Характеристика приветственных, прощальных, торжественных речей

Приветствие. Коммуникативная установка–выразить желание вступить в контакт, добрые намерения по отношению к собеседнику. Ролевые установки– приветствие в формах Здравствуй, Здравствуйте обязательно указывает на ваше желание вести разговор на ты или на Вы. В том случае, когда социальные или ситуативные роли недостаточно обусловлены или ясны, лучше использовать нейтральные формы Доброе утро. Добрый день, Приветствую и др. Этикетно-речевые формулы. Использование тех или иных речевых формул приветствия соотносится с социальным статусом, уровнем интеллигентности, возрастными и профессиональными характеристиками собеседников.

После произнесения приветствия принято добавлять определенные выражения, которые усиливают ситуативную нагрузку этих слов. Если переговоры носят нейтральйо-деловой характер, в узком кругу, можно выразить свое доброжелательное отношение, к собеседнику (собеседникам) формулами: (Очень) рад(а) Вас видеть!. Как (ваши) дела?. Что (у вас) нового?. Как поживаете?. Как здоровье? (Как вы себя чувствуете?)»

Естественно, подобное приветствие предполагает соответствующий ответ. Обычно эти ответы, как и вопросы, носят лишь формальный характер..

Приветственная речь, как правило, имеет следующую структуру: 1) обращение, слова приветствия, 2) краткая характеристика события, 3) успехи и достижения, перспективы, 4) пожелания. Приветственная речь отличается от просто речи, прежде всего, своей краткостью. Из самого выражения речь по случаю торжества уже видно, что для неё должен быть какой-либо повод, причина, будь это семейное торжество, производственное или общественное событие.

Прощание.

Коммуникативная установка– завершить переговоры в том ключе, который соответствует результатам делового общения в конкретной ситуации. В деловом общении даже самая нейтральная формула прощания может приобрести определенное звучание в зависимости от содержания и результатов переговоров.

Ролевые установки. Обычно первым прощается тот, кто был инициатором встречи в строго оговоренное время. В случае продолжения переговоров их инициатором – это знак особой заинтересованности его в делах партнеров и фирм. В переговорах представителя любой фирмы и ее клиента необходимо, четко и кратко оговорив все детали деловых проблем, одновременно (если возможно) подать «сигнал» к окончанию встречи, выбрав для этого нужные реплики.

Если переговоры происходят между людьми, заинтересованными в преодолении общения, обе стороны внимательно прислушиваются к прощальным репликам партнера, стараясь понять его настроение и отношение к общему делу, к своей особе. Сравним несколько микродиалогов, завершающих деловой разговор

Торжественная речь.

1.Торжественные речи (хвалебная речь) по случаю произносимая в ситуациях особого рода (на юбилеях, съездах, конференциях, в дружеском кругу, корпоративах), т.е. тогда, когда люди собираются вместе, чтобы почувствовать свое единство, осознать себя как единую общность, как коллектив единомышленников, сотрудников, соратников и др., или просто провести время среди друзей.

Цель такой речи – сплотить коллектив, развлечь слушателей. Главная функция – воодушевление и сплочение аудитории. Основной задачей является похвала тому, что делает данную общность коллективов (утверждение общечеловеческих или нравственных ценностей).

Похвала – добрые, приветливые, правдивые слова в чей-то адрес.

В торжественной речи обращается внимание на пафосность в некотором смысле, а именно наличие ярких нестандартных поэтических образов, наличие риторических вопросов, эпитетов, умение варьировать силой и тембром голоса. Здесь важен личный аспект выступающего (ярко показать чью-то личность, осветить личные ценности).

Торжественная речь имеет свои разновидности, это может быть комплимент, тост, речь в дружеском кругу, юбилейная речь, надгробная речь. Похвала явлению – в науке, области знания или другому общему делу, контракту, который связывает собравшихся по случаю людей. Цель– воодушевить людей для дальнейшей работы. В торжественной речи может быть и порицание. Все торжественные хвалебные речи направлены на возбуждение у слушателей положительных эмоций. Предметом торжественной речи может быть все что угодно (чайник, ручка, живое, неживое). Комплимент – малый жанр торжественной речи, который направлен на преувеличение достоинств собеседника и отличается от лести тем, что дается небольшое преувеличение качества, которое есть в человека на самом деле. Предметом комплимента может быть: черты лица, стан, фигура, лоб, чело, плечи, руки, не может быть предметом комплимента нос. Риторические приемы, которые используются: восклицание, сравнение, привлечение имен известных лиц для сравнения или отрицания (ангельский голосок, что за…), хозяйке за угощение, вкусно приготовленное блюдо, девушке, которая нарядно одета. Примеры самостоятельно: поправляющемуся больному, женщине, изменившей прическу.

Торжественная речь состоит из следующего порядка:

1)приветствие

2)повод для произнесения речи

3)характерные пункты жизненного пути, подчеркивается хорошее, даются примеры, говорится о событии с личным участием выступающего, отмечается значение юбиляра для чего-либо…, выражается благодарность за что-либо, высказываются пожелания на будущее.

Наши рекомендации