Основные категории социологии.

Категории науки – это основные понятия, которые отражают процессы происходящие в её объекте. Социологические категории, это “основные и наиболее общие понятия социологии, отражающие социальную действительность в ее становлении, развитии ”.

Центральной категорией выступает категория социальное. Термин “социальное” произошел от латинского слова socialis — совместный, общественный. С точки зрения Г.В.Осипова: “Социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, процесс взаимодействия между индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени. Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в общении и во взаимодействии этих индивидов.

Два класса категорий:методологические и процедурные. Класс методологических категорий, по его мнению, состоит из следующих четырех групп категорий:

1) категории, раскрывающие социальные общности (“социальная общность”, “социальная группа”, “социальный класс” и т.п.); 2) категории, раскрывающие социальные связи (“социальные отношения”, “социальный контроль” и т.п.); 3) категории, отражающие социальные процессы (“социальная активность” и т.п.); 4) категории, раскрывающие социальное развитие (“социальное изменение”, “рост”, “развитие” и т.п.).

К классу процедурных категорий относятся: “социологическое интервью”, “анкетирование”, “опрос”, “интервьюирование” и т.п.).

Подход Конта, все категории социологии можно разделить на: категории, описывающие социальную статику (социальная структура, семья, социальная группа); категории, описывающие социальную динамику (социальный прогресс, социальное развитие, социальные изменения).

Основные:

Общество – это основная категория социологии, главный предмет ее изучения. В широком смысле слова общество – целостная организация людей, в рамках которой осуществляется их совместное проживание, это единый социальный организм, обладающий своими элементами.

Социальная группа - одна из основных форм взаимодействия людей, объединенных формальными и не формальными признаками, эту совокупность объединяет социальная позиция, связанная с удовлетворением потребности, занимающих ее индивидов, в осуществлении совместных действий.

Социальная организация — это большая соц. группа, созданная для достижения специфических целей, действующие на основание определённых правил.

Социальный статус — это положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением.

Социальная роль — это совокупность требований, предъ­являемых обществом к лицам, занимающим определенные социальные позиции. Социальной ролью определяется то поведение, кото­рое ожидается со стороны индивида в соответствии с его социальным статусом. Социальная роль обеспечивает такое поведение челове­ка, которое соответствует нормам, принятым в обществе и в той сфере деятельности, которой занимается индивид.

Социальное поведение — форма и способ проявления социальными субъектами своих предпочтений, возможностей и способностей в социальном действии или взаимодействии. Это поведение, соответствующее статусным ожиданиям.

Социальный институт – это исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей для удовлетворения их потребностей.

Социальная деятельность - это способ существования людей, общества, проявляющийся в целенаправленном отражении и преобразовании окружающей среды, условий жизни, как тех, которые они находят готовыми в природе, так и тех которые создаются ими сами.

Социальная структура (от лат. structura - строение) - исторически сложившаяся система общественных отношений на основе различий между людьми, порождающими социальное неравенство, например, социально-демографическая структура - по полу, возрасту; социально-этническая - по принадлежности к расе, нации, народности; социально-экономическая структура - по месту и роли в системе общественного производства и т.д.

Важнейшей задачей каждой науки является как развитие уже имеющихся, так и выработка новых категорий, Т.е. обогащение категори­ального аппарата. Таким образом, категории и понятия занимают ведущее место, они, явля­ясь рабочим инструментом, образуют понятийный опору познания.

Наши рекомендации