Поэтому старайтесь делать речь не более чем на 7 частей, а лучше - не более чем на 5, чтобы понять смогли все слушатели.

Ораторские приемы

Пример, подобность и сравнение

Повтор

Вот дом,
Который построил Джек.

А это пшеница,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот пес без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это старушка, седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Иносказание (аллегория) – это воплощение явления (идеи, мыслей) в наглядном образе. Мартин Лютер Кинг приводит такую аллегорию:

«Я мечтаю сегодня, что однажды в Алабаме с её злобными расистами и губернатором, с губ которого слетают слова о вмешательстве и аннулировании, в один прекрасный день, именно в Алабаме, маленькие чёрные мальчики и девочки возьмутся как сёстры и братья за руки с маленькими белыми мальчиками и девочками».

Образ детей разных рас и разного пола, взявшихся за руки является отражением идеи толерантности и равноправия. Иносказания можно очень эффективно использовать для иллюстрации абстрактных понятий, таких как дружба, равноправие, любовь, верность, чтобы усилить восприятие ключевых идей речи.

Призыв также является распространенным ораторским приемом и заключается в обращении к слушателям напрямую с воззванием к какому-либо действию. Использования призыва в выступлении оправданно, если вы хотите, чтобы слушатели смогли у себя в голове создать образ яркий образ вашей идеи с их непосредственным участием в ее реализации.

Перекрещивание (хиазм) – это прием, помогающий емко и красиво выразить вашу мысль крестообразным изменением последовательности элементов в двух параллельных рядах слов. Наверное, самый знаменитый хиазм был сказан Джоном Ф. Кеннеди на инаугурации: «Не спрашивай, что твоя страна может сделать для тебя, — спроси себя, что ты можешь сделать для страны».

Цитирование. Если вы считаете, что ваши аргументы недостаточно убедительны, или вы еще не заполучили доверие публики, то уместным будет подкрепить свое выступление цитатами признанных лидеров. К примеру, во времена Советского Союза, ораторы часто использовали цитаты Владимира Ленина, чей авторитет был беспрекословен. Однако важно цитировать правильно, желательно дословно, чтобы не исказить мысль первоисточника. Если же цитата большая или сложная для восприятия, ее можно сделать короче и проще, рассказав своими словами (это называется парафраза).

Цепь – часто применяемое средство удержания внимания слушателей. В речевой цепи полный смысл первого звена идеи становится ясным и законченным только в связи с другими звеньями, вплоть до последнего звена в цепи. Приведем в пример один очень интересный тост, который построен на данном приеме: «Я хочу, чтобы ты умер… Чтобы ты умер в 100 лет… Чтобы ты умер в 100 лет от руки ревнивца… И чтобы твоя смерть была заслуженной». Такой прием цепи позволяет оратору не только в течение всего выступления оставаться источником неподдельного внимания аудитории, но и при помощи эффекта неожиданности, заключенного в конечных звеньях последовательности, оставить у слушателей неизгладимое впечатление от сказанного.

Антитеза (противопоставление) – это стилистическая фигура контраста, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Иногда, чтобы усилить восприятие свойства какого-то предмета или явления, достаточно привести какой-то контрастный, полярный пример, такой как «Для одних людей саморазвитие ничто, а для других – все».

Преувеличение (гипербола). Данный прием ораторского мастерства резонно использовать только в том случае, если вы уверены, что сказанное не будет восприниматься слушателями как выдумка, а также не будет звучать слишком эмоционально, чересчур пафосно. Гипербола направлена на то, чтобы усилить, подчеркнуть те или иные свойства или черты предмета мысли. Например, фраза «нужно быть полным дураком, чтобы так считать», имею целью отбить у слушателей всякое желание соглашаться с приведенной оратором сомнительной точкой зрения, то есть автоматически заставить аудиторию поддержать мнение говорящего.

Риторические вопросы. Задавать вопросы, не требующие ответа, в своей речи следует аккуратно. Важно, чтобы слушатели разделяли вашу позицию по этому вопросу, иначе ответ на этот вопрос может быть не так уж и очевиден, как вам кажется. Например, вопрос «неужели так трудно тратить 20 минут в день на саморазвитие?», не всегда будет однозначно иметь отрицательный ответ, однако это немаловероятно.

Фрейминг и фокусировка.Чтобы создать что-то новое, нужно обязательно выбрать направление творческого поиска. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше. Как бы это ни показалось странным, но чем четче обозначить рамки, тем проще будет создавать что-то новое. Парадокс заключается в том, что создавая ограничения для нашего мышления, мы вынуждаем его мыслить глубже и создаем все предпосылки для креативности.

Техника произнесения речи

Голосовые приемы

Дыхание .Публичная речь требует, во-первых, большего количества воздуха, чем при обычном физиологическом дыхании, а во-вторых, умения экономно расходовать этот воздух по время произнесения слов. Чтобы этого добиться, нужно больше практиковаться.

Громкость. Сила голоса или его громкость – это характеристики, которые должен уметь варьировать любой хороший оратор. Причем одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Умело оперируя параметрами громкости вашего голоса, вы сможете выделить самые важные места произносимой речи. Замедлите темп вашей речи настолько, чтобы вы могли при необходимости использовать больше воздуха на каждый звук каждого слова. Дышите глубже (диафрагмой).

  • Сократите темп вашей речи, чтобы вы могли при необходимости использовать больше воздуха на каждый звук каждого слова. Дышите глубже (диафрамой).
  • Чтобы звук стал громче, его не надо толкать сильнее. Нужно, наоборот, расслабиться. Подключите больше резонаторов, стараться говорить чуть ниже по тональности. Для этого выпрямитесь, дышите глубже и вспомните ощущение зёва.
  • Старайтесь лучше и четче артикулировать (интенсивно использовать органы речевого аппарата), что поможет лучше воспринимать вашу речь.

Дикция. Дикция – это важная составляющая произнесения публичной речи, которая заключается в способности отчетливо произносить звуки, слоги и слова. Чистота звучания речи зависит от правильной и активной работы артикуляционного аппарата. Дикцию можно сравнить с почерком: текст, написанный человеком с плохим почерком сложно читать, а речь, произнесенную человеком с плохой дикцией – сложно слушать, воспринимать.

· Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

· Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

  • Хищник в роще рыщет – хищник пищу ищет.
  • Лилии полили ли, иль увяли лилии?
  • Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

Интонация. Интонация тесно связана с собственно голосовыми характеристиками и создается с помощью таких средств произнесения речи, как увеличение или ослабление силы голоса, паузы, убыстрение или замедление темпа речи, протягивание звуков или ударение на определенные звуки. С помощью интонации можно выразить основные коммуникативные намерения: утверждение, вопрос, восклицание, побуждение.

Для тренировки интонации хорошо подойдет чтение художественных (а особенно драматических) текстов вслух. При этом пробуйте повторять некоторые предложения несколько раз, пытаясь сделать это по-разному, с разной интонаций.

Темп речи. Конечно, темп речи не является непосредственным свойством голоса человека. Но умение варьировать при необходимости скорость произнесения слов и фраз также можно отнести к основным навыкам ораторского мастерства.

Если вы испытываете трудности при произнесении речи в быстром темпе, эффективным решением для вас могут стать дыхательные упражнения и тренировка быстрого произнесения различных скороговорок. Однако быстрый темп речи не всегда выигрышно звучит и как следует воспринимается аудиторией, а потому он подходит далеко не во всех случаях. Часто бывает так, что спокойная, медленная, обдуманная речь звучит гораздо убедительнее материала, отчеканенного скороговоркой.

Паузы. Умение делать правильные паузы не менее важно, чем способность говорить быстро или медленно. Пауза во время произнесения производит такое же впечатление, как и внезапный звук во время тишины, она привлекает внимание. Кроме того, после паузы новая мысль часто звучит убедительнее, чем непрерывная последовательность произносимых идей.

Специалисты выделяют несколько общих правил эффективного использования пауз в речи:

  1. Короткие паузы воспринимаются лучше длинных.
  2. Только половина среднестатистических слушателей в состоянии как следует понять фразу, содержащую более 13-15 слов.
  3. К тому же, одна треть всех людей, слушая четырнадцатое и последующие слова в рамках одного предложения, вообще теряет связь с его началом.

Поведенческие приемы

} Поза.

Попробуйте интуитивно представить себе позу человека, выступление которого вы сами захотели бы наблюдать и слушать, ваши внутренние ориентиры обязательно помогут вам подобрать уместную модель поведения на публике.

} Жестикуляция.

Оживленная жестикуляция помогает нам ярче выразить свои мысли, подчеркнуть важные моменты, поддержать эмоциональный порыв. Некоторые жесты можно также использовать для визуализации: показать число на пальцах, продемонстрировать примерный размер предмета, указать на доску или иллюстрацию. Многие из вас могут без труда выразить приглашение, отказ, побуждение, вопрос, сомнение и другие коммуникативные интенции с помощью жестов.

} Мимика.

Мимика оратора тоже передает часть информации зрителям. Важно чтобы мимика была естественна и соответствовала ситуации, тогда она сыграет вам на пользу. В ином случае лучше не пытаться нарочно изобразить мимический жест, и увлекаться импровизацией, если у вас нет профессиональных актерских навыков.

Запоминание текста

· Начало. Хорошо выученное вступление речи позволит вам успешно пройти начальную фазу выступления, для которой часто характерно излишнее волнение.

· Конец. Как правило, начало и концовка выступления запоминаются слушателями лучше всего в соответствии с «правилом краев» Эббингауза.

· Структуру выступления. План речи служит опорой для всей речи, и его запоминание необходимо.

· Ключевые мысли. Если в вашей речи есть важные тезисы, которые вы хорошо сформулировали, то будет полезно их запомнить, чтобы иметь уверенность в том, что вы сможете их правильно воспроизвести на публике.

· Факты: даты, названия, имена – также полезно знать наизусть, это станет показателем вашей компетенции и хорошего знания материала. Часто люди ассоциируют знание фактов оратором с хорошим пониманием им какой-либо дисциплины. Этим часто пользуются политики, которые прибегают в своих речах к упоминанию интересных деталей, цифр, имен, что создает в глазах публики их имидж как знатоков.

1. Если есть два дня на то, чтобы запомнить прочитанное:

  • первое повторение — сразу по окончании чтения;
  • второе повторение — через 20 минут после первого повторения;
  • третье повторение — через 8 часов после второго;
  • четвёртое повторение — через 24 часа после третьего.

2. Если ваше время не ограничено, и вы хотите запомнить информацию на очень долгое время, то оптимальными считаются следующие сеансы повторения информации:

· первое повторение — сразу по окончании чтения;

· второе повторение — через 20-30 минут после первого повторения;

· третье повторение — через 1 день после второго;

· четвертое повторение – через 2-3 недели после третьего;

· пятое повторение – через 2-3 месяца после четвертого.

Наши рекомендации