренними противоречиями. Они возникают в связи с возможными рассогласованиями целей, в связи с проблемами организованного строения, в связи с пределами управляемости организаций.

20 Понятие социальной структуры Содержание понятия структура включает совокупность функционально зависимых элементов и связей между ними, образующих внутреннее строение объекта. Структуру объекта характеризуют: количество составляющих элементов, порядок их расположения, характер зависимости между ними. Элементами социальных структур выступают индивиды, социальные общности социальные институты.

1. Социальные общности

Социальные общности - это относительно устойчивые совокупности людей, отличающихся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - это формы совместной жизнедеятельности.Общности бывают:

- Статистические (номинальные, соц. категории). Они конструируются для целей статистического анализа.

- Реальные

- Массовые (агрегаты)

- Групповые

- Малая социальная группа

- Большая социальная группа

Например, горожане могут быть статистической и реальной общностью. Статистической когда по прописке, реальной, когда по-настоящему использует городские условия жизни. Массовые общности - это совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы.

21. Понятие социальной инфраструктуры Инфраструктура - внутренняя структура социальной сферы. Различные центры социального обеспечения. Различный набор социальных служб, служащих для того, чтобы оказывать это социальное обеспечение населению. Все это - социальная инфраструктура. Понятие «социальная инфраструктура» впервые получило углубленную характеристику в 1980 г. в монографии Ж. Т. Тощенко «Социальная инфраструктура: сущность и пути развития». Она представлена как совокупность общих, особых и специфических условий, обеспечивающих рациональную организацию жизни людей как в трудовых коллективах, так и на определенной территории.

Основа социальной инфраструктуры — «материально-вещественные элементы, которые призваны обеспечить общие условия деятельности человека в сфере труда, общественно-политической и духовной жизни.

Основной целью функционирования объектов социальной инфраструктуры является полное и всестороннее развитие человека путем удовлетворения широкого круга его разнообразных потребностей.

Население имеет определенную структуру, и в ней выделяют такие слои, которые, оказавшись в сложной жизненной ситуации, совсем не могут, или могут частично решать свои социальные и прочие проблемы. В теории социальной работы существует классификация типологии клиентов: по возрасту — дети, молодежь, люди преклонного возраста; по половому признаку — мужчины, женщины; по социальному статусу — инвалиды, безработные, пенсионеры, эмигранты, беженцы; по типичным проблемам — люди с проблемами со здоровьем; с отклонениями в поведении; проблемы трудоустройства и т. П

Наши рекомендации