В предложном падеже из форм типа в отпуске, в отпуску предпочтительней формы на -е (на -у — разговорные формы).

Собирательные числительные двое, троеи др. употребляются в следующих случаях:

{ с существительными, называющими лиц мужского пола (двое друзей);

{ с существительными дети, люди, ребята, лица (в значении человек);

{ с существительными, употребляющимися только во множественном числе (трое суток).

В системе глагольного словоизменения существует множество вариантов.

v В соответствии с современной нормой инфинитив глаголов с основой на с, з имеет окончание -ти: брести, плести, цвести. В XIX в. широко использовались и усеченные формы: Вот вас бы с тетушкоюсвесть;Не смею моего сужденъяпроизнесть(Тр.). Мы воспринимаем их как устаревшие.

v В глагольных парах видеть – видать, слышать – слыхать вторые имеют разговорную окраску: Если нынче ночью Бэла не будет здесь, то невидать тебе коня (Л.).

v Из двух вариантов свистеть – свистать второй может в контексте получать стилистическую окраску (Свистать всех наверх!) и тогда употребляется в профессиональной речи; в иных случаях эта же форма употребляется в переносном значении – «бить с силой»: так и свищет кровь (Л.Т.).

v Из вариантов поднимать – подымать второй имеет разговорную окраску: Цыганы... подымали им (лошадям) ноги и хвосты, кричали, бранились (Т.). Из вариантов мучиться – мучатъся (мучаюсь, мучаешься, мучается и т.д.) второй – просторечный.Противопоставлены вариантные формы приставочных глаголов с суффиксом -ну- и без него: иссохнул – иссох, исчезнул – исчез, вымокнул – вымок, возникнул – возник, стихнул – стих. Первые вышли из употребления.

v От многих глаголов нельзя образовать форму 1-го лица: победить, убедить, очутиться, чудить, чудесить, дудеть, угораздить и др. Однако это явление «недостаточного спряжения» в просторечии преодолевается, и необычные для слуха личные формы глагола иногда употребляются; ср. в шутливой песне В. Высоцкого: Чуду-Юду я и так победю.

v Глаголы, имеющие в инфинитиве -чь: жечь, течь, печь (всего 16 словоформ), образуют вариантные формы 3-го лица единственного числа: наряду с литературными: жжёт, течёт, печёт – просторечные:жгёт, текёт, пекёт.

v Стилистически выделяются как специальные усеченные формы повелительного наклонения возвратных глаголов в приказах (среди военных, туристов): Равняйсь! По порядку номеров рассчитайсь! Такие варианты используются лишь в устной речи.

v Отдельные глаголы не имеют форм повелительного наклонения: хотеть, мочь, видеть, слышать, ехать, жаждать, гнить и др. Употреблявшиеся в XIX веке старославянские формы виждь, внемли архаизовались; просторечные варианты не моги, ехай остаются за пределами литературной нормы, форма езжай носит разговорный характер. Литературная форма поезжай, а также формы, образованные от глаголов слушать, смотреть – слушай (-те), смотри (-те).

Вызывает сложности образование сравнительной и превосходной степеней: нельзя говорить – самый ближайший, более лучше.

Часто используют неправильные формы местоимения: правильно - я думаю о вас, скучаю по вас, скучают по нас, иду к вам, их выбор (а не ихний).

Большое количество ошибок связано с употреблением составных форм имен числительных.

v Правила склонения этой части речи просты – при склонении составных количественных числительных изменяются все входящие в него слова, при склонении составных порядковых числительных – только последнее слово: «Течение реки достигает 120 (ста двадцати) – 400 (четырехсот) метров в минуту»; «В ночь на 26 (двадцать шестое) июня шел дождь».

v При образовании словосочетаний «числительное + существительное, имеющее только форму множественного числа (сутки, сани, ножницы, брюки, очки)», используются собирательные (до 5) или количественные (с 5) числительные: «двое (трое, четверо) суток» - «пять (шесть, семь и т.д.) суток». Если необходимо показать количество предметов, обозначенных существительными только во множественном числе, от 22 до 24 использовать собирательное числительное нельзя и нужно прибегнуть к лексической замене: нельзя сказать «двадцать двое (трое, четверо) ножниц», но можно «двадцать ножниц и еще пара», «двадцать две штуки ножниц».

v Часто встречается в речи неверное употребление собирательного числительного «оба (обе)». Если оно определяет количество существительных мужского и среднего рода, то выступает в следующих падежных формах: «оба брата (дерева)» - именительный; «обоих братьев (деревьев)» - родительный; «к обоим братьям (деревьям)» — дательный; «обоих братьев (оба дерева)» — винительный; «обоими братьями (деревьями)» — творительный; «об обоих братьях (деревьях)» — предложный. Определяя количественно существительные женского рода, собирательное числительное принимает такие формы: «обе сестры (руки)»— именительный; «обеих сестер (рук)» — родительный; «к обеим сестрам (рукам)» — дательный; «обеих сестер (обе руки)» — винительный; «обеими сестрами (руками)» — творительный; «об обеих сестрах (руках)» — предложный.

v От родовой принадлежности существительного зависит склонение числительного «полтора». Числительное полтора – в именительном падеже имеет две формы: полтора –для мужского и среднего рода и полторы –для женского рода. Во всех остальных падежах это числительное имеет форму полутора.

Нарушение грамматических норм нередко связано с употреблением в речи предлогов. Так, не всегда учитывается различие в смысловых и стилистических оттенках между синонимическими конструкциями с предлогами из-за и благодаря. Предлог благодаря сохраняет свое первоначальное лексическое значение, связанное с глаголом благодарить, поэтому он употребляется для указания причины, вызывающей желательный результат: благодаря помощи товарищей, благодаря правильному лечению. При резком противоречии между исходным лексическим значением предлога благодаря с указанием отрицательной причины употребление этого предлога нежелательно: не пришел на работу благодаря болезни. В данном случае правильно сказать – из-за болезни.

В предложном падеже из форм типа в отпуске, в отпуску предпочтительней формы на -е (на -у — разговорные формы). - student2.ru

Использованная литература

1. Л.А. Введенская и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен»./ Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Дону: «Феникс», 2003 – 288 с. (стр. 41 – 44).

2. Русский язык и культура речи: Курс лекций/Г.К. Трофимова – М.: Флинта: Наука, 2004 – 160с. (стр. 64 – 66).

3. Дмитриева О.И., Орлова Н.М. Русский язык и культура речи. Практикум: Учебное пособие – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2002. – 152 с. (стр. 27-49).

В предложном падеже из форм типа в отпуске, в отпуску предпочтительней формы на -е (на -у — разговорные формы). - student2.ru Вопросы для самопроверки

? С какими грамматическими категориями связаны морфологические нормы?

? Какие ошибки возможны при образовании падежных форм существительных?

? Каковы особенности определения рода имен существительных несклоняемых?

? Какие ошибки допускаются при употреблении прилагательных?

? С чем связаны ошибки в употреблении глагольных форм?

? Чем вызваны ошибки при употреблении числительных?

В предложном падеже из форм типа в отпуске, в отпуску предпочтительней формы на -е (на -у — разговорные формы). - student2.ru Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Составьте таблицу морфологических ошибок.

Задание 2. Понаблюдайте за речью окружающих вас людей (или дикторов радио, телевидения) и опишите наиболее часто встречающиеся в их речи морфологические ошибки.

ТЕСТЫ

В предложном падеже из форм типа в отпуске, в отпуску предпочтительней формы на -е (на -у — разговорные формы). - student2.ru

  1. Соответствует действительности утверждение: Морфологические нормы связаны с

a) основными грамматическими категориями – рода, числа, падежа;

b) употреблением слова в соответствии с его лексическим значением;

c) правилами построения предложения;

d) соблюдением норм согласования и управления.

  1. Слова, имеющие смысловое различие, представлены в паре

a) лангуст - лангуста

b) эполет - эполета

c) гранат - граната

d) шлиц - шлица

  1. Не являются разными по значению слова

a) карьер – карьера

b) барк – барка

c) клавиш – клавиша

d) лавр – лавра

  1. Неправильной является форма именительного падежа множественного числа существительного

a) диспетчеры

b) катеры

c) ректоры

d) офицеры

  1. Неправильной является форма именительного падежа множественного числа существительного

a) конструктора

b) профессора

c) повара

d) шофера

  1. Неверная форма единственного числа представлена в ряду

a) тапочки – тапочек

b) сапожки – сапожок

c) туфли – туфля

d) сандалеты – сандалета

  1. Существительным мужского рода является

a) аэрозоль

b) мозоль

c) тушь

d) вуаль

  1. Род определен верно в слове

a) авеню – существительное женского рода

b) жюри – существительное мужского рода

c) кофе – существительное среднего рода

d) атташе – существительное женского рода

  1. Правильные формы именительного падежа множественного числа обоих существительных представлены в ряду

a) шофёры – офицеры

b) директоры – вечера

c) профессора – ректора

d) тополя - черепы

  1. Неправильно образована форма родительного падежа множественного числа у слова

a) торговцев

b) страдальцев

c) полотенцев

d) постояльцев

  1. Ошибка, допущенная в предложении «По горной дороге могут ездить лишь опытные шофера», связана с нарушением … норм.

a) лексических

b) орфографических

c) морфологических

d) словообразовательных

  1. Допущена ошибка в выборе формы рода существительного в предложении:

a) После мытья этим шампунем волосы становятся блестящими.

b) Врач удалил болезненную мозоль.

c) Лицо женщины было скрыто густой вуа­лью.

d) Крыша была добротно покрыта толью.

  1. Допущена ошибка в употреблении формы числительного в предложении:

a) Надо прибавить к полтораста рублям еще пятьдесят.

b) Прошло всего полторы недели.

c) Не хватает полутора суток для завершения работы.

d) Недостает около полутораста книг по специальности.

  1. Предложение без морфологической ошибки:

a) Наша команда оказалась в более лучшем положении

b) Билет с плацкартом на субботний день достать очень трудно.

c) В пятьдесятом году я родилась.

d) За роялем нужно ухаживать.

  1. На месте пропуска необходимо вставить местоимение «каждый» в предложении:

a) Хозяйка приветливо встречает гостей, для … находит доброе слово.

b) И она не забудет. Всех приветит, … доброе слово найдет. Вот она какая.

c) Докладчик хорошо подготовился к выступлению и сумеет ответить на … вопрос.

d) Этот малыш собирал … хлам.

Наши рекомендации