Социология распределения в условиях переходного периода

Современное российское общество не может избежать социальных проблем распределения и последствий, которые с этим связаны. Реформы в намеченном виде практически неизбежно приведут к сильному социальному расслоению общества. В то же время при сильном влиянии психологических стереотипов уравнительного распределения можно прогнозировать большое общественное противостояние, социальные катаклизмы.
О состоянии отечественной сферы распределения говорят тревожные факты. Децильный коэффициент (даже по официальным данным) колеблется на отметке 12-13 (в СССР он не превышал 5, в Швеции - 6). Это наглядно свидетельствует о колоссальном и углубляющемся разрыве между тонким слоем богатых и нищающим большинством общества. Приведем официальные данные. По сводке Госкомстата Российской Федерации за 1996 год, душевой доход менее 800 тыс. руб. в месяц имели 53,3% населения (при тогдашнем уровне цен ниже этой черты царит бедность, поскольку о приобретении предметов длительного пользования говорить не приходится) и 20,4% имели доход на душу населения до 400 тыс., то есть находились за чертой нищеты. Официальная статистика склонна преуменьшать масштабы того и другого. Согласно данным обследования бюджетов домохозяйств, названные цифры возрастают соответственно до 89,9 и 29,0%. Это означает, что 9 из 10 - бедные и нищие, а 1 из 4 пребывает в нищете.
Физиологическая деградация большинства населения страны находит концентрированное выражение в ухудшении состояния здоровья. Средняя ожидаемая продолжительность жизни мужчин опустилась ниже возраста выхода на пенсию (60 лет), а в ряде исконно русских областей - до 55-57 лет. Каждый третий юноша призывного возраста не может быть призван на военную службу по состоянию здоровья, до 15% призывников имеют дефицит массы тела. За бедностью и нищетой большинства - вымирание населения России. По данным социологического исследования, шанс "опуститься на дно" среди разных слоев населения равнялся: у одиноких пожилых людей - 72%, инвалидов - 63, многодетных семей - 54, безработных - 53, матерей-одиночек - 49, беженцев - 44% и т. д. Особенно тревожит возрастающее число детей и подростков, которые не работают и не учатся: их более двух миллионов. Реформа школы 1992 года способствовала этому, поскольку ограничила обязательное обучение в школе "основным" - девятиклассным - образованием, то есть 15-летним возрастом. Одновременно снизилась ответственность школы и местных органов власти за отсев из начальных классов, а материальное положение многих семей не позволяет содержать детей и подростков и тем более обеспечивать их учебниками и наглядными пособиями, которые неотвратимо становятся платными.
В стране беспрецедентными в истории темпами проведена чековая приватизация. В собственность частных лиц передано 74% объектов малой приватизации. Около 40 млн. россиян стали акционерами. Зарегистрировано около 1 млн. малых предприятий с 9 млн. работающих. Акционирована 21 тыс. крупных и средних предприятий. Призрачная возможность повысить свое благосостояние путем выгодного обмена своих ваучеров на акции прибыльных предприятий у большей части россиян не реализовалась. Зато проведенная приватизация оправдала политические ожидания реформаторов вполне легальным, законным путем осуществить перевод государственной собственности в частные руки и ее накопление у ответственных или стратегических собственников.
Вместе с этим произошло стремительное разделение общества на богатых и бедных, сформировалось устойчивое негативное отношение к "новым русским". Общественное мнение о том, что основной способ разбогатеть связан с деятельностью, противоречащей закону и морали, стало устойчивым стереотипом массового сознания. По данным аналитического центра ИСПИ РАН, в 1994 г. ответы на вопрос о факторах обогащения распределились следующим образом: склонность к коммерции - 10%, наличие деловых связей - 13, спекуляция - 39, умение организовать дело - 16, отмывание мафиозных денег - 17, разворовывание общенародной собственности - 34, талант и работоспособность - 6% опрошенных.
В нашей стране в течение нескольких лет не публикуется необходимая статистика, отсутствует общепринятая методика расчета прожиточного минимума и его связи с минимальной зарплатой и пенсией. По логике, минимальная зарплата, пенсия должны быть на уровне прожиточного минимума. По оценкам экспертов, до 40% российского населения живут за чертой бедности. К "новым русским" относится примерно 7-10% населения, хватает только на питание и одежду 29% населения, только на питание - 45% и 20 % вообще не могут себя прокормить. Например, по данным тюменских социологов, материальное положение ухудшилось с началом экономических реформ у 42,7% тюменцев; осталось на прежнем уровне - у 20,9; несколько улучшилось - у 14,7; значительно улучшилось - у 5,1; затруднялись ответить 16,6%.
В результате проведения экономических реформ идет стремительная социальная поляризация, практически исчез средний класс, деньги концентрируются на одном полюсе, бедность - на другом. Для характеристики степени социального расслоения социологи и экономисты используют такой показатель, как соотношение уровня доходов 10% людей с максимальными доходами и 10% людей с минимальными доходами. Эти данные выглядят следующим образом: в 1991 г. - 1:5, в 1992 г. - 1:16, в 1994 г. - 1:27. Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума составляет 23,8% от общей численности населения.
Таким образом, в результате реформирования отношений распределения в обществе произошел, по сути, раскол на две части. Одна, меньшая по численности, выступает за полную капитализацию страны, а вторая, большая, за создание социально ориентированной экономики со смешанными формами собственности, регулируемой государством, сильной системой социальной защиты населения.
Основа экономического поведения людей в условиях рыночных преобразований заключается в том, что более предприимчивые, инициативные люди хотят, чтобы их труд оплачивался достойно, возможно, в соответствии со стандартами развитых стран. Но надо иметь в виду, что, чем сложнее человеку, социальной или этнической группе утвердиться, разбогатеть, тем больше вероятность, что часть ее представителей будет использовать для этого противоправные пути и методы. Этот тезис действует на уровне социологического закона. Результаты переходного периода всегда и везде одни и те же: криминализация бизнеса, рост преступности, социальная дезинтеграция общества.





К НАЧАЛУ ТЕМЫ

Наши рекомендации