Теории девиантного поведения.

Основные подходы к объяснению девиантного поведения пред­ставляют собой не столько конкурирующие теории, сколько описа­ние различных факторов, влияющих на склонность к девиантному поведению и вызывающих различные формы девиации.

Многие теории, пытаясь объяснить склонность определенных ка­тегорий людей к девиантному (преступному) поведению, обращают­ся к физиологическим факторам, прежде всего к физическому типу (Ч.Ломброзо, У.Шелдон). Предпринимались попытки объяснить склон­ность к девиантному (деликвентному) поведению с помощью психо­логических факторов. Так, З.Фрейд выдвинул концепцию, согласно которой, люди, принадлежащие к некоторым психологическим ти­пам, склонны к девиантному поведению и сами как бы стремятся к тому, чтобы их оценивали как потенциальных преступников.

Однако эмпирические исследования не дали надежных резуль­татов, подтверждающих эти теории. Большей достоверностью отли­чаются социологические концепции.

Основные социологические теории, объясняющие девиантное поведение, распадаются на две группы:

I. Теории, рассматривающие девиацию как отклонение от норм, признаваемых всем обществом (функционалистский подход).

а) Теория аномии. Согласно Э.Дюркгейму, основной причиной девиантного поведения является разрушение системы общественных ценностей в периоды быстрых социальных перемен. Таким образом, рост преступности связан с определенными этапами развития общества. В отличие от него, Р.Мертон считал аномию и вызываемое ею девиантное поведение внутренне присущими современному ему буржуазному обществу, так как они возникают в результате рассогласования терминальных и инструментальных ценностей. Возникает парадокс - отклоняющееся поведение является следствием стремления следовать общепризнанным целям. Из 5 выделенных Мертоном типов поведения 4 являются разновидностями девиации (кроме конформизма).

Типология отклоняющегося поведения Р. Мертона

Тип поведения Ценности
    Терминальные Инструментальные
Конформист + +
Новатор +
Ритуалист +
Изолированный
Мятежник – создатель новых ценностей +   +  

б) Теория деликвентных культур. Согласно этой теории (Селлин, Миллер, Сазерленд), девиантные (деликвентные) группы и субкультуры, однажды возникнув, имеют тенденцию к самовоспроизводству. Молодежь втягивается в эти субкультуры, поскольку не может про­тивостоять их социализирующему воздействию.

II. Теории, объясняющие возникновение и поддержание девиантныx субкультур тем, что правящие группировки общества сами определяют некоторые виды поведения как девиации и тем самым спо­собствуют формированию девиантных и деликвентных субкультур (конфликтологический и марксистский подход).

а) Концепция стигматизации (приклеивание ярлыков). Автор – Товард Беккер. Основа концепции - понятие «первичной» и «вторичной девиации. Согласно этой концепции, многие люди могут совер­шить аморальные и даже противоправные поступки достаточно слу­чайно. Но после этого они получают от общества «метку» («стигму») Преступника и, отбыв наказание за первый проступок, уже вынужде­ны вливаться в криминальную среду. При этом правила, которые определяют норму в данном обществе, создаются относительно узкими кругами влиятельных лиц, решаю­щих, какие формы поведения правомочны, а какие – нет, в соответ­ствии со своими представлениями и нормами, принятыми в их кругу, б) Еще дальше в отрицании наличия целостной нормативной сис­темы общества пошли сторонники так называемой «радикальной криминологии». Как пишет Н.Смелзер, «радикальная криминология не интересуется, почему люди нарушают законы, а занимается анализом сущности самой законодательной системы».

Законодательные акты рассматриваются как результат классовой борьбы, стремления правящих классов закрепить свое господство и подавить сопротивление угнетенных классов. В этом отношении радикальная криминология перекликается с классическим марксизмом.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 4

1. Дайте определение социального контроля, укажите основные составляющие механизма его реализации. Укажите, что является объектом социального контроля. Дайте определение социальной санкции, приведите примеры позитивных и негативных, формальных и неформальных социальных санкций. Какие из них, с Вашей точки зрения, являются наиболее зна­чимыми в современном мире? Как с развитием человечества менялось соот­ношение формального и неформального социального контроля, позитивного и негативного, внешнего и внутреннего? Вспомните знакомые Вам проекты идеальных государств будущего. Какой тип социального контроля там преоб­ладает? Как Вы думаете, почему именно этот тип социального контроля был избран авторами данных моделей в качестве идеального? Приведите примеры ситуаций, когда одно и то же поведение в различных странах и в различные исторические эпохи рассматривалось как конформное и девиантное. Можно ли назвать Сократа, Бруно, Галилея девиантами?

2. Назовите основные подходы к объяснению отклоняющегося поведе­ния. Функционалистские концепции отклоняющегося поведения. Укажите общие черты и различия в подходах Дюркгейма и Мертона к объяснению природы аномии и отклоняющегося поведения. Укажите основные типы отклоняющегося поведения в концепции Мертона, понятия терминальных и инструментальных ценностей, их соотношение. Конфликтологические кон­цепции отклоняющегося поведения. Понятия первичной и вторичной девиа­ций. Отклоняющееся поведение как следствие социального неравенства, как следствие несовершенства самой нормативной системы общества. Роль от­клоняющегося поведения в развитии общества.

Основные термины и понятия

Аномия - утрата значительной частью общества или социальной группы центральных для системы ценностных ориентации.

Конформизм - поведение индивидов и групп, соответствующее принятым социальным нормам и ценностям.

Социальный контроль - совокупность средств, с помощью которых общес­тво или социальная группа гарантируют конформное поведение его членов по отношению к ролевым ожиданиям и основным ценностям общества (группы).

Санкции социальные - совокупность средств внешнего воздействия на личность, обеспечивающих конформное поведение членов какой-либо соци­альной группы (общества).

Литература к теме:

Основная:

1. Обществознание. 11 класс: учебник для общеобразоват. учреждений профил. уровень / Л.Н. Боголюбов и др.М.: Просвещение, 2010, с. 59 – 71.

Популярная:

2. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. под ред. А.Ф. Филиппова; Ин-т "Открытое о-во". - М.: Аспект-Пресс, 1996, Гл. 10.

Дополнительная:

3. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М.: Эдиториал УРСС, 1999, гл. 5 с. 92 – 116.

4. Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1998, с. 197 – 242.

5. СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ПРОЦЕСС УСВОЕНИЯ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ

Понятие социализации

Социализация - совокупность способов формирования навыков и социальных установок индивидов, соответствующих их социальным ролям. Социализация – это процесс усвоения человеком культуры общества. Понятия «общество» и «культура» будут введены нами ниже (3.7, 3.10). Однако нормы, ценности, навыки, роли – это основные элементы культуры; их усвоение происходит в конкретных социальных группах. Поэтому мы рассмотрим процессы социализации именно здесь.

Социализация включает в себя две стороны. Во-первых – это процесс усвоения культуры, групповых норм и ценностей; во-вторых – формирование «Я» - личности человека.

Понятие личность отличается от понятия индивид. Под «личностью» (personality, англ.) понимается конкретный человек во всем богатстве его биологических и социальных черт. Таким образом, «личность» - одно из самых содержательных понятий социологии, в то время как «индивид» - понятие бедное, не предполагающее никаких или почти никаких предварительных знаний по психологии, социобиологии, социологии.

Теоретические основания изучения личности заложил З.Фрейд (1856-1939), впервые выделивший два компонента личности «бессознательное» («Id») и социальное ценностно-нормативное начало ("Superego»). Собственно личность как совокупность индивидуаль­ных типологических особенностей человека («Ego-), сoгласно Фрейду, формируется на пересечении этих двух компонентов.

Нередко социализация рассматривается исключительно как процесс воспитания и обучения в молодости и детстве. Однако такое понимание односторонне. Человек проходит процесс социализации в течение всей жизни, поскольку на каждом этапе ему приходится усваивать культуру новых социальных групп и слоев, в которые он «перемещается» по мере прохождения жизненного пути.

Кроме нормального процесса социализации, при котором человек усваивает культуру новой группы, опираясь на багаж усвоенных ранее норм и ценностей, существует так называемая ресоциализация, когда новое социальное окружение ломает, в корне меняет все сложившиеся ранее представления человека о жизни.

Теории социализации

Вплоть до конца XIX в. в европейской и американской науке преобладали теории воспитания, берущие начало от работ просветителей (человеческая психика как «табула раза» («tabula rasa», лат.) – чистая доска, которую необходимо заполнить содержанием через воспитание) или от этического учения И. Канта (моральные принципы, единые для всего человечества, изначально присущи человеческой психике, и задача воспитания состоит в том, чтобы дать возможность проявиться этим принципам). При всех различиях, существовавших между этими подходами, они не могли объяснить реальных процессов, происходивших в человеческом обществе.

Почему столь различны нормы и ценности, управляющие поведением людей? Почему молодые люди, которым в школе прививались одни и те же моральные принципы, так сильно различаются и по характеру и по жизненному пути? Эти вопросы не случайно возникли в конце XIX в.; именно в этот период происходит окончательная трансформация традиционного европейского общества в индустриальное, а затем - в постиндустриальное.

Возникает несколько фундаментальных теорий социализации, составляющих основу современного понимания этого процесса.

5.2.1. Теория Фрейда

Задача теории З.Фрейда – объяснить причины психологи­ческих конфликтов, возникающих у современного Фрейду европей­ца, как в процессе первичной социализации (в детстве), так и в зре­лом возрасте. В основе его концепции лежит так называемая «трехчленная модель», которая выделяет в психике человека три уровня: согласно которой «Id» («Оно»), «Еgo» («Я») и «Superego» («Сверх Я»). Уровень «Id» является источником неосознанных, иррациональных влечений, которым противостоит уровень «Superego». Последний как раз и представляет воспринятые человеком социальные нормы, ценности, правила, о которых речь у нас шла в предыдущих главах. Главная функция этих норм, согласно Фрейду, – ограничить естественные влечения человека. Одним из основных влечений, в отношении которых культура накладывает определенные запреты, являются влечения сексуальные. Ареной борьбы «Оно» и «Сверх Я» становится человеческое «Я». Когда это противостояние достигает определенного предела, оно в виде комплекса вытесняется в бессознательную область. Однако будучи удаленным из рациональной сферы, этот комплекс проявляется в различных неосознанных действиях человека – начиная от немотивированных, на первый взгляд, оговорок и поступков, и заканчивая областью сновидений, где вытесненные влечения всплывают в определенной «зашифрованной», символической форме. Существуют универсальные, «общечеловеческие» комплексы, вроде известного «комплекса Эдипа», а есть также индивидуальные, связанные с особенностями процесса социализации. На основании подобных подходов Фрейд объяснял самые различные черты человека, как эгоизм, альтруизм, а также всевозможные психические отклонения, например садизм и мазохизм.

Как видим, концепция Фрейда базируется на крайнем противопоставлении индивидуальности человека, его естественных влечений, с одной стороны, и социокультурных норм, с другой. В психологической литературе такую позицию часто называют противопоставлением «натуры и культуры». При таком подходе индивидуальность человека, так или иначе, рассматривается как нечто, заданное природой, тогда как социальный мир выступает лишь в качестве «обобщающего фактора», модифицирующего собой исходную, врожденную уникальность индивида. Однако в теме «Социальный контроль» (см. 4) мы уже видели, что общество порождает не только восприятие человеком определенных норм, но оно же, зачастую, является источником отклонений от них. Более того, как показал Э. Дюркгейм (см. 23.3), такая характеристика человека, как непохожесть на других, неповторимая индивидуальность и т.д., сама является продуктом исторического развития. В обществах, где нет разделения труда, нет и человеческой индивидуальности, поскольку все человеческое существо поглощено всех унифицирующими нормами коллективного сознания. «Если ты знаешь одного дикаря, то ты знаешь их всех», – любил цитировать Дюркгейм слова одного путешественника. Непохожими, разными люди становятся только в обществах, где формируется разделение труда, и чем в большей степени развито последнее, тем больше различий между людьми мы обнаруживаем. Получается, что общество задает не только общие для всех, от природы различных людей, социальные правила и нормы, но и формирует саму неповторимую индивидуальность человека. Однако для осмысления данного факта требовались иные, методологически более сложные, по сравнению с противопоставлением «натуры и культуры» подходы к пониманию отношений между обществом и человеком. Такие подходы в психологии и философии и формировались в течение первой половины ХХ века.

5.2.2. Символический интеракционизм

В отличие от школы Фрейда (психоанализ), направление, вызванное впоследствие Х.Блумером символическим интеракционизмом (Ч.Кули, Дж.Мид, А.Халлер), интересовалось не психологичес­кими конфликтами, а отражением нормальною процесса социализации, и прежде всего – почему система общественною образования и воспитания приводит к тому, что разные группы учащихся воспринимают разные ценности, зачастую прямо противоположные тем, которые предлагаются обществом.

Важнейший шаг в данной области был сделан Ч. Кули (1864 - 1929), который одним из первых отказался от представления о личности как о пассивной реальности, извне формируемой обществом. Данная позиция, в своей основе восходящая еще к французскому материализму ХVIII века, к этому времени уже раскрыла свои основные противоречия, которые кратко можно свести к следующему:

- отводя личности роль пассивного начала, она не может теоретически последовательно объяснить ни происхождение, ни изменение социальных норм;

- неясными остаются причины, по которым люди, прошедшие через одинаковый процесс социализации и имеющие близкие биологические характеристики (например, братья близнецы), могут, в итоге, обладать различными, а порой и противоположными социальными и этическими характеристиками;

- базируясь на противопоставлении «натуры и культуры», она не может объяснить, почему многие социальные нормы воспринимаются человеком не как нечто навязанное извне, а как всецело соответствующее его собственным, личным убеждениям.

Концепция Кули получила название теории «зеркального Я». Ее создатель отказался от представления о прямом, непосредственном, воздействии общества на человека в процессе социализации, когда в явном виде сформулированные нормы навязываются индивиду посредством определенных социальных санкций. Окружающие человека индивиды, прежде всего, определенным образом реагируют на его поведение, и осмысливая их реакции, индивид самостоятельно создает для себя те или иные правила своего поведения. Таким образом, реакция другого человеческого существа играет здесь роль своеобразного зеркала, позволяющего индивиду как бы увидеть со стороны соответствие или несоответствие своего поступка социальным нормам. Индивид в данной модели раскрывается не только как существо, формируемое обществом и существующими в составляющих его группах нормами, но в не меньшей степени как активный субъект, в свою очередь эти нормы творящий.

Тем не менее, в теории Кули был сформирован лишь главный принцип нового подхода, но отсутствовало детальное описание механизма данного процесса. С разными акцентами последний разрабатывался в концепциях Дж. Мида, Ж. Пиаже, Л.С. Выготского. В концепциях данных авторов особую роль в социализации ребенка приобретали социальные группы, в которые он оказывается включен с момента своего рождения. Дж.Мид (1863-1911) считал, что социализация в раннем возрасте происходит через постепенное освоение ребенком социальных ролей в группах. При этом в детстве человек последовательно проходит три стадии: стадию имитации, на которой ребенок повторяет отдельные действия, присущие той или иной роли (например, шлепает игрушки или прикладывает к ним стетоскоп); стадию индивидуального играния роли, на которой ребенок играет целостную роль, но в «социальной группе" своих игрушек (папа, мама, врач и т.д.); наконец, стадию коллективного играния ролей, когда группы детей (5-8 лет) распределяют роли между собой ("дочки - матери», «казаки - разбойники», «Штирлиц - Мюллер").

Структура личности, по Миду, при внешней схожести с гипотезами Фрейда, в корне отличается от последних. Личность включает в себя два уровня: «I» и «Me» (англ.), которые на русский язык не совсем точно переводятся как «Я» и «Меня». Оба эти местоимения должны переводиться как «Я», но в разных значениях этого слова. «I» – это то, что я думаю о других и о себе, это мой внутренний мир. «Me» это то, что, по моему мнению, обо мне думают другие, это моя внешняя социальная оболочка, как я ее себе представляю. Таким образом, если «Me» в целом идентично «Superego», то «I» отличается и от «Id», и от «Ego», поскольку не предполагает бессознательного.

5.2.3. Познавательные возможности личности

Подробное исследование развития познавательных, в том числе творческих способностей личности, исследовалось в трудах Ж.Пиаже, Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева. Так, швейцарский психолог Ж. Пиаже (1896-1980) разработал теорию стадий когнитивного (познавательного) развития. Суть его теории состоит в том, что ребенок в процессе социализации воспринимает информацию не пассивно, а в соответствии со своими потребностями и устремлениями. Пиаже выделял четыре стадии интеллектуального развития ребенка:

-сенсомоторную (до 2 лет), на которой ребенок не отделяет себя от окружения;

-дооперациональную (эгоцентрическую - до 7 лет), на которой мир воспринимается исключительно через призму своих эгоисти­ческих потребностей;

-стадию конкретных операций (7-10 лет), характеризующуюся тем, что ребенок осваивает отдельные физические и логические опе­рации, становится менее эгоцентричным, но не способен посмотреть на себя глазами других людей;

- стадию формальных операций (11-15 лет), когда подросток не только научается пользоваться всем богатством логики, начинает выбирать оптимальное решение из множества, но, самое главное, начинает, выражаясь языком Дж.Мида, формировать образ «обоб­щенного другого», то есть общественного мнения, оценивающего их собственное поведение.

Близкую концепцию развивали российские психологи, предло­жившие так называемый деятельностный подход к анализу психологических процессов, в том числе и процесса социализации (Л.С. Выготский, С.Л.Ру­бинштейн, А.Н.Леонтьев). Согласно этому подходу, суть обучения вообще, социализации в частности, состоит в постепенном переносе операций с предметного уровня (игра, конструирование) на психо­логический уровень (логические операции, образное мышление). Школа Рубинштейна-Леонтьева, так же, как и Ч. Кули, Дж.Мид и Ж.Пиаже, выступила против понимания социализации как пассивного усвоения набора «вечных истин». Однако в отличие от Пиаже, отечественные психологи под­черкивали значение культурно-исторического компонента в процессе социализации - социализация проходит по-разному в обществах раз­ного типа, обладающих разной культурой.

Таким образом, между теориями социализации нет существен­ных противоречий; они скорее рассматривают различные ее стороны.

Наши рекомендации