Обвинительная и защитительная речь

§ 102. Обвинение и оправдание.Обвинительная речь — это выступление, содержащее обоснование вины (виновности) другого человека (людей, организации и т. п.). В отличие от первичного жанра обвинения, обращенного, как правило, частным лицом к частному лицу, с обвинительной речью выступают обычно перед официальным органом или собранием, правомочным вынести решение. Обвинительная речь (даже если она произносится не в рамках судебного заседания, а является элементом общественной жизни) обязательно должна содержать описание противоправного деяния, явившегося поводом для речи; его правовую оценку (то есть указание на то, какие нормы, правила, законы, инструкции и т. п. нарушил обвиняемый); подробную и убедительную аргументацию предлагаемого решения; указание на меру наказания. Причем отсутствие хотя бы одного из содержательных компонентов полностью разрушает этот жанр. Обвинительная речь тематически строго ограничена: оратор не может позволить себе какие бы то ни было уклонения от описанного содержания.

Оправдательная речь — это выступление, содержащее опровержение выдвинутых против человека (людей, организации и т. п.) обвинений. Задача этого жанра — разбить, опровергнуть доводы нападающей стороны, показать невиновность обвиняемых. Поэтому оправдательная речь возможна только в том случае, когда имеются сформулированные в чей-либо адрес обвинения, и не существует сама по себе.

Обвинительная и оправдательная речи — не обязательно элементы судебной практики. Эти жанры активно используются и в общественной жизни.

При характеристике этих жанров большое значение имеет указание на характер аудитории: это обязательно такое собрание, которое правомочно принять решение по обсуждаемому вопросу: вынести наказание или отклонить его. Чрезвычайно актуальным является указание на статус оратора: если он — полноправный член собрания с правом голоса — в результате получим обвинительную речь, если же он не является таковым, получим жанр жалобы. Важной особенностью обвинительной речи является то, что претензии к противной стороне предъявляются не от себя лично, а от имени общества, т. е. критерии оценки определяются не оратором, они записаны и приняты в тех или иных документах и обязательны для всех членов общества. Отметим здесь, что если обвинение предполагает общественно опасное деяние, то осуждение основывается на морально-нравственных предпочтениях (Например, осуждаю студентку, которая ходит в институт в слишком короткой юбке.)

В аргументации обвинения логическая сторона убеждения, как правило, выходит на первый план и должна быть понятна слушателям.

Основная часть большой (полной) обвинительной речи должна включать стандартный набор микротем, аналогичных тем, из которых состоит судебная обвинительная речь: отклонения от него возможны, но они должны быть строго мотивированы ситуацией. Часто отсутствие одной обязательной микротемы полностью разрушает жанр. К таким обязательным микротемам относятся:

1) Изложение обстоятельств дела — информационная часть, в которой собранию рассказывают о деянии, которое послужило причиной обвинения. Изложение фабулы может сопровождаться комментариями и оценками, но все-таки основное внимание здесь должно быть уделено тому, чтобы аудитория точно уяснила себе, что же именно произошло.

Два года тому назад под предлогом якобы допущенных нарушений социалистической законности бывший Генеральный прокурор СССР Рекунков расправился со следственной группой Прокуратуры Союза ССР, возглавляемой следователем по особо важным делам при Генеральном прокуроре СССР Нагорнюком. Эта группа взяла на себя смелость провести углубленное исследование крупных хищений и связанного с этим взяточничества в системе золотодобывающей промышленности. В орбиту следствия попал целый ряд высокопоставленных должностных лиц из Москвы. Рекунков, руководствуясь субъективными мотивами, будучи заинтересован, незаконно распустил следственную группу, дал указание прекратить дело о золоте и возбудить два уголовных дела против следствия, которые впоследствии были прекращены. Все эти факты стали предметом обсуждения в ЦК КПСС, но беззаконие и несправедливость в отношении следственной группы не были исправлены. (Т.Х. Гдлян)

2) Анализ обстоятельств дела. Это наиболее важная часть речи, где оратор предлагает свою трактовку события, обосновывая ее как логическими, так и риторическими аргументами. Часто она неотделима от предыдущей части, фрагменты одной и другой чередуются (особенно если изложение обстоятельств пространно), но могут выступать и по отдельности. В этой части оратор должен объяснить аудитории, почему описанное деяние нарушает нормы закона, преступно, заслуживает наказания, а не просто является недосмотром или халатностью. Поэтому здесь должны быть упомянуты те документы, в которых зафиксированы нормы, нарушенные обвиняемым или как-то иначе предъявлены основания обвинения.

В ходе проведения выборов народных депутатов СССР по национально-территориальным округам Латвийской ССР была грубо нарушена статья 17 Закона о выборах народных депутатов СССР. В нарушение положения статьи 17, которая гласит, что национально-территориальные округа образуются с равной численностью избирателей на всей территории соответствующей союзной республики, в Латвийской ССР были созданы округа с разной численностью избирателей: от 28,8 тысячи человек в 308-м округе до 127,3 тысячи человек в 290-м округе. То есть разница была в четыре раза. Средняя расчетная численность избирателей в каждом национально-территориальном избирательном округе республики, исходя из общего числа, должна была составлять примерно 62 тысячи человек. Малочисленные национально-территориальные избирательные округа были образованы в основном в сельских районах республики, что обеспечило большинство депутатских мандатов именно от этих районов, несмотря на то, что большинство населения (71 процент) проживает в городах. Это существенно ограничило возможности рабочего класса, а также русскоязычного населения республики быть избранными в народные депутаты СССР.

Характерно, что именно по этим малочисленным округам баллотировались и были избраны многие ведущие руководители Народного фронта Латвии, что в определенной мере свидетельствует о возможном умышленном нарушении статьи 17 Закона о выборах народных депутатов СССР в пользу представителей Народного фронта Латвии. Из одиннадцати членов думы Народного фронта Латвии, избранных депутатами, десять баллотировались по этим малочисленным округам. (В.И. Алкснис)

3) Оценка людей и событий. Здесь оратор обращается к нравственным и этическим оценкам поступка, объясняет, какой урон обществу нанесло деяния. Это наиболее эмоциональная часть, где говорящий пытается привлечь слушателей на свою строну, повлиять на их решение.

Трагедия 9 апреля в городе Тбилиси и ее последствия воспринимаются всем грузинским народом как всеобщее национальное бедствие, значение которого выходит за национальные рамки и затрагивает общечеловеческие принципы прав и свобод народов. Как это могло случиться, что в правовом социалистическом государстве разыгрываются трагические события в нарушение основных конституционных прав народа и общепризнанных принципов человечности? В трагедии 9 апреля в Тбилиси проявилась полная несостоятельность ныне действующего в СССР правового механизма, при котором не только судьбы людей, но и судьба всей республики может оказаться под ударом безответственных реакционных сил, враждебных процессу демократизации и прогресса. Понимают ли люди, дающие приказ об использовании отточенных лопат и отравляющих химических веществ против мирных демонстрантов, что они убивают тем самым душу целого поколения, всего народа и наносят непоправимый удар по межнациональным отношениям, удар, отрицательные последствия которого трудно переоценить? Правовой анализ законности принятых партийными, советскими и военными ведомствами решений по событиям в Тбилиси 9 апреля не оставляет сомнения в том, что у нас зачастую безответственно нарушаются суверенные конституционные права народов и что процесс формирования правового государства в нашей стране все еще находится в зачаточном состоянии. Мы призываем к открытому, гласному и ответственному расследованию этой кровавой бойни в Тбилиси, последствий этого "кровавого воскресенья" 9 апреля 1989 года, к выявлению истинных виновников этого преступления и их наказанию, даже если они относятся к высшим эшелонам военной и политической власти. (Т.В. Гамкрелидзе)

4) Заключение обвинительной речи обязательно должно содержать указания оратора на то, какое наказание он считает справедливым и сопровождаться перечислением оснований (ссылки на законы и другие нормативные акты), называть предполагаемую меру наказания и мотивировку ее применения.

Итак, подведем итоги. В обвинительной речи должно быть точно сформулировано, в чем именно и на каком основании обвиняют человека; конкретно определено, о чем приходится спорить с противоположной стороной; твердо и отчетливо установлены все нужные факты и дана им соответствующая оценка; сформулирована и обоснована требуемая мера наказания. При этом обвинитель должен быть разборчив в средствах и не позволять себе личностных выпадов против обвиняемого. Поэтому далеко не каждая речь, где оратор в резких тонах указывает на некоторое возмутительное деяние (например, считаем, что правительство виновато в развале культуры, проводит геноцид своего народа и т. п.) может быть названа обвинительной речью. (ср.: "осудить авторов проекта нового устава института за игнорирование интересов преподавателей"; "обвинить авторов проекта нового устава института в нарушении российского законодательства о высшей школе (и потребовать их наказания)".)

Отсюда совершенно очевидны типичные недостатки:

1) В речи не сформулировано кого именно и в чем именно оратор считает виновным, деяния просто называются. Ср.:

Активизировались и консолидируются антиперестроечные силы, прогрессируют теневая экономика, растет преступность, размываются моральные устои общества, обостряются проблемы молодежи, которая требует к себе политического доверия от всего нашего общества, поскольку за ней будущее. Каким образом можно перестраиваться и одновременно штамповать антиперестроечные законы? За год после партийной конференции, поддержавшей курс на демократизацию, мы одним указом ударили по митингам м демонстрациям, другим — по гласности, третьим — разрешили использование против своего народа спецвойск. Ну и, конечно, злополучная статья 11?, автора которой так и не удается найти до сих пор, а он, возможно, среди нас. Именно в атмосфере подобного запретительного законотворчества, особенно в последнее время, становятся возможными такие преступления, как в Тбилиси. Я был там и убедился, что это именно преступление, причем преступление против своего народа. (Б.Н. Ельцин)

2) Выдвинутые обвинения имеют расплывчатый характер, виновники хотя и называются, однако их конкретные деяния не указаны. Так, после переизбрания А.А. Собчака с поста мэра, в прессе появились многочисленные статьи, где его обвиняли в том, что он развалил всю работу в Санкт-Петербурге. Однако пока точно не названы конкретные решения, указы и другие административные акты, а также те негативные последствия, к которым они привели, обвинение в развале должно считаться голословным, необоснованным. Ср. также фрагмент речи, где президиум Съезда обвиняется в том, что он плохо организовал работу Съезда, однако совершенно не указано, что конкретно сделано неправильно, и как, по мнению оратора, это должно было делаться:

Аппарат, в совершенстве владеющий процедурной технологией, при желании мог и должен был обеспечить рабочую обстановку Съезда. Без порядка и дисциплины мне не нужна демократия на Съезде. Президиум позволил вовлечь нас в ненужные дебаты о несуществующих фракциях, смакование ярлыков и т. д. Мы — участники Съезда — подхватили идею говорильни, стали аморфной массой, устремились к трибуне, торопясь высказываться, чаще беспредметно, хаотично повторяя одни и те же мысли по любой проблеме и по много раз, видимо, из-за боязни не быть услышанными, разобраться во мнениях, приблизиться к истине. (Н.А. Струков)

3) Отсутствует рациональная аргументация обвинения. Все обоснование сводится к негативным оценкам и психологическому давлению на аудиторию.

4) Не называются документы, в которых закреплены нормы, нарушенные обвиняемым, вообще не предъявляются критерии оценки деяния.

Заявление

§ 103. Заявление — это решительное по тону выступление, предъявляющее позицию оратора по важному общественно-значимому вопросу. Используется в критических ситуациях для решительного отмежевывания от неправильного, с точки зрения оратора, господствующего мнения. К сожалению, в нашей общественной практике этот термин используется для обозначения любых общественно значимых выступлений. Однако сообщение о создании новой фракции в Верховном Совете, о разработке нового закона и т. п., с риторической точки зрения, не является заявлением.

Оратор, выступающий с заявлением, обязательно обладает официальным статусом. Это либо представитель коллегиального органа (Например, П.А. Столыпин говорит от имени правительства — см. Приложение), либо представитель группы, объединенной определенными интересами (Например, С.В. Червонопиский выступает от имени группы воинов-афганцев, подписавших заявление), либо частное лицо, но в ситуации различных официальных отношений с властью (Например, Б.Л. Пастернак отказывается от Нобелевской премии). Наблюдается явно конфликтное отношение оратора (и его группы) к ситуации, причем причиной этого положения могут быть неправомерные действия одного человека (академика Сахарова в речи С.В. Червонопиского), либо официального органа или группы (левые политические партии в речи П.А. Столыпина или правительство в том случае, когда партии заявляют о несогласии с войной в Чечне), либо ситуация оценивается как кризисная субъективно (т. е. объективно орган не может быть осужден за неправильные действия, но оратор субъективно все равно с ними не согласен — например, такова позиция Б.Л. Пастернака).

Чаще всего заявление адресуется конкретному органу, собранию, должностному лицу и т. п., реже предназначается политическим партиям, социальным группам и т. п. Хотя аудитория указана, но учет ее особенностей сведен к минимуму, поскольку акцент делается именно на предъявлении своего кредо — суждения, отличного от официально принятого или провозглашенного другой стороной. В качестве сверхзадачи чаще всего присутствует идея осуждения человека или органа, явившегося причиной кризисной ситуации (особенно заметна эта сверхзадача в речи С.В. Червонопиского, гораздо менее эмоциональна речь П.А. Столыпина; у Б.Л. Пастернака такой сверхзадачи нет) Если эта сверхзадача начинает преобладать в речи, заявление превращается в эпидейктическую хулу. Другой сверхзадачей, обычно присутствующей в заявлении, является убеждение аудитории (обычно косвенной) в своей правоте.

Заявление может предполагать намерение вызвать аудиторию на определенные действия, однако, в отличие от обращения или воззвания эта реакция никогда не описывается прямо, а выражается в подтексте. Например, по поводу событий в Чечне политическая партия выступает с заявлением о категорическом несогласии с действиями правительства. И хотя прямого призыва прекратить войну не содержит, ускорение перехода к мирному разрешению конфликта является сверхзадачей такой речи. Единственно возможные конкретные императивные мотивы в этом жанре могут быть связаны только с побуждением рассмотреть вопрос, дать разъяснения и т. п. (но это не прямая задача речи) В отличие от осуждения оратор акцентирует внимание на своей позиции, а не на аморальности действий объекта речи. В отличие от протеста заявление не содержит призыва к немедленному исправлению положения. Заявление вообще не должно заканчиваться описанием конкретных мер по выходу из кризиса, особенно если делается от имени органа, правомочного принимать решения по данному вопросу (это задача других жанров, в частности, предложения или обращения).

Очень важен вопрос как? поскольку форма речи для заявления имеет жанрообразующее значение. Это решительное, энергичное выступление, не допускающее полутонов и сложных пространных объяснений. Недостаточно категоричная и эмоциональная речь может восприниматься как обоснование.

Структура заявления не задана очень жестко и допускает варианты в зависимости от темы и ситуации. Во вступительной части обязательно сообщается о событии, послужившем поводом для заявления:

"Уважаемые члены Президиума Съезда! Уважаемый Михаил Сергеевич! Мы солдаты, сержанты и офицеры многотысячного воинского коллектива Краснознаменного орденов Ленина и Кутузова 2 степени воздушно-десантного соединения имени 60-летия СССР, которое в течение 9 лет выполняло интернациональный долг в Республике Афганистан, убедительно просим вас дать с трибуны Съезда разъяснения народным депутатам, на каком основании или по чьему поручению народный депутат СССР Сахаров дал интервью журналистам канадской газеты "Оттава ситизен" о том, что будто в Афганистане советские летчики расстреливали попавших в окружение своих же солдат, чтобы они не смогли сдаться в плен." (С.В. Червонопиский) или: "С насту п лен и ем начала выборов некоторые политические партии, с целью склонить на свою сторону избирателей, не ограничиваются распростра н ением среди населения своих взглядов и убеждений путем печати и собраний, но силятся представить в искаженном свете действия и намере н ия правительства для проведения на выборах лиц, враждебно к нему настроен н ых. Вам как представителю власти, не н адлежит вмешиваться в борьбу партий и производить давление на выборы. Подтверждаю неод н ократные указа н ия мои на обязанность вашу ограждать полную свободу выборов, пресекая лишь самым решительным образом попытки использовать публичные собра н ия для агитации революционной. Но, ограничив этим вмешательство администрации в выборную кампанию, считаю нужным указать вам на необходимость широкого опровержения всех ложных слухов, представляющих в извращенном виде действия и виды правительства." (П.А. Столыпин)

Основная часть должна содержать подробное объяснение причин негативного восприятия этого действия и своего несогласия с ним, а также его оценку. Эти компоненты могут присутствовать и все вместе, но чаще всего оратор ограничивается одним основным. Так Б.Л. Пастернак акцентирует внимание на причинах своего отказа от Нобелевской премии: 1) личные причины (я отклоняю все официальные знаки внимания, чтобы не добавлять к своей позиции в виде аргумента ссылку на институт власти); 2) объективные причины (в борьбе за мирное существование двух культур должны участвовать люди, а не институты); 3) свобода и деньги (я хочу оставаться свободным, а не связанным деньгами Академии). П.А. Столыпин сосредоточивается на доказательстве ложности слухов, представляющих в извращенном виде действия правительства. С.В. Червонопиский ограничивается негативной оценкой интервью академика Сахарова. Важно отметить, что последний путь самый непродуктивный (хотя иногда он и возможен), поскольку в этом случае легко скатиться на путь софистической аргументации. На самом деле, из того, что российские воины отважно сражались в Афганистане, а некоторые из них были удостоены звания Героя России, совсем не вытекает, что командование не отдавало приказов об уничтожении частей, которым грозило пленение.

Типичными недостатками заявления обычно являются следующие.

1) Ситуация не воспринимается автором как критическая (и не является таковой по существу), не требует решительного отмежевывания оратора от неправильной позиции и, таким образом, нарушается главное жанрообразующее условие появления жанра заявления. В этой ситуации вместо заявления на деле появляется речь в совсем другом жанре. Поэтому когда Президент Калмыкии (см. Приложение) обращается к парламенту с заявлением, в котором просит назначить досрочные выборы Президента, то это представляется явным нарушением жанра: оратор не видит в ситуации ничего кризисного. Калмыкия развивается в правильном направлении, уже есть положительные результаты и, чтобы закрепить успех, необходимы досрочные выборы Президента. Такую речь необходимо назвать обращением.

2) Не четко предъявляется свое кредо, тон речи недостаточно решительный. Этот недостаток также приводит к тому, что речь переходит в другой жанр и из заявления превращается в мнение, предложение или нечто подобное.

3) Отсутствует рациональная основа аргументации. Речь наполнена излишне эмоциональными выпадами против органа или лица и поэтому грозит превратиться в эпидейктическую хулу. Поэтому оценкой можно ограничиться только тогда, когда случай не может вызвать разных мнений, очевиден для аудитории. (Например, террористы захватили самолет и указали на свою принадлежность к определенной политической партии. Партия выступает с заявлением, в котором решительно отмежевывается от участия в терроризме и категорически осуждает бандитов. Здесь осуждение терроризма может носить исключительно эмоциональный характер, поскольку вряд ли вызовет сомнения в обоснованности.) В остальных случаях необходимо идти общим для аргументативной речи путем: сначала рациональные доводы, потом их оценка.

Наши рекомендации