Гомеоэопто́н. см. гомеология

ГОМИЛЕ́ТИКА(от др.-греч. ơμιλητική − ‘искусство беседы’) – богословская наука о христианской церковной проповеди, пасторском служении и правилах богословско-церковного красноречия; один из разделов пастырского богословия. Предмет Г. – проповедь как речь, обращённая к народу (ораторская речь); проповедническая деятельность (теория и практика); обязанности пастыря по наставлению своих прихожан в вероучительных истинах. В Г. используются данные библейской и церковной истории, догматического, нравственного и основного богословия, а также логики, риторики, стилистики и психологии. Основные источники Г. – Священное Писание (Ветхий и Новый Заветы), труды отцов и учителей Церкви, постановления Вселенских и Поместных Соборов, апостольские наставления о проповеди. Наиболее значимо из апостольских трудов в отношении проповедничества – «Послание к Галатам» апостола Павла (слово апостола Павла к церквам галатийским). Главный источник Г. – наставления Иисуса Христа. Этические и социальные основания Г. как искусства проповеди – это глава X Евангелия от Матфея, в которой даются наставления двенадцати апостолам на проповедь; содержательные основания – Нагорная проповедь (V–VII главы Евангелия от Матфея).

Искусство проповедничества, как и сама христианская проповедь, появляется в первом столетии от Рождества Христова. Основное содержание проповеди на протяжении всей истории её существования связано с вопросами духовной жизни, важнейшие цели – спасение человека, проповедование Евангелия. Главные задачи проповедника – способствовать стяжанию людьми важнейших христианских добродетелей (любовь к Богу и ближнему, вера, надежда, смирение, кротость, правдолюбие и истинолюбие, милостивость, чистосердечие, миролюбие, терпение, всепрощение и др.) и удалению от грехов (гордыня, уныние, сребролюбие, любодеяние, гневливость, злословие, сквернословие, неверие, маловерие, зависть и др.). Первым проповедником был Иисус Христос, идеал для всех пастырей и одновременно предмет христианской проповеди. Непосредственным продолжением проповеди Иисуса Христа становится проповедь св. Апостолов, которые, будучи его учениками, несли в мир Евангельские истины, проповедуя любовь к Богу, милосердие, прощение ближних, добро, мир и др. «Что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, то возвещаем вам», – говорит св. апостол Иоанн Богослов (Первое Соборное послание). Главным в своей проповеди Апостолы считали свидетельство о Христе. Величайший проповедник св. апостол Павел помимо своего пастырского служения заботился и о воспитании в основанных им общинах истинных христианских пастырей, которые, по учению апостола Павла, прежде всего должны быть учителями. Дело апостолов продолжили апостольские мужи св. Ириней Лионский, св. Тимофей Эфесский, св. Игнатий Антиохийский (Богоносец) и др.

Особое развитие проповедничество получает в III веке, чему способствовали такие факторы, как повышение образованности, основание школ (в т.ч. и богословских), появление большого количества храмов, при которых обычно были библиотеки, а в библиотеках – книги Священного Писания, Ветхого и Нового Заветов, сочинения христианских писателей. Большое влияние на развитие проповедничества и гомилетических идей того времени оказал Ориген, греческий теолог и философ. Талантливым проповедником был и ученик Оригена Григорий Чудотворец. Развитию института проповедничества в Африке способствовала деятельность св. Киприана Карфагенского. В IV–V веках («золотой период» христианской проповеди) ораторство, умение говорить и спорить считались высшим талантом, поэтому, несмотря на трудности, которые переживала Церковь в отношениях с государством, Г. как наука и искусство расцветала. Великими пастырями IV–V веков были Блаженный Августин, св. Афанасий Великий, св. Василий Великий, св. Григорий Богослов, св. Иоанн Златоуст и др. Блаженный Августин стал автором первого руководства по церковному проповедничеству. В византийский период (VI–X века) продолжают развиваться традиции апостольского благочестия, хотя в это же время содержание и изложение проповеди отмечаются ригоризмом, сухостью и схоластикой, традиционностью мыслей и идей. В VI–X веках развивается и аскетическая святоотеческая проповедь, в которой отражается стремление христианина к Богу чрез очищение себя от греховной скверны, борьбу с грехом и деятельное подвижничество. Учение о проповеди развивалось в трудах св. Григория Двоеслова, преподобного аввы Дорофея, преподобного Феодора Студита, преподобного Симеона Нового Богослова. С XI века активно развиваются национальные Г. История становления и развития проповедничества на Руси начинается с принятия в X веке христианства (см. Проповедь) (см. работы Филарета Дроздова, Аверкия Таушева и др).

Г. как учебная дисциплина преподаётся в духовных учебных заведениях. К гомилетическим дисциплинам относятся теория и история проповедничества. В теории изучаются онтологические, этические и методологические основы проповедничества. В истории – формы и содержание образцовых проповеднических речей в их исторической последовательности, а также рассматривается личность автора изучаемой проповеди.

Лит.:Булгаков Г.И.Теория православно-христианской пастырской проповеди: (Этика гомилии). Курск, 1916; Бильченко (Феодосий), епископ. Гомилетика: Теория церковной проповеди. Сергиев Посад, 1999; Ветелев А., священник. Гомилетика: Курс академических лекций по теории и практике церковно-правосл. проповедничества. Загорск, 1949; Певницкий В.Ф. Церковное красноречие и его основные законы. Киев, 1906; Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006; Рождественский Ю.В. Теория риторики. М., 1997; Таушев (Аверкий), архиепископ. Руководство по гомилетике. М., 2001.

А.Н. Смолина

ГРАДА́ЦИЯ(от лат. gradātio − ‘постепенное повышение’ < gradus − ‘ступень, степень’) – стилистический приём, состоящий из ряда словесных компонентов (обычно не менее трёх): слов, словосочетаний, частей предложения, предложений, изобразительно-выразительных средств языка, – расположенных в порядке их возрастающей, или (реже) убывающей семантической и/или эмоциональной значимости.

В основе Г. лежат два принципа: градуальность (семантический принцип) и перечисление (синтаксический принцип). Г. сочетает в себе сопоставление по сходству и по контрасту, поскольку составляющие её компоненты имеют в значении общее и в то же время противопоставлены друг другу по интенсивности проявления этого общего. Г. основана на свойстве человеческого мышления градуировать объекты действительности, располагать их на шкале относительно точки отсчёта или относительно друг друга.

Г. может выражаться различными языковыми средствами. Нарастание эмоциональной значимости может быть передано фонетическими средствами (интонацией и громкостью голоса), которые на письме обозначаются графически: Это всего лишь названия. А имени нет. И не будет. (Пауза. Полозов встает с пола, садится в кресло, сидит некоторое время.) Антон. Антон! Антон!! Антон!!! (В. Пелевин).

Г. может быть усилена графическими средствами: Чистый район. Чистый город. Чистая Сибирь (щит наружной рекламы); Выключите динамо! Динамо! Ди-на-мо!! ДИ-НА-МО!!!(В. Пелевин).

Одной из универсальных форм является нумерическая Г., т.е. построенная при помощи чисел, как правило, из первого десятка или круглых: Одна женщина − баба, две женщины − базар, а три − ярмарка (шутка); Лагеря расположились вокруг Караганды, и все восемьчеловек из десяти, то есть восемьдесят из ста, восемьсот из тысячи и восемьдесят тысяч из ста тысяч не знали ничего, кроме того, что вокруг были лагеря (Л. Лиходеев).

Наиболее ярко Г. проявляется на лексико-семантическом уровне. Поскольку в основе градационных построений лежит семантический принцип градуальности, постольку явления лексического уровня языка задействуются при построении Г. прежде всего: Я и в гробу буду ворочаться, как только вспомню. Тупица,дурак,безмозглая тварь,идиот! Ну почему, почему мы задним умом крепки? (В. Солоухин).

В образовании градационных рядов часто принимают участие слова, связанные гипер-гипонимическими отношениями: Педагог разрабатывает систему личностных качеств, которые постепенно, поэтапно (из года в год,из четверти в четверть,из урока в урок) должны развиваться в учащихся (из текста доклада); И долгие века, пока наш мир был глухо, загадочно раскинут, пока не пронизался он едиными мнениями связи, не обратился в единый судорожно борющийся ком, – люди безошибочно руководились своим жизненным опытом в своей ограниченной местности, в своей общине, в своём обществе, наконец, и на своей национальной территории (А. Солженицын).

Если гипонимическая Г. строится на совместимых понятиях, находящихся в отношениях подчинения, то антонимическая «исходит из понятий, между которыми существует некая противоположность» [Береговская 2000: 139]: Искусство охватывает огромную сферу, и рядом с ним есть полуискусство, чуть-чуть искусство и совсем не искусство (Ю. Лотман).

Основу градационных рядов могут составлять и синонимичные слова или выражения, различающиеся стилистическими окрасками или уточняющие друг друга: И хотя любовь никогда не для чего-то, всегда сама по себе радость, блаженство, благодать, каждая счастливая пара вносит в мир своё тепло (Знамя. 1997. № 1).

Г. может базироваться и на аффиксальном градуировании: Жак,Жакуля, Жакулёнок (заголовок заметки в газете). В данном примере второй и третий члены градационного ряда образованы при помощи деминутивных суффиксов, причём значение «уменьшения» нарастает к концу ряда. Аналогично и в следующем примере: Я, брат, коньяком напился вот уж как!.. / Ну ты, наверно, пьёшь денатурат. / Слушай, чёрт, чертяка, чёртик, чёртушка, / Сядь со мной, я очень буду рад (В. Высоцкий).

«Градационный эффект может достигаться не только и даже не столько за счёт лексической семантики сопоставляемых в градационном ряду слов, сколько за счет их грамматических и словообразовательных трансформаций: Как хлыст полоснул. Как хлыстом полоснул. Как хлыстом полоснули (М. Цветаева). Лексика здесь не меняется, изменяется грамматика (хлыст – именительный падеж, хлыстом – творительный падеж, полоснул – ед. число, полоснули – мн. число)» [Сковородников 1998: 113].

Морфологическая Г. может быть образована при помощи временных форм глагола: Партия карала, карает и будет карать, – спокойно, не глядя на кулак, продолжал Сталин (В. Сорокин). В данном примере градуальность выражается одним и тем же глаголом в форме прошедшего (карала), настоящего (карает) и будущего (будет карать) времён.

Г. может быть архитектонической основой текста. В таком случае она реализуется в рамках целого произведения. Напр., текст «Сказки о рыбаке и рыбке» А. Пушкина пронизан градационными рядами, отражающими рост уровня запросов старухи, растущий социальный статус и состояние моря: корыто – изба – терем – царские палаты; старуха – вольная крестьянка – столбовая дворянка – грозная царица – владычица морская; море слегка разыгралось – помутилося синее море – неспокойно синее море – почернело синее море – на море чёрная буря.

Различают две основные разновидности градации – климакс, или восходящую градацию, и антиклимакс, или нисходящую градацию.

Лит.: Береговская Э.М. Градация как универсалия // Риторика – Лингвистика 2: cб. ст. Смоленск, 2000; Береговская Э.М. Система синтаксических фигур: К проблеме градации // Вопросы языкознания. 2003. № 3; Культура русской речи:Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева и др. М., 2003; Сковородников А.П. Градация // Теоретические и прикладные аспекты речевого общения: научно-методический бюллетень / Вып. 6. Красноярск; Ачинск, 1998; Хазагеров Г.Г. Климакс // Риторический словарь. М., 2009; Щербаков А.В. Градация в современном русском литературном языке (очерк экспрессивной стилистики): монография. Красноярск, 2006.

А.В. Щербаков

Наши рекомендации