Эволюция семьи как социальной группы

Семья является предметом исследования многих общественных наук. Каждая из этих наук стремится дать определение семьи и ее функций. С точки зрения содержания, структуры и формы семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой являются гетеросексуальная связь, система родственных отношений, обеспечение и развитие социальных и индивидуальных качеств личности.

Семью рассматривают как один из важнейших социальных институтов общества, не забывая при этом указать на ее принадлежность к так называемой первичной социальной группе. В чем отличие между этими двумя социальными явлениями?

Семья как социальная группа состоит из конкретных людей, выполняющих определенные обязанности, связанных непосредственно личными отношениями.

Семья как социальный институт, точнее как совокупность социальных институтов, не относится к реальным людям. Институт семьи связан с обычаями, законами и правилами поведения, которые закрепляют отношения родства между людьми.

С институтом семьи тесно связан другой общественный институт – институт брака.

Брак – это санкционированная обществом, социально и личностно целесообразная, устойчивая форма половых отношений.

Семья – малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками.

Сравнивая между собой два института, следует сказать, что брак – это институт, регулирующий отношения между полами, а семья – институт, регулирующий отношения между супругами, между родителями и детьми.

Брак представляет собой совокупность формальных предписаний, определяющих права, обязанности и привилегии мужа по отношению к жене, а их двоих – по отношению к своим детям, родственникам и обществу в целом. Иными словами, брак представляет собой контракт, который заключается тремя сторонами – мужчиной, женщиной и государством.

Систематическое исследование семьи было начато только в конце XIX в. До этого времени на взгляды, касающиеся семьи и брака, сильное влияние оказывали религия, мифология и философия. Так, античный философ Платон утверждал, что идеальное государство – это общность жен и детей, что каждый брак должен быть полезен для государства.

Французский просветитель Ж. Ж. Руссо отрицал правомерность общественного неравенства между полами. Но вместе с тем Ж. Ж. Руссо обращал внимание и на их природные, функциональные и в какой-то мере социальные различия.

Заметный вклад в развитие теории семьи внес французский социолог Фредерик Ле-Плей. Он считал, что только семья может «развивать добро и подавлять зло в новорожденных людях». Если семья не справляется с укрощением «маленьких варваров», то, прежде всего, страдает она сама, но в конечном итоге «разрушается и общество».

Особенно большое значение имеет труд американского ученого Льюиса Генри Моргана «Древнее общество». Автор писал эту книгу около 40 лет и опубликовал в 1877 г. Л. Г. Морган проанализировал систему родства на разных континентах. По его схеме брачные отношения прошли сложный путь от промискуитета (беспорядочные половые связи) через групповой брак к моногамии.

Семья как социальная группа исторически развивается. Большинство ученых придерживаются точки зрения, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнородственная семья, паналуальная семья, синдиасмическая семьяимоногамная семья.Общей характеристикой этого развития являются сужение круга половых партнеров и укрепление связей, объединяющих членов семьи.

Промискуитет (от латинского prōmiscuus – «общий») – такая форма совместной жизни, когда отсутствуют отдельные, обособленные семейные группы. Основная характеристика такой формы – беспорядочная, ничем и никем не ограниченная половая связь со многими партнерами.

Кровнородственная семья – гипотетически реконструированная Л. Морганом особая древнейшая форма групповой семьи, при которой супружеские отношения, будучи запрещены между родственниками разных поколений, еще разрешены были между братьями и сестрами всех степеней родства.

Паналуальная семья (от гавайского puñalua – близкий товарищ) – поздняя форма группового брака, отмеченная в XIX в. у гавайцев (главным образом у знати), при которой несколько сестер, родных или более дальних степеней родства, состояли в браке с несколькими мужчинами как общими мужьями.

Синдиасмическая семья является переходным типом, в которой один мужчина живет с одной женщиной, а полигамия остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью.

Моногамия (от греческого μονος – единый и γάμος – брак) – единобрачие, историческая форма брака и семьи, при которой в брачном союзе находятся два представителя противоположных полов.

Наши рекомендации