Социологические теории социального конфликта.

Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, противоположную по отношению к интересам другой стороны. Выделяют три основных теории конфликта:

1. Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (1913—2003). Согласно этой концепции, обществу присуще соци­альное неравенство, и отсюда — постоянная психологическая неудов­летворенность его членов, напряженность в отношениях между инди­видами и группами. Социальный конфликт в данном случае понимается как борьба за ценности, за определенный социальный статус, власть и ресурсы, целью которой является нейтрализация или уничтожение соперников.

2. Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа (р. 1929). В соответствии с этой моделью любое общество опирается на принуж­дение одних его членов другими (неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти), разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия и как результат изменение социальной структуры самого общества;

3. Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга (1910—1993) состоит в том, что все конфликты имеют общие образцы развития. Их подробное изучение и анализ предоставляют возможность создать «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия.

Субъективистский подход к анализу социальных структур

Символический интеракционизм. Интеракционисты стремились рассматривать общество как результат взаимодействий (интеракций) людей, как субъективную реальность, пронизанную субъективными на­мерениями и действиями индивидов. В рамках символического интеракционизма американским социологом Эрвингом Гоффманом (1922—1982) был предложен драматургический подход, основная идея которого за­ключается в том, что люди постоянно разыгрывают друг перед другом некий спектакль.

Феноменологическая социология. Создателем феноменологической социологии считается австрийский философ и социолог Альфред Шюц (1899—1959). В философии Шюц разрабатывал своеобраз- ную версию нетрансцендентальной феноменологии, близкую экзистенциалистской трактовке феноменологии у Хайдеггера. Применительно к области со­циального знания Шюц пытался решить поставленную Гуссерлем зада­чу — восстановить связь абстрактных научных понятий с жизненным миром, миром повседневного знания и деятельности. Используя описа­тельный феноменологический метод и идеи Вебера, Бергсона и Мида, он выдвинул идею понимающей социологии, прослеживающей процессы становления человеческих представлений о социальном мире от единич­ных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний ин­дивидуального субъекта, до высокогенера-лизованных, интерсубъективно обоснованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном, «вторичном» виде.

Во многом продолжает линию феноменологической социологии и социологии знания этнометодология— направление, изучающее взаи­модействие людей и их отношение к происходящему с позиции, близкой к этнографической. К этнометодологии тесно примыкает методика «ана­лиза разговора», разработанная основоположником этнометодологии Га­рольдом Гарфинкелем и Харви Саксом.

Русская социологическая мысль

XIX — начала XX веков

Хотя социология проникла в Россию с Запада, (но) русская социологиче­ская мысль быстро стала принимать собственные оригинальные формы и развиваться самостоятельно. За период с конца 60-х годов XIX века до середины 20-х годов XX века русская социология прошла несколько эта­пов развития, постепенно достигая когнитивной зрелости. Признаками этой зрелости стали стремление к теоретико-методологической интегра­ции, появление исследований эмпирического уровня и успешная институционализация.

Предпосылки появления в России новой науки были связаны в пер­вую очередь с капиталистическим путём развития, на который Россия медленно, но неотвратимо вступала после реформы 1861 года. Часть конкретных социальных наук — история, этнография, социальная ста­тистика, юридическая наука и другие — достигли известных успехов, но дальнейшее их развитие требовало глобального методологического осмысления материала. В этих условиях возникла междисциплинарная потребность в новой обобщающей общественной науке — социологии. Не случайно в 1861 году Николай Серно-Соловьевич, находясь в тюрьме за антиправительственную деятельность, вынес в заголовок своей опубликованной позднее статьи следующий вопрос: «Не требует ли нынешнее состояние знаний новой науки?» Речь шла о науке, изуча­ющей законы исторического развития и социальной солидарности так же объективно, как естествознание исследует законы природы. С конца 1860-х годов большая группа исследователей (П. Лавров, Н. Михайлов­ский, А. Стронин) настойчиво стремится подчеркнуть самостоятельный характер новой науки.

Становлению социологии особенно помогли реформы 1861 года, когда запреты на изучение многих общественных проблем, существовав­шие для исследователей в эпоху Николая I, были наконец-то сняты.

Появление социологии на русской культурной арене имело как гносеологическое значение, связанное с изобретением новой формы мысли, так и более широкий социальный смысл. Социология теоретически от­ражала в самой различной форме требования буржуазной модернизации существующих порядков в России. Одной из основных особенностей русской общественной жизни тех лет было сохранение в стране пережит­ков крепостничества. Переплетение нового и старого придавало особую историческую специфику и остроту многим противоречиям страны.

Идеология большей части первых русских социологов — мелкобур­жуазный демократизм и либерализм; поэтому в большинстве доминировавших идеологических конфликтов, особенно до революции 1905 года, они выступали оппозиционерами и критиками царского режима. В рам­ках этой общей ориентации выделялись отдельные направления. Одни авторы обращали внимание на негативные черты западного капитализ­ма (Н. Михайловский и др.). Другие, наоборот, призывали открыто ис­ходить из ценностей буржуазного общества и «пойти на выучку к капи­тализму» (П. Струве и др.). «Именно эта, не просто политическая, но оппозиционно-политическая, ангажированность социоло- гии в России составила её отличительную черту, — пишет Н.Новиков, — по сравне­нию с западно-европейской социологией то- го времени». Но с содержа­тельной стороны между разными национальными вариантами социоло­гии было много общего.

Для становления социологии явно стиму- лирующим фактором ока­залось усложнение социальной структуры русского общества, бурный рост городских сословий, бывших до реформы почти незаметными группами на фоне крестьянства и дворянства. Капитализм увеличил и дифференцировал население города, создал массу новых профессий, способствовал невиданной ранее мобильности населения, ломке ста­рых культурных стандартов. Совокупность этих изменений вызвала в различных слоях рус- ского общества (особенно у быстро расту- щей ин­теллигенции) жадный интерес к социальным проблемам. Кстати, имен­но Россия подарила миру термин «интеллиген- ция», и именно в России были выработаны первые теоретические формы самосознания этого общественного слоя.

Уже первые историки русской социоло- гии, как отечественные, так и зарубежные (Н. Кареев, О. Лурьев, Ю. Геккер), заметили, что глав­ные теоретические достижения со- циологической мысли в России были одно- временно ответом на вопрос: «Что считать наиболее важным для блага народа?». Отсюда публицистичность социологической литерату­ры в России XIX века, её подчеркнутая гуманистическая ориентация. В свою очередь русская реалистическая литература конца XIX в. жадно впитывала социальную проблематику, так что отнюдь не преувеличени­ем звучат слова Г. В. Плеха- нова: «У художника Горького и у покойного художника Г. Успенского может многому научиться самый ученый со­циолог».

Изначально распространению и оформлению социологии в России препятствовали предрассудки некоторых ученых в отношении новой дис­циплины — особенно тех, которые представляли старые университетские разделы гуманитарной науки: историю, государствоведение и т. д. Только в первое десятилетие XX в. междисциплинарные отношения резко из­менились. Началось повсеместное признание социологии, и постепенно социологические методы стали широко использоваться в истории, право­ведении, политической экономии, психологии, этнографии.

Наши рекомендации