Разновидности количественных методов исследования.

Теоретико-методологическая основа количественных методов - представление об обществе как о системе, при этом считается, что научное знание способно рационально упорядочить и логически объяснить объективную реальность. Своего апогея данное напрвление достигло к 60-м годам ХХ века, особенно четко это доминирование прослеживалось в западной социологии

В жесткой методологии количественного подхода традиционно используют три класса методов сбора данных: прямое наблюдение, анализ документов и опросы. Техника их применения настолько разнообразна, что некоторые их модификации превратились в почти самостоятельные методы сбора информации, например интервью или анкетныйопрос.

Особое место вт комплексе приемов количественного сбора социологической информации занимают эксперименты и психологические тесты. Те и другие предполагают одновременныю регистрацию фактов и жестко-фиксированные приемы их обработки.

Метод опроса: виды, этапы проведения. Панельный метод опроса.

Метод опроса — психологический вербально-коммуникативный метод, заключающийся в осуществлении взаимодействия между интервьюером и опрашиваемыми посредством получения от субъекта ответов на заранее сформулированные вопросы. Иными словами, опрос представляет собой общение интервьюера и респондента, в котором главным инструментом выступает заранее сформулированный вопрос.

Виды опросов: Анкетирование, Личностные тесты, Метод лестницы.

Интервью относят как и к методу опроса, так и к методу беседы. Классификация опросов по способу взаимодействия с респондентом:

· Личные опросы. Проведение таких опросов проходит при прямом контакте исследователя с респондентом.

· Дистанционные опросы. Проведение таких опросов возможно при опосредованном участии исследователя, либо же вовсе без его участия.

Одним из наиболее активно используемых в современном мире дистанционных методов выступает – телефонный опрос.

Этапы проведения опроса

· Концептуализация – определение цели исследования, выдвижение гипотез, уточнение понятий и нахождение их операциональных соответствий в данном опросе (операционализация).

· Схематизация – установление процедур, которые должны быть применены во время опроса, и принятие решения о характере требуемой выборки.

· Подготовка инструментария – составление анкеты или бланка интервью, определение числа и порядка вопросов, подготовка необходимых наглядных пособий или любых других подсобных средств.

· Планирование – рассмотрение финансовых, административных, материально-технических и кадровых проблем, связанных с проведением опроса.

· Построение выборки – отбор предполагаемых респондентов в соответствии с тем из методов, описанных в гл.5, который лучше других подходит для целей и средств данного исследования.

· Инструктаж – подготовка интервьюеров, кодировщиков и другого обслуживающего опрос персонала к работе с респондентами и к обработке данных; снабжение персонала необходимыми материальными средствами.

· Предварительное тестирование – опробование выбранного инструментария на выборке малых размеров с целью проверки правильности понимания респондентами инструкций и вопросов, а также проверки соответствия их ответов ожидаемому типу ответов.

· Опрос – почтовый, телефонный или очный опрос участников выборки с применением пилотажного инструментария.

· Наблюдение за ходом опроса (мониторинг) – проверка корректности применения методики опрашивающими, а также контроль за тем, чтобы опрашивались строго только участники выборки (проверка записей интервьюеров, случаев отказа респондентов от опроса; прослушивание телефонных интервью).

· Контрольная проверка – проверка (посредством дополнительных контактов с респондентами) того, все ли члены выборки оказались реально охвачены опросом и всели из них возвратили анкеты.

· Кодирование – преобразование собранных данных в числовую форму.

· Обработка – подготовка данных для анализа.

· Анализ – переработка данных с помощью статистических и других средств с целью получения содержательных выводов.

· Составление отчета – изложение результатов анализа в форме исследовательского отчета.

Панель(в маркетинге) — группа людей, которые принимают участие в систематических опросах на одну тему. Метод заключается в том, что с этой группой проводят повторяющиеся исследования путем опросов (устных или письменных). Отвечая на вопросы одной в разные моменты своей жизни люди (семьи) отвечают по-разному. Ведь потребительские предпочтения меняются в зависимости от жизненных ситуаций.

Основным достоинством панельного метода является возможность сравнивать результаты проводимых опросов с предыдущими, в отличие от остальных методов качественных исследований. Недостатком панельного метода является достаточно высокая стоимость. Панели классифицируются последующим признакам:

· времени существования (краткосрочные — до одного года и долгосрочные);

· составу (отдельные личности, семьи, торговые организации, предприятия, руководители, какие-либо специалисты, эксперты и т. д.);

· предмету изучения (потребительские предпочтения, тестирование товаров или услуг, источники получения рекламной информации, реакция на рекламу).

Поэтому перед проведением опросов потребителей необходимо выбрать вид панели, исходя из целейи сследования.

Наши рекомендации