О. конт как основоположник позитивизма

Позитивизм (от лат. positivus – положительный) возник в первой трети XIX в. в противовес спекулятивному умозрительному теоретизированию. В работе «Курс позитивной философии» (1830-1842) О. Конт говорил о нескольких значениях термина «позитивное». Оно означает реальное в противоположность химерическому, полезное в противоположность негодному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному, организующее в противовес разрушительному.

Старую философию О. Конт называл отрицательной, так как она подходила лишь для разрушения традиционных взглядов. Эта отрицательная философия не может, по мнению французского мыслителя, стать основой для нового общества и заложить базу для его прогрессивного развития. Главными недостатками большинства существующих социально-философских концепций О. Конт считал их ограниченность, поверхностность и неспособность к синтезу. Позитивная философия, разрабатываемая основателем социологии, призвана преодолеть эти недостатки и посредством объединения идей порядка и прогресса положить начало новому обществу.

Родоначальники позитивистской парадигмы (О. Конт, Г. Спенсер, Дж. С. Милль и др.) считали своей главной задачей создание новой системы знаний об обществе на основе законов и методов естественных наук. Подобное почтительное отношение к естествознанию обусловлено, прежде всего, его успехами в познании природы. О. Конт считал, что знание об обществе должно быть таким же строгим и точным, обоснованным и достоверным, как знание о природе, которое нам дают естественные науки. Позитивисты призывали отказаться от абстрактных, гипотетических рассуждений об обществе. Они ратовали за создание такой «позитивной» социальной теории, которая соответствовала бы всем основным параметрам естественнонаучной концепции. Основными методами исследования сторонники позитивизма считали наблюдение, эксперимент, сравнительный, исторический и математический методы.

Позитивистская социология должна основываться на реальных фактах. С точки зрения сторонников позитивизма, это единственный путь, ведущий к познанию природы социальных явлений. Основное правило позитивной логики, сформулированное О. Контом, гласит: «всякое предложение, которое недоступно точному превращению в простое изъяснение частного или общего факта, не может представлять никакого реального и понятного смысла».[10] О. Конт отмечает такие черты позитивного мышления, как тенденция всюду заменять абсолютное относительным, его непосредственно социальный характер, а также тесная связь с всеобщим здравым смыслом. Основная цель позитивного мышления, по О. Конту, состоит в том, чтобы «беспрерывно удовлетворять наши собственные потребности»[11]. Позитивное мышление предполагает отказ от определения конечных причин и сущностей. Должны быть решительно отвергнуты все неразрешимые, вечные вопросы философии, которые нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, опираясь на факты, устанавливаемые при помощи наблюдений. Цель позитивного мышления – открытие и исследование законов, то есть «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями». О. Конт считал, что наука должна заменить вопрос «почему» вопросом «как».

Позитивное мышление, согласно О. Конту, не только позволяет нам выявить закономерности механизма социальной эволюции, но и с достаточно высокой точностью предсказать его будущее. «Истинное положительное мышление заключается преимущественно в способности видеть, чтобы предвидеть, изучать то, что есть, и отсюда заключать о том, что должно произойти согласно общему положению о неизменности естественных законов».[12]

Позитивизм как парадигма социологии XIX века проявился в таких направлениях, как натурализм, органицизм, эволюционизм, социал-дарвинизм, механицизм, географический детерминизм, расово-антропологическая школа и др. Все эти направления и течения характеризуются социологическим редукционизмом, то есть стремлением объяснить основные явления общественной жизни с точки зрения единственного определяющего фактора (биологического, географического, расового и др.).

Сейчас многие положения позитивизма кажутся ложными и наивными. Их многократно обоснованно критиковали. Тем не менее, не стоит приуменьшать значение позитивистской парадигмы в социологии, благодаря и посредством которой социология выделилась из философского знания, и начался процесс ее институционализации как науки.

Наши рекомендации