Рекомендуемые интернет-источники

www.orator.biz.ru

www.rhetor.ru

www.portal-slovo.ru

www.rhetorica.ru

www.rhetorica.pu.ru

Статьи о деловой риторике и ораторском мастерстве в Интернет- энциклопедиях Википедия и Кругосвет:

www.wikipedia.org; www.krugosvet.ru/enc

Краткий терминологический словарь по дисциплине «Деловые коммуникации» (глоссарий)

Адресат(нем.) – лицо, к которому обращена речь; получатель информации. То же, что и аудитория.

Аргумент (лат.)–основание, довод; истинное суждение, приводимое для обоснования истинности или ложности высказываемого положения (тезиса). А.является составной частью всякого доказательства.

«Аргумент к человеку» -argumentum ad hominem–аргумент, апеллирующий не к логике, а к психологии. Выделяются довод к этосу (устойчивым стереотипам) и к пафосу (чувствам).

«Аргумент по существу» - argumentum ad rem – аргумент, основанный на логических доказательствах и фактах.

Аргументация –способ рассуждения, обеспечивающий доказательность и убедительность речи; совокупность аргументов в пользу чего-либо.

Артикуляция –работа органов речи (губ, языка, голосовых связок мягкого нёба), обеспечивающая произнесение звуков и слов.

Благозвучие речи,илиЭвфония –художественно-выразительное применение в речи эстетически мотивированных элементов звукового состава языка: гласных и согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, различных видов интонаций и пр.

Богатство речи – одно из главных коммуникативных качеств речи, включающее в себя лексическое, семантическое (смысловое) и интонационное богатство.

Вербальный(лат. verbo – слово, глагол) – словесный, устный

Виды красноречия – разновидности устных публичных выступлений. Традиционно различаются социально-политическое красноречие; дипломатическое красноречие; академическое красноречие; судебное красноречие; деловое красноречие; церковно-богословское красноречие (гомилетика); социально-бытовое красноречие.

Вопрос риторический – прием, состоящий в использовании вопросительной формы для высказывания утверждения; последнее таким образом становится более эмоционально окрашенным. Либо вообще не требует ответа, либо ответ содержится в самом вопросе.

Выразительность (экспрессивность) речи – одно из главных коммуникативных качеств речи, несомненное достоинство оратора, усиливающее и поддерживающее интерес слушателей к выступлению на всем его протяжении.

Выразительно-изобразительные средства языка – круг художественно-речевых явлений, создающих словесную образность, повышающих эмоциональную окрашенность и экспрессивность речи. К ним относятся тропы, стилистические фигуры и ритмико-интонационная организация речи.

Деловая этика – совокупность норм организационной деятельности в сфере управления и предпринимательства.

Демагогия (греч.) – использование лживых обещаний, преднамеренное извращение фактов для достижения той или иной цели.

Демонстрация – необходимый элемент процесса доказательства; способ соединения аргументов и тезиса в ходе логического рассуждения.

Диалог (греч.)– беседа между двумя лицами, основная и наиболее эффективная форма устной коммуникации в управлении

Дикция (лат.)– манера произнесения звуков, слогов, слов, присущая конкретному оратору.

Дискурс (лат.)–речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие; текст, взятый в событийном аспекте.

Дискуссия(лат.) – коллективное обсуждение какого-либо спорного вопроса.

Диспозиция (лат. dispositio – расположение)– одинизосновных разделов классической риторики; в нем рассматривается композиция речей в зависимости от жанра и типа

Доказательство – логическая операция, в ходе которой проверяется истинность какого-либо утверждения (тезиса, гипотезы). Д. бывают прямые и косвенные, «от противного», дедуктивные и индуктивные.

Закон края –выведенная из практики и экспериментально подтвержденнаяпсихологами закономерность, сущность которой состоит в том, что слушатели лучше запоминают начальные и заключительные фрагменты речи. Закон края – одно из правил композиции.

Импровизация (лат.)– произнесение публичной речи без видимой подготовки, с опорой на предыдущий ораторский опыт.

Инвенция(лат. inventio – нахождение, изобретение) – один из основных разделов классической риторики; в нем определяются правила выбора темы, ее раскрытия, сбора и подготовки материала для выступления, то есть работа автора над замыслом и содержанием речи.

Интонация (лат.)– ритмико-мелодическая сторона речи, понижение и повышение голоса оратора для выражения различных эмоциональных состояний. И. – важнейшее средство выразительности речи.

Имидж (англ.)– осознанно создаваемый образ кого/чего-либо с целью достижения социального успеха. Имидж личности создается, в частности, речью самого человека

Исполнение (произнесение),илиАкцио гипокризис -название пятого раздела классической риторики; исполнение оратором подготовленной речи

Каналы речевого воздействия –все виды носителей информации в процессе осуществления речевого воздействия в акте коммуникации. Выделяют вербальный (лингвистический), невербальный (паралингвистический) и экстралингвистический каналы.

Кинесика, или моторика – совокупность телесных движений, которые используются в человеческом общении. Кинесика неразрывно связана с речью составляя ее базовый физиологический компонент; включает в себя мимику, жестикуляцию, пантомимику (позу и перемещения говорящего по отношению к слушателям), проксемику (дистанцию, выбираемую для комфортной коммуникации).

Коммуникативная (речевая) ситуация – сочетание внешних и внутренних условий и обстоятельств, в которых протекает речевое общение

Коммуникативное намерение (интенция) – мотивационная и подготовительная части речевого акта: осознание ситуации, побуждающей к высказыванию; целеполагание; определение основного содержания речи; принятие решения о форме высказывания; прогнозирование результата.

Коммуникативные качества речи – свойства речи, обеспечивающие общение, передачу информации в наиболее эффективной форме: богатство, выразительность, логичность, правильность, уместность, доступность, краткость речи.

Коммуникативный акт –минимальная единица речевого взаимодействия говорящих, определяемая интенциями и стратегией достижения коммуникативных целей.

Коммуникация (лат.) – общение, форма взаимодействия людей, основным содержанием которой является передача информации. Состоит из коммуникативных (речевых) событий, коммуникативных (речевых) актов.

Композиция (лат.) – построение, внутренняя структура речи, обусловленная ее содержанием, характером и назначением и во многом определяющая ее восприятие слушателями.

Композиционная стратегия – стратегия расположения аргументов в убеждающей речи (разновидности: шоковая стратегия, стратегия накапливания, стратегия маневра).

Красноречие– мастерство устной речи, способность говорить убедительно, интересно, красиво, выразительно, на высоком уровне культуры. Достигается в результате длительного самосовершенствования, специального обучения, отличного владения языком.

Кульминация(лат.)– наиболее напряженный момент речи, связанный с ее содержанием, логикой изложения.

Культура речевого общения – владение нормами литературного языка, а также умение использовать выразительные языковые средства в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи; соблюдение совокупности требований к хорошей, т.е. достигающей коммуникативных целей речи.

Лексикон (греч.)– словарный запас отдельного человека.

Логика (греч.)– наука о законах и формах мышления. Опора на законы логики помогает оратору обеспечить последовательность, непротиворечивость и доказательность речи.
Логическое ударение – выделение усилением голоса или повышением тона наиболее важных смысловых элементов речи.

Логос(греч.) – словесно-мыслительное начало, содержание речи; опора на логические законы и модели при обосновании тезиса.

Манипулирование (лат.) – способ воздействия на адресата речи, при котором адресат оказывается отсеченным от независимого источника информации, вследствие чего информация воспринимается некритически.

Мемориа(лат.) – запоминание, четвертый раздел риторического канона

Монолог(греч.) – речь одного лица, выступление оратора перед аудиторией; одна из форм речевой коммуникации в управлении (на собрании, совещании).

Невербальное общение– общение, опирающееся не на слова, а на жесты, мимику, пантомимику, кинесику, паузы и т.п.

Обратная связь – отклик на речевое высказывание, информация о том, как восприняты аудиторией слова оратора. О.С. помогает оперативно скорректировать план или композицию речи, усилить аргументацию.

Оратор(лат.) – говорящий перед аудиторией, произносящий речь

Орфоэпия (греч.) – совокупность, система норм и правил произношения.

Пафос (греч.) – одно из трех основополагающих понятий античной риторики, эмоциональное начало, страсть, воодушевление в речи.

Полемика (греч.) – разновидность спора.

Речевая деятельность– разновидность целенаправленного поведения человека, представляющая собой процесс реализации мысли в слове.

Речевое (коммуникативное) событие– ограниченный в пространстве и времени целостный социально осмысленный процесс речевого взаимодействия коммуникантов.

Речевой этикет – установленный и общепринятый порядок речевого поведения; устойчивые формулы общения в ситуациях установления и поддержания контакта с собеседником.

Речь– линейно организованный в пространстве и времени процесс говорения; средство и процесс общения между людьми.

Риторика – наука об ораторском искусстве; теория красноречия.

Риторический идеал –система наиболее общих требований к речи и речевому поведению, исторически сложившихся в той или иной культуре и отражающая систему ее ценностей; образ хорошей речи.

Риторический канон (греч. kanon –правило) – идеоречевой технологический цикл создания речевого произведения и центральный раздел риторики, изучающий «путь от мысли к слову», т.е. процесс создания и произнесения речи. Классический риторический канон состоит из пяти этапов: инвенция, диспозиция, элокуция, запоминание и произнесение.

Семантика (греч.) – смысловая сторона единиц языка – слов, словосочетаний, частей слов.

Сленг (англ.) – жаргон; совокупность слов и оборотов, входящих в разговорную лексику, но не совпадающих с нормами литературного языка. С. огрубляет речь; недопустим в деловом общении.

Синонимы (греч.) – слова, разные по звучанию, но близкие по значению. Различаются оттенками значения или сферой употребления.

Слова-паразиты – слова и обороты, часто повторяющиеся в речи, но не несущие при этом никакой информации о предмете речи, засоряющие ее.

Стиль (фр.) – совокупность основных отличительных особенностей в манере, приемах, в логике оратора во время публичной речи.

Тавтология (греч.) – повторение одних и тех же или близких по звуковому составу и смыслу слов.

Тезис (греч.) – положение, утверждение, которое оратор намерен доказать, защитить или опровергнуть

Техника речи – совокупность приемов и средств звучащей речи, позволяющих сделать речь доступной, четкой, выразительной и, как результат, легко воспринимаемой аудиторией.

Убеждение – речевое воздействие, основанное на сознательном принятии предлагаемых положений.

Установка – готовность или предрасположенность индивида или группы людей определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности (в том числе на информацию).

Фигура речи – необычный оборот, усиливающий эмоциональное воздействие речи (градация, инверсия, гипербола, метафора, анафора и пр.)

Фонетика (греч.) – наука, изучающая звуковую сторону языка

Частные риторики –области применения общих риторических правил и установок в политической, академической, судебной, дипломатической и др. сферах деятельности.

Штампы речевые – слова и выражения, которые в результате широкого распространения утратили яркость эмоциональной окраски, точность значения.

Элокуция (лат.) – третий этап классического риторического канона – «выражение и украшение», словесное оформление мысли, собственно красноречие.

Эпитет (греч.) – определение, которое прибавляется к названию предмета или лица, чтобы подчеркнуть его наиболее характерные особенности

Эристика (греч.) – искусство спора

Этимология (греч.) – раздел языкознания, изучающий происхождение слова.

Этос (греч.) – одно из трех оснований риторики в античном мире; этическое, нравственно-философское начало речи.

Язык – объективно существующая, исторически сложившаяся и закономерно развивающаяся система звуковых, словарных и грамматических средств; важнейшее средство коммуникации; реализуется и существует в речи.

Языковая личность – человек, рассматриваемый в аспекте речевой деятельности, так как именно в речи проявляются многие качества индивида.

Языковое чутье (чувство языка) – важное качество языковой культуры оратора; выработанная языковой практикой целенаправленная работа над индивидуальным стилем речи, способность выбирать наиболее точные, выразительные, убедительные слова и обороты.

Наши рекомендации