Психологическая социология л.и.петражицкого.

Социальное действие есть рефлексийный ответ на внешние раздражения. Мотивы поведения, эмоции, импульсы. Право действует психологически:

1.Возбуждение или подавление определенных мотивов к действию или воздержание от действия.

2.Укрепление и развитие одних склонностей и черт характера, искоренение и ослабление других.

Право – механизм селекции, желательный для общества, поведенчиских норм путем поощрений и принуждений, кар и наград. “Наивно думать, что право существует где-то независимо от народной психики, и что можно его научно изучать, не изучая этой психики, не зная ее интеллектуального и эмоционального состава”.Основатель эмоциональной социологии. Право : позитивное ( фиксированное, записанное право; отстает от жизни ), интуитивное ( связано с идеалами общества, с представлениями о справедливости; порождает новые нормы ).Социология, по его мнению, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера. Особое значение он придавал роли эмоций как автономному, нормативному, доминирующему фактору социального поведения. «Эмоции, – считал Л. И. Петражицкий, – являются генетической основой нашей психики. Воля, чувства, интеллект – это продукты эволюции эмоций. Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект – групповая, «народная психика» с её «нормами – законами», которые и определяют мотивацию».

Главную задачу социологии де Роберти видел «в открытии законов, управляющих возникновением, образованием и постепенным развитием высшей, надорганической или духовной формы мировой энергии; той ее формы, которая, сочетаясь и сливаясь с органическим ее обликом, с жизнью, дает начало совершенно определенным конкретным агрегатам и фактам...».Здесь ключевым понятием выступает «надорганическое». В общем и целом оно рассматривается им как социальный факт, выражающийся в психологическом взаимодействии и требующий для своего объяснения постоянного обращения к социальной среде как совокупности надорганических условий. К надорганическим явлениям де Роберти относил общественность, которую он рассматривал как непрерывное и многостороннее взаимодействие (синоним общества). Надорганическое выступает у него как своеобразное превращение органической множественности (род, племя) в особую форму единства (община, государство) и, наоборот, органического единства (эгоизм, паразитизм) в надорганическую множественность (альтруизм, кооперация, солидарность).Де-Р. отождествлял социальные изменения с психологическими процессами. Социология, по Де-Р., наука "абстрактная" и "описательная". Подразделяя ее на две части - "естественную историю общества" и "естественную науку общества", - исследователь трактовал первый из них как конкретную социологию.Полагая социальную эволюцию центральной проблемой социологических изысканий, Де-Р. подчеркивал, что отражением этого процесса может служить следующий понятийный ряд: психологическое взаимодействие - общественные группы - личность - наука - философия - искусство - практическая деятельность.Правомерно трактуя концепцию Де-Р. как тривиальный психологический редукционизм, необходимо отметить, что "сверхрационализм" его выкладок, признание доминирующего характера мыслительной компоненты человеческой деятельности придавали определенное своеобразие и оригинальность его социологическому учению.

ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ.

Генетическая социология складывалась почти одновременными усилиями ряда западных исследователей - Л. Г. Морганом, Д. Ф. Мак-Леннаном, А. Постом, Г. С. Мэном, И. Бахофеном, Э. Б. Тэйлором - и русских, среди которых ведущее место, безусловно, принадлежало М. М. Ковалевскому, определявшему генетическую социологию как "эмбриологию человеческих обществ". Ее главной задачей Ковалевский считал выделение в особую группу сходных у разных народов на сходных ступенях их развития обычаев и учреждений, "однохарактерных форм" общежития и этим дать материал для создания общей социологией картины общего прогрессивного развития человечества. Эта идея была подсказана ему сочинениями О. Конта, в которых обосновывалась необходимость построения социологии на трех конвенциональных методах: наблюдении, эксперименте, сравнении и четвертом, наиболее фундаментальном - историческом методе, предполагающим сведение многообразных данных, полученных от первых методов, к исходным элементам общества и рассмотрение их исторического зарождения, развития, перерождения и гибели. Русская генетическая социология предприняла поиск подобных элементов в генезисе ряда общностей (семьи, рода, племени), институтов (рабства, власти, собственности), духовной культуре (религиозных верованиях, праве, обычаях).



Наши рекомендации