Закон эмоциональности речи.

Закон эмоциональности речи. Говорящий должен творить речь эмоциями, не только рассудком. Принцип Полианы – тон должен удовлетворять критериям оптимистичного настроения, коммуникативности.
Речевое общение успешно лишь тогда, когда доступно сотрудничество. Постулаты Грайса: способ – ясно, количество – не менее и не более. Результат – коммуникативное сотрудничество.
Принцип гармонизации дискурса. Коммуникативно-речевая ситуация конкретна, ее структура должна быть учтена.
Виды слушания: рефлексивное (обратная связь), нерефлексивное (не вызывает реакции).

Этапы подготовки речи.

Риторический канон и его использование.
Риторический канон и современное красноречие.
Риторический канон – этапы подготовки публичной речи, воплощающие мысль в слова (античность). Сейчас – парадигмы мыслительной и речевой деятельности.

Пять этапов:

1) Инвенция – изображение

2) Диспозиция – структурирование

3) Элокуция – оформление.

4) Меморио – запоминание

5) Акцио – произнесение

Современная инвенция – выбор темы, работа с источником, накопление материала, микротемы и доказательства. Девять топов Ломоносова и свидетельство, образ действия, этимология, от противного.

Диспозиция – структурное расположение элементов, получаемых в результате инвенции. Это работа над основными частями и более мелкое дробление. Классическое деление: введение, основная часть, заключение; введение, речь, разработка речи, вывод. Направление вступления, диспозиции и вывода. Хрия – рассуждение, доказывающее или разъясняющее один тезис. Ее виды:

1) прямая-строгая – восемь этапов структуры (приступ-начало, парафразис-объяснение тезиса, причины-верность теезиса, противное-доказательство от противного, подобие, пример, свидетельство, заключение).

2) прямая-свободная – меньше частей, возможно их перемещение.

3) обратная (сократовская, искусственная) – приступ, доказательство, связка, тезис, заключение.

Элокуция – редакция текста, проверка ошибок, стилистическое украшение речи. Троп – слово, употребляемое в переносном значении для достижения большей выразительности. Гипербола – преувеличение. Литота – приуменьшение. Метафора – сравнение. Метонимия – переименование. Синекдоха – метафора, изменение числа. Ант…..ия – имя собственное как нарицательное. Дисфемизм – огрубление. Эвфемизм – преукрашение. Оксюморон – сочетание несочетаемого. Риторические фигуры – синтаксические конструкции, придающие образность. Эпифора – вынесение одинаковых слов. Вопрос-ответ. Парцелляция – деление предложения на отрезки. Антитеза – противопоставление.

Меморио. Восемь часов. Есть и другие способы подготовки речи: применение специальных средств, внутренний аспект, вера, энергия.

Акцио. Например, знаки интонационной транскрипции.

Особенности и виды красноречия.

Связь с поэзией и актерским мастерством. Его можно считать искусством только в узком смысле.

Ранняя классификация по Аристотелю: политическая, судебная. По Цицерону еще эпидектическая.

От качества речи: сдержанное, возвеличивающее.

По Фортадзе: судебное, рассуждение, торжественное.

В XX и XXI веках дифференцируется по родо-видовой разбивке.

Род характеризуется наличием определенного объема и специальной разбивкой речи. Виды, жанры – внутреннее деление рода. Признаки деления: тема, предмет, содержание, цель, терминология, эмоциональность, ситуация и так далее.

Современная общая классификация:

1) Социально-политическое

2) Академическое

3) Судебное – обвинительное, защитное, самозащитное

4) Социально-бытовое (тост, поминальная речь, похвальная, богословско-церковная)

Иная: деловое, педагогическое, диалог с собой.

Судебное красноречие.

Марк Порций Катон Старший – основоположник римского судебного красноречия.

Структура: вступление, изложение обстоятельств, собственные доводы, опровержение доводов противника, заключение.

Луций Красс, Цицерон, Марк Антоний и так далее.

Развитие данного типа красноречия связано с реформацией суда. XIX век в России.

Российское судебное красноречие (с 1864 года).

Суд присяжных, гласность процесса.

Черты периода: противоречия общественного строя, гражданская позиция, высокоинтеллектуальность.

Основные представители: Кони, Плевако, Урусов, Спасович, Карабчевский, Пассовер.

Наши рекомендации