Преднамеренное совершение каких-либо действий прежде совершения их имамом.
Человеку в силу самой природы его свойственна поспешность, а Аллах Всевышний сказал:
-...ведь человек тороплив.[63]
Что же касается пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, то он сказал:
- Осмотрительность от Аллаха, а поспешность от дьявола.[64]
Человек, присутствующий на общей молитве, часто замечает за теми, кто молится справа и слева от него, что они раньше имама совершают поясные или земные поклоны, раньше его совершают переходы к тем или иным молитвенным позам и даже раньше его произносят слова "Мир вам и милость Аллаха" после завершения молитвы, иногда же он замечает, что и сам поступает также.
Подобным действиям многие люди не придают никакого значения, а между тем пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, предупредил, что для тех, кто поступает таким образом, это может иметь весьма печальные последствия, так как он сказал:
- Разве человек, поднимающий голову раньше имама, не боится, что Аллах превратит его голову в голову осла?[65]
Если от верующего требуется являться на молитву спокойно и с достоинством, то, что же говорить о том, как ему следует себя вести во время самой молитвы? Однако некоторые люди во время молитвы иногда опережают действия имама, а иногда сильно отстают от него. Да будет же им известно, что знатоки фикха, да помилует их Аллах, упоминали в связи с этим об одном хорошем правиле, которое состоит в том, что молящемуся следует начинать двигаться в тот момент, когда имам в очередной раз завершит произнесение слов "Аллаху Акбар". Иначе говоря, двигаться надо начинать тогда, когда имам произнесет звук "р", но не раньше и не позже этого, что позволит всем молящимся придерживаться определенного порядка во время молитвы.
Известно, что сподвижники посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует и да будет доволен ими Аллах, всегда старались ни в коем случае не опережать пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, во время молитвы. Один из них, а именно - Аль-Бара бин Азиб, да будет доволен им Аллах, сообщил, что они часто молились позади посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказав, что когда он выпрямлялся после совершения поясного поклона, то не видел вокруг ни одного склонившегося, и никто не делал этого до тех пор, пока посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, не касался лбом земли, после чего земной поклон совершали и те, кто находился позади него.[66]
А когда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, достиг преклонного возраста и движения его несколько замедлились, он обратил на это внимание молящихся, сказав:
"О люди, поистине, я отяжелел, но не пытайтесь опережать меня в совершении поясных и земных поклонов...[67]
Что же касается имама, то он должен придерживаться сунны пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, при произнесении слов "Аллаху Акбар" во время молитвы, о чем сообщается в хадисе, переданном Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, который сказал:
- Когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, становился на молитву, он произносил слова "Аллаху Акбар", потом он произносил их при совершении поясного поклона, потом он произносил их, когда опускался , потом он делал это, когда выпрямлялся, потом он делал это, когда совершал земной поклон, потом он делал это, когда поднимался, и он поступал так в течение всей молитвы. Кроме того, он говорил "Аллаху Акбар", когда вставал, посидев после совершения двух ракатов молитвы.[68]
И если имам будет произносить слова "Аллаху Акбар" в соответствии со своими движениями, а соверщающие молитву позади него будут придерживаться вышеупомянутых правил, общая молитва будет проведена должным образом.