Постановка вопросов и построение ответов

Вопрос и ответ – ключевые элементы диалогаи спора. Вопрос – язы­ковое выражение, фиксирующее требование к устранению неопре­деленности в знании или понимании некоторого предмета. Ответ – высказывание, вызванное вопросом и уменьшающее неопределен­ность последнего.

Свойства вопросов и ответов, их взаимосвязи изучаются в раз­деле неклассической логики, который называется интеррогативной или эротетической логикой.

В процессе спора обычно оппонентами выдвигаются вопросы и даются на них ответы. Вопросно-ответный метод, точнее, сам ход спора как бы составляет «скелет» любой дискуссии, формирует ее философию, диалектику разговора. Вопросы и ответы должны соответствовать предмету спора и тезисам оппонентов, не выходить за их рамки, чтобы не превратить дискуссию в разговор ни о чем. Вопросно-ответный ход должен быть направлен на выяснение сущности спорной проблемы, а не внешних, наблюдаемых, но второстепенных и изменчивых характеристик. Выяснение истины в споре желательно на принципиальной, объективной основе. Поэтому вопросы должны ставиться таким образом, чтобы познать диалектику явления, проникнуть в содержание основных внутренних и внешних связей и противоречий, оценить их динамику.

Всякий вопрос включает определенную исходную информацию, указывающую на предмет познания, которая называется базисом или предпосылкой вопроса. Кроме того, в вопросе обязательно содержится указание на недостаточность информации и необходимость дальнейшего дополнения и расширения знаний. Чтобы правильно поставить вопрос, необходимо иметь некоторое исходное представление о возможном ответе на него, знать, какую информацию необходимо получить. Иначе говоря, вопрос должен ставиться с определенной целью.

В зависимости от цели обычно выделяют:

- уточняющие (закрытые) вопросы. Они бывают направлены на выяснение истинности или ложности выраженного в них суждения. Ответ на такие вопросы предполагается в форме «да» или «нет»;

- восполняющие (открытые) вопросы. Такие вопросы предполагают в ответ обстоятельное рассуждение оппонента. Они не связывают отвечающего строгими рамками и позволяют давать ответы в свободной и непринужденной форме (примером таких вопросов могут служить вопросы экзаменационных билетов),

- наводящие вопросы. Такие вопросы содержат определенную информацию, как бы подталкивающую оппонента дать нужный и заранее предполагаемый ответ.

Вопросы имеют общую логическую структуру. В них, во-первых, должно быть обозначено искомое, во-вторых, должно содержаться некоторое базовое знание и, в-третьих, выражаться требование перехода от незнания к знанию.

По составу вопросы бывают простыми и сложными. Простыми вопросами называются такие, которые не могут быть расчленены на другие вопросы. Сложными вопросами считаются такие, которые можно разбить на два или несколько простых. Пример простого вопроса: «Что представляет собой юридическая служба предприятия?», и пример сложного: «Что представляет собой юридическая служба предприятия, каковы ее задачи, функции, права и ответственность?»

Вопросы различают по форме. Если их базисом являются истинные суждения, то вопросы считаются по форме риторически и логически корректными, поставленными правильно. И, наоборот, некорректными считаются вопросы, основанные на ложных суждениях, а также провокационные, направленные против личности оппонента, преследующие достижение каких-либо безнравственных целей и т. п. По форме различают также вопросы нейтральные, благожелательные и враждебные. На нейтральные и благожелательные вопросы следует отвечать обстоятельно, стремясь как можно полнее и точнее объяснить искомую мысль, но необходимо также проявлять максимум выдержки и терпения и при ответах на вопросы недоброжелательного характера. По отношению к ним нежелательно демонстрировать раздражение и выказывать пренебрежение.

В общественной практике часто при обсуждении каких-либо проблем ставятся острые вопросы, жизненно важные, принципиальные и психологически трудные. Уклоняться от таких вопросов нельзя. Надо стремиться дать на них нравственно и политически корректные, правдивые и честные ответы.

Вопросы могут иметь также творческий либо нетворческий характер. Ответить на нетворческий вопрос трудности не составляет. Например, на вопрос: «Что такое абзац?» достаточно заглянуть в словарь, чтобы ответить общепризнанной формулировкой этого понятия: «Абзац – это отступ вправо в начале первой строки какой-либо части текста». Что касается творческих вопросов, они требуют умственного напряжения, размышлений, определенной интеллектуальной подготовки и изложения обстоятельно продуманного ответа.

Существуют основные требования, которым должны соответствовать вопросы. Они, во-первых, должны быть разумными, т. е. имеющими смысл в данной ситуации спора, во-вторых, поставлены ясно и точно, конкретно.

В естественном языке вопрос выступает чаще всего в виде вопросительного предложения, за исключением вопросов риторического характера, которые не требуют ответа. Условием разумности постановки вопроса является соблюдение семантических и синтаксических правил языка общения. Вопрос потеряет смысл, если будет поставлен вне контекста диалога. Бессмысленный вопрос предполагает такой же ответ, и диалог превращается в зрелище, когда один, по выражению Канта, «доит козла», а другой «держит под козлом решето».

В споре ценится адекватный вопросу, разумный, по возможности краткий и остроумный ответ. Основное назначение ответа состоит в том, чтобы уменьшить или полностью исчерпать неопределенность, выраженную в вопросе. Один и тот же вопрос может иметь много разных ответов не равнозначных по риторико-логическим характеристикам. Ответы классифицируются по ряду признаков.

По содержанию различают правильные и неправильные ответы. Если в ответе содержатся суждения истинные и логически связанные с вопросом, то он считается правильным. К неправильным, ошибочным ответам относят те, которые связаны с вопросом, но по существу неверно отражают действительность. Если ответ не связан с вопросом, он расценивается как ответ не по существу и не принимается во внимание в дальнейшем споре.

Выделяют также позитивные (содержащие стремление разобраться в сущности предмета спора) и негативные (выражающие отказ отвечать на поставленный вопрос по существу) ответы. Мотивом для отказа может быть недостаточная подготовленность и компетентность по обсуждаемой проблеме, слабое знание предмета спора.

По объему информации различают ответы краткие и развернутые, по характеру информации – прямые и косвенные. Например, прямым ответом может считаться простое перечисление названий планет в ответ на вопрос: «Какие планеты входят в состав Солнечной системы?» Такой ответ будет точным. Косвенный ответ на этот же вопрос мог бы выглядеть следующим образом: «Смотря как считать. Если причислить сюда и крупные астероиды, то…». Косвенный ответ всегда уклончив, практически никогда не бывает истинным. В спорах такие ответы используют, чтобы оставить себе варианты для отступления, а требование вопроса отчасти удовлетворить.

При ответах на вопросы необходимо учитывать следующие основные требования к ним:

- ответ должен быть ясным, однозначным, даваться по существу вопроса и быть по возможности лаконичным, не содержать избыточной информации;

- ответ должен уменьшать неопределенность вопроса, а не увеличивать ее, быть информативнее вопроса;

- при некорректно поставленном вопросе ответ должен заключаться в указании на эту некорректность;

- не следует отвечать вопросом на вопрос.

В риторике существуют также рекомендации по организации ответов. В соответствии с ними следует сначала внимательно выслушать вопрос, не перебивая того, кто его задает. Обдумать вопрос. При необходимости – перефразировать его вслух, с тем чтобы убедиться, правильно ли вопрос понят. Сложный вопрос следует расчленить на части и отвечать раздельно. Если спрашивающий перебивает, надо сделать корректное замечание («Я вас не перебивал»), не горячиться, сделать паузу и дать договорить оппоненту, затем продолжить ответ, попутно обдумывая услышанные возражения или замечания, с тем чтобы соответствующим образом на них отреагировать.

При ответах на вопросы не рекомендуется допускать неточности, недосказанность, вводить новую информацию, способную вызвать дополнительные вопросы оппонента.

В дискуссиях иногда прибегают к различным неэтичным приемам постановки вопросов и построения ответов, преследующим цель запутать оппонента или поставить его в затруднительное положение. Одним из самых распространенных является прием «атака вопросами». Суть его в том, что противоположной стороне под видом одного вопроса задается сразу несколько и в быстром темпе, причем один вопрос может противоречить другому, а задающий их требует при этом немедленного прямого ответа: «да» или «нет». «Клюнувший» на эту уловку рискует быть истолкованным превратно или просто запутаться, начать отвечать сумбурно и несвязно. Поэтому в подобных случаях рекомендуется указывать собеседнику на некорректность постановки вопросов, предложить ему обдумать их и задавать по порядку, последовательно.

Наши рекомендации