Пред­на­ме­рен­ное со­вер­ше­ние ка­ких-ли­бо дей­ст­вий пре­ж­де со­вер­ше­ния их има­мом.

Че­ло­ве­ку в си­лу са­мой при­ро­ды его свой­ст­вен­на по­спеш­ность, а Ал­лах Все­выш­ний ска­зал:

-...ведь че­ло­век то­ро­п­лив.[63]

Что же ка­са­ет­ся про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, то он ска­зал:

- Ос­мот­ри­тель­ность от Ал­ла­ха, а по­спеш­ность от дья­во­ла.[64]

Че­ло­век, при­сут­ст­вую­щий на об­щей мо­лит­ве, час­то за­ме­ча­ет за те­ми, кто мо­лит­ся спра­ва и сле­ва от не­го, что они рань­ше има­ма со­вер­ша­ют по­яс­ные или зем­ные по­кло­ны, рань­ше его со­вер­ша­ют пе­ре­хо­ды к тем или иным мо­лит­вен­ным по­зам и да­же рань­ше его про­из­но­сят сло­ва "Мир вам и ми­лость Ал­ла­ха" по­сле за­вер­ше­ния мо­лит­вы, ино­гда же он за­ме­ча­ет, что и сам по­сту­па­ет так­же.

По­доб­ным дей­ст­ви­ям мно­гие лю­ди не при­да­ют ни­ка­ко­го зна­че­ния, а ме­ж­ду тем про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, пре­ду­пре­дил, что для тех, кто по­сту­па­ет та­ким об­ра­зом, это мо­жет иметь весь­ма пе­чаль­ные по­след­ст­вия, так как он ска­зал:

- Раз­ве че­ло­век, под­ни­маю­щий го­ло­ву рань­ше има­ма, не бо­ит­ся, что Ал­лах пре­вра­тит его го­ло­ву в го­ло­ву ос­ла?[65]

Ес­ли от ве­рую­ще­го тре­бу­ет­ся яв­лять­ся на мо­лит­ву спо­кой­но и с дос­то­ин­ст­вом, то, что же го­во­рить о том, как ему сле­ду­ет се­бя вес­ти во вре­мя са­мой мо­лит­вы? Од­на­ко не­ко­то­рые лю­ди во вре­мя мо­лит­вы ино­гда опе­ре­жа­ют дей­ст­вия има­ма, а ино­гда силь­но от­ста­ют от не­го. Да бу­дет же им из­вест­но, что зна­то­ки фик­ха, да по­ми­лу­ет их Ал­лах, упо­ми­на­ли в свя­зи с этим об одном хо­ро­шем пра­ви­ле, ко­то­рое со­сто­ит в том, что мо­ля­ще­му­ся сле­ду­ет на­чи­нать дви­гать­ся в тот мо­мент, ко­гда имам в оче­ред­ной раз за­вер­шит про­из­не­се­ние слов "Ал­ла­ху Ак­бар". Ина­че го­во­ря, дви­гать­ся на­до на­чи­нать то­гда, ко­гда имам про­из­не­сет звук "р", но не рань­ше и не поз­же это­го, что по­зво­лит всем мо­ля­щим­ся при­дер­жи­вать­ся оп­ре­де­лен­но­го по­ряд­ка во вре­мя мо­лит­вы.

Из­вест­но, что спод­виж­ни­ки по­слан­ни­ка Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет и да бу­дет до­во­лен ими Ал­лах, все­гда ста­ра­лись ни в ко­ем слу­чае не опе­ре­жать про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, во вре­мя мо­лит­вы. Один из них, а имен­но - Аль-Ба­ра бин Азиб, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, со­об­щил, что они час­то мо­ли­лись по­за­ди по­слан­ни­ка Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ска­зав, что ко­гда он вы­прям­лял­ся по­сле со­вер­ше­ния по­яс­но­го по­кло­на, то не ви­дел во­круг ни од­но­го скло­нив­ше­го­ся, и ни­кто не де­лал это­го до тех пор, по­ка по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, не ка­сал­ся лбом зем­ли, по­сле че­го зем­ной по­клон со­вер­ша­ли и те, кто на­хо­дил­ся позади не­го.[66]

А ко­гда про­рок, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, дос­тиг пре­клон­но­го возраста и дви­же­ния его не­сколь­ко за­мед­ли­лись, он об­ра­тил на это вни­ма­ние мо­ля­щих­ся, ска­зав:

"О лю­ди, по­ис­ти­не, я отя­же­лел, но не пы­тай­тесь опе­ре­жать ме­ня в со­вер­ше­нии по­яс­ных и зем­ных по­кло­нов...[67]

Что же ка­са­ет­ся има­ма, то он дол­жен при­дер­жи­вать­ся сун­ны про­ро­ка, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, при про­из­не­се­нии слов "Ал­ла­ху Ак­бар" во вре­мя мо­лит­вы, о чем со­об­ща­ет­ся в ха­ди­се, пе­ре­дан­ном Абу Ху­рай­рой, да бу­дет до­во­лен им Ал­лах, ко­то­рый ска­зал:

- Ко­гда по­слан­ник Ал­ла­ха, да бла­го­сло­вит его Ал­лах и да при­вет­ст­ву­ет, ста­но­вил­ся на мо­лит­ву, он про­из­но­сил сло­ва "Ал­ла­ху Ак­бар", по­том он про­из­но­сил их при со­вер­ше­нии по­яс­но­го по­кло­на, по­том он про­из­но­сил их, ко­гда опус­кался , по­том он де­лал это, ко­гда вы­прям­лял­ся, по­том он де­лал это, ко­гда со­вер­шал зем­ной по­клон, по­том он де­лал это, ко­гда под­ни­мал­ся, и он по­сту­пал так в те­че­ние всей мо­лит­вы. Кро­ме то­го, он го­во­рил "Ал­ла­ху Ак­бар", ко­гда вста­вал, по­си­дев по­сле со­вер­ше­ния двух ра­ка­тов мо­лит­вы.[68]

И ес­ли имам бу­дет про­из­но­сить сло­ва "Ал­ла­ху Ак­бар" в со­от­вет­ст­вии со свои­ми дви­же­ния­ми, а со­вер­щаю­щие мо­лит­ву по­за­ди не­го бу­дут при­дер­жи­вать­ся вы­ше­упо­мя­ну­тых пра­вил, об­щая мо­лит­ва бу­дет про­ве­де­на долж­ным об­ра­зом.

Наши рекомендации