Археологические подтверждения

БИБЛЕЙСКИХ СОБЫТИЙ

Предания о творении мира

1. Среди многочисленных народов земного шара сохрани­лись предания о творении Богом мира и человека, но все они ис­кажены ложными языческими представлениями о богах и беско­нечно отличаются от возвышенной монотеистической истории творения мира, изложенной в Святой Библии. Для примера при­ведем здесь вавилонскую поэму о сотворении мира, известную под названием «Энума элиш», которую прочитал на клинопис­ных глиняных табличках знаменитый археолог Джордж Смит. Эти клинописные таблички были найдены на юге Месопотамии и датируются примерно 1800 годом до н. э. Содержание мифологи­ческого эпоса кратко можно изложить так.

Вначале существовала только вода, и царил хаос. Из этого страшного хаоса родились первые боги. С течением веков некото­рые боги решили установить порядок в мире. Это вызвало возму­щение бога Абзу и его жены Тиамат, чудовищной богини хаоса. Бунтовщики объединились под водительством мудрого бога Эа и убили Абзу. Тиамат, изображаемая в виде дракона, решила ото­мстить за смерть мужа. Тогда боги порядка под водительством Мардука в кровавой битве убили Тиамат, а ее гигантское тело раз­рубили на две части, из которых одна стала землей, а другая не­бом. Кровь Абзу смешали с глиной, и из этой смеси возник пер­вый человек. Но до появления человека боги создали все необхо­димые условия для его обитания. В конце творения боги устрои­ли пир. Заключение мифологической поэмы представляет собой гимн, восхваляющий бога Мардука как главное божество вави­лонского пантеона во втором тысячелетии до н. э.

Разумеется, между этим эпосом и повествованием Святой Биб­лии имеется огромная разница. Поэтому нет основания утверж­дать, что библейское повествование о творении мира заимствовано от вавилонян. Но, с другой стороны, предания о творении мира у различных народов подтверждают истинность библейского по­вествования об этом событии.

2. На одной из клинописных табличек, датируемой началом второго тысячелетия до н. э., ученые прочитали описание творения первой женщины по имени Нин-ти - шумерское выражение, которое можно перевести как «Женщина из ребра» или «Женщи­на, творящая жизнь», чей образ напоминает образ Евы - «матери всех живущих».

3. В руинах одного из месопотамских городов археологи на­шли аккадскую печать (около 2000 лет до н. э.) с выгравирован­ной сценой, которая, по мнению большинства ученых, иллюстри­рует библейское сказание о грехопадении первых людей. Мы ви­дим на этой резьбе дерево со змеем, а по обеим сторонам две фигу­ры: мужчину с рогами и женщину. Правда, контуры фигур силь­но стерты и потому трудноразличимы. В связи с этим некоторые исследователи выразили сомнение в том, имеет ли печать что-ли­бо с библейским рассказом о грехопадении прародителей. Одна­ко, поскольку им не удалось найти другого, более убедительного объяснения сценки, то побеждает взгляд большинства, ученых, что действительно найдено доказательство существования в древ­ней Месопотамии предания о грехопадении Адама и Евы.

4. Среди ранних шумерских текстов имеются «родословные таблички», которые напоминают «родословные книги Бытия» (10-11). Здесь также имеются упоминания о десяти знаменитых ца­рях, которые царствовали до великого потопа. Обозначен даже их возраст, который варьирует между 21600 и 10 800 годами. В сравне­нии с этими годами жизни великих шумерских допотопных людей возраст десяти библейских патриархов кажется ничтожно малым.

Предание о потопе

5. Среди людей всех рас существует множество преданий о гигантском катастрофическом наводнении. Все они говорят о совершившейся трагедии в истории человеческого рода, но пе­редают это событие в искаженном виде. Хотя в течение веков пер­воначальное предание изменилось до неузнаваемости, все же и в искаженных преданиях мы находим удивительные совпаде­ния с библейским повествованием о потопе.

Так, почти во всех преданиях фигурируют некие предвестни­ки беды. Этими предвестниками являются различные языческие боги, которые повелевают своим избранникам построить большой корабль.

Другой общий штрих: в числе предупрежденных и спасших­ся от гибели постоянно фигурируют два человека: мужчина и женщина (иногда сопровождаемые детьми).

Следующая общая черта: опасаясь от надвигающегося бедст­вия, предупрежденные берут с собой различных животных. Ког­да же воды потопа начинают спадать, спасшиеся высаживаются на вершину горы, первой поднявшейся из воды.

Библейский Ной, для того, чтобы узнать, кончился ли потоп, время от времени выпускал из своего ковчега птиц. Предания различных континентов говорят, что и их люди, спасшиеся от по­топа, поступали точно так же, как и библейский Ной.

Общей деталью во всех преданиях является также радуга, ко­торая появилась на небе, знаменуя собой завершение потопа. Все эти сходные детали, а также повсеместность сообщений о потопе позволяют нам утверждать, что в основе их лежит реальное собы­тие, действительно происшедшее в мире, о котором и повествует Книга книг ¾ Библия.

Ниже мы приводим древнейшее шумерское предание о пото­пе, которое было обнаружено в клинописных табличках, извле­ченных из библиотеки Ашшурбанипала в Ниневии.

Гильгамеш, как рассказывает нам клинописное письмо, ре­шил обеспечить себе бессмертие и отправился в долгое путешест­вие, полное приключений, чтобы найти предка Утнапиштима, от которого он надеялся узнать тайну вечного существования, ко­торой боги одарили его. Когда он достиг острова, на котором жил Утнапиштим, Гильгамеш спросил у него «Тайну Жизни». Утна­пиштим сообщил ему, что когда-то жил в Шуруппаке и был вер­ным почитателем бога Эа. Когда боги решили уничтожить челове­чество посредством потопа, Эа предупредил преданного ему Утна­пиштима и дал такое повеление: «О, человек из Шуруппака, сын Убара Туту, разрушь свой дом, построй вместо него корабль.

Не заботься о своем имуществе, радуйся, если спасешь свою жизнь. Принеси семена всякого рода живых существ в корабль, который ты должен построить. Пусть его размеры будут хорошо вымерены».

В соответствии с повелением бога Эа, Утнапиштим строит ко­рабль и говорит: «На пятый день я решился на его план. Пол был 200 кв. футов. Стены были 200 футов высотой. Я дал ему шесть этажей и разделил высоту на семь. Его внутренность я разделил на девять. Шесть cap смолы вылил в печь».

Когда Утнапиштим окончил постройку корабля, он устроил роскошный пир. Он снабдил олениной и бараниной тех, кто помо­гал в работе по постройке и раздал «яблочный сок, пиво, масло и вино людям, что все лилось, как рекой».

Затем он продолжает: «Все, что я имел, я погрузил из семян всех живущих существ. Я ввел в корабль мою семью и родствен­ников. Скот полевой, звери полевые, все мастера ¾ я велел им вой­ти в него. Я вошел в корабль и закрыл мою дверь. Как только про­блеск рассвета засиял в небе, пришла черная туча от основания неба. Внутри ее гремел Адад (бог грома). Ярость Адада достигла небес, превращая весь свет во тьму».

Боги Месопотамии, устрашенные потопом, спасаются в верх­них областях неба, где имеет свое обиталище бог Ану. Прежде чем войти, «они сгибаются и съеживаются, подобно собакам». Они огорчены и расстроены тем, что случилось, и слезно, в крайне по­давленном состоянии подают свою жалобу.

Но потоп бушует не переставая, как об этом повествует Гиль­гамеш: «Шесть дней и ночей бушевал ветер, наводнение, циклон опустошал страну. Когда пришел седьмой день, циклон, наводне­ние, борьба кончилась. Все это сражалось, как армия. Море сдела­лось спокойным, циклон совсем прекратился. И все человечество превратилось в глину. Почва была плоска, как крыша».

Далее Утнапиштим рассказывает устрашенному Гильгаме­шу, что произошло, когда бедствие окончилось: «Я открыл окно, и свет упал на мое лицо. Корабль лежал на горе Низир». Затем Ут­напиштим выпустил из окна голубя, ласточку, ворона, а когда убедился, что земля высохла, вышел из корабля и принес богам жертву.

Сравнивая это предание с библейским повествованием, мож­но видеть, как с распространением язычества люди загрязнили чистый источник первоначального предания.

Ученые о потопе

6. Повсеместные предания о потопе поставили перед учены­ми вопрос, не являются ли эти сказания отголоском стихийного бедствия давно минувших времен, которое глубоко врезалось в память многих поколений.

Этот вопрос с блеском разрешил знаменитый английский ар­хеолог Леонард Вулли, открывший в 1923 году город Ур. В ги­гантской мусорной свалке, которая в течение тысячелетий скап­ливалась под стенами Ура, когда-то шумерской столицы, он про­рыл шахту и на глубине четырнадцати метров обнаружил гробни­цы шумерских царей третьего тысячелетия до н. э., содержащие огромные сокровища и человеческие останки. Вулли решил обя­зательно выяснить, что скрывается под этими местами захороне­ния. Когда был выкопан следующий пласт, археологи наткну­лись на речной ил, в котором не было никаких следов человечес­кого существования. Помощники Вулли считали, что они достиг­ли девственной почвы, но Вулли приказал копать глубже.

Дальнейшие раскопки кладбища привели к замечательному открытию. Под слоем ила толщиной в три метра появились новые следы поселений: кирпич, мусор, пепел от костров, осколки кера­мики. Как форма, так и орнамент черепков гончарных изделий свидетельствовали, что они относятся к совершенно иной культу­ре, чем те, которые были обнаружены над слоем речного ила. Рас­положение пластов можно было объяснить только следующим об­разом: какое-то гигантское наводнение уничтожило неизвестные нам поселения неведомой древности, а когда вода отступила, при­шли другие люди и снова заселили Месопотамию. Это были шуме­ры, которые после потопа создали самую древнюю из известных нам цивилизаций мира.

У подножия древней ступенчатой башни шумеров в. г. Уре и сей­час может каждый желающий спуститься вниз по лестнице в узкую шахту и увидеть свидетельства гигантского и катастрофического потопа, который дал осадок в виде слоя глины. Исчисляя посред­ством возраста слоев, содержащих следы человеческого обита­ния, ¾ а в этом отношении они столь же надежны, как и кален­дарь, ¾ можно также установить достоверно, когда имел место Ве­ликий потоп. Он произошел около четырех тысяч лет до Рождест­ва Христова. Большинство ученых считают, что гигантское на­воднение идентично с библейским Всемирным потопом. Следы этого потопа ученые находят и на европейском континенте. Они свидетельствуют, что всю Европу до высоких гор, как снежным покровом, покрывают деллювиальные суглинки, т. е. осевшая муть потопа.

В поисках Ноева Ковчега

7. Библия сообщает, что Ноев Ковчег остановился на верши­не горы Арарат. Имеются ли у нас какие-нибудь основания ут­верждать, что Ноев ковчег, пролежав не одну тысячу лет, сохра­нился до наших дней? И не будет ли в высшей степени безрассуд­но сегодня искать остатки Ноева ковчега? Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к истории.

Первые сведения о поисках Ноева ковчега сообщает историк древнего мира, языческий жрец Бероз в 475 году до н. э. Он сооб­щает о том, что многие люди и в его время и раньше достигали вершины Арарата, видели там Ноев ковчег и приносили частицы его как реликвии. В христианские времена об этом свидетельству­ет Николай Дамасский, что остов ковчега долгое время оставался в сохранности.

Иосиф Флавий (I век н. э.) в своем труде «Иудейские древнос­ти» также свидетельствует, что многие приносили с Арарата час­тицы ковчега. Об этом свидетельствует и св. Феофил Антиохий­ский (180 г. до н. э.). В 1800 году американец Клавдиус Рич опуб­ликовал сообщение Аги Гусейна, который утверждал, что он доб­рался до Арарата и видел остатки ковчега.

В 1840 году Константинопольский журнал сообщил об обна­ружении Ноева ковчега. Турецкая экспедиция, которая была сна­ряжена для исследования снежных обвалов на Арарате, обнару­жила гигантский каркас из дерева почти черного цвета, торчащий из ледника. Проникнув внутрь ковчега, члены экспедиции кон­статировали, что он был устроен для перевозки скота и состоял из нескольких отделений. Турки могли войти только в три из этих отделений, а другие были заполнены льдом.

В 1898 году архидиакон Несторианской церкви Нури, изучая истоки реки Евфрат, поднялся на Арарат и официально объявил, что он видел остатки ковчега, что передняя часть и задняя часть корабля достижимы, а средняя остается подо льдом. Ковчег сде­лан из толстых досок темно-коричневого цвета. Обмерив ковчег, Нури нашел точное подтверждение описания его в Библии.

После этого сообщения ничего не было слышно об экспедици­ях на Арарат до Первой мировой войны. Но в августе 1916 года русский летчик Владимир Ростовецкий, исследовавший турец­кую границу, оказался над Араратом и наблюдал в восточной ча­сти вершины замерзшее озеро. На краю этого озера был каркас гигантского корабля. Часть корабля была погружена в лед, а бока были открыты и местами продырявлены. Видна была одна из створок двери.

Эти свидетельства летчика были затем подтверждены рус­ской экспедицией, документы которой, вероятно, не сохрани­лись. Надо сказать, что не все экспедиции достигали успеха, а так как ковчег не всегда показывается из-подо льда, который тол­стым слоем покрывает вершину горы. Если бы корабль остано­вился ниже зоны вечных льдов, то сгнил бы и погиб бесследно. В случае его остановки на самой вершине после потопа он по­крылся бы мощным слоем льда и стал бы недоступен людям. Про­мыслом Божиим так устроено, что он остановился в горном озере на высоте 5 км, где ледяной покров значительно меньше. В холод­ные годы ковчег покрыт льдами и снегом и не виден, а в жаркие же годы летом часть его обнаруживается, что, впрочем, бывает очень редко. Но экспедиция французского альпиниста Фернана Наварры была на редкость удачной. Шестого июля 1955 года На­варра со своим тринадцатилетним сыном Гибраэлем совершил трудный подъем на Арарат, нашел Ноев Ковчег и сделал это от­крытие достоянием всего мира. Были произведены радиоактив­ным методом анализы привезенного им мертвого куска дерева (шпангоута корабля), которые показали, что дереву (дуб) пять тысяч лет. Анализы были произведены в двух лабораториях: в Каире и Мадриде.

В 1969 году журнал «За рубежом» в № 52 опубликовал ста­тью из лондонской газеты, в которой сообщалось, что научная экспедиция, организованная американскими археологами, об­наружила на горе Арарат несколько деревянных обломков на том месте, где в 1955 году Фернан Наварра обнаружил погру­женный в лед корабль. Экспедиция решила в 1970 году поднять на Арарат тяжелые механизмы и оборудование, с помощью ко­торых можно будет освободить озеро от массы льда. «Даже те ученые, которые скептически относятся к легенде о Ное и его ковчеге, уверены, что на дне озера покоится какое-то древнее со­оружение из дерева».

К сожалению, турецкое правительство не разрешило научной экспедиции осуществить свои планы.

8. Предание армянского народа гласит, что недалеко от древ­ней столицы Армении Нахичевани (что в переводе буквально зна­чит «стоянка Ноя»), в долине реки Аракса похоронена жена Ноя. Могила ее с незапамятной древности свято почитается. Насколь­ко достоверно это предание, трудно сказать.

Вавилонская башня

9. Во всех древних городах на берегах Тигра и Евфрата возво­дились странные по форме сооружения огромной высоты. Они складывались из кубических или округлых глыб, нагроможден­ных друг на друга ярусами, сужающимися кверху, наподобие ступенчатых пирамид. На срезанной верхушке обычно находился небольшой языческий храм, посвященный местному божеству. К нему вела трехмаршевая каменная лестница. Во время религи­озных праздников по лестнице под хоровое пение и звуки музы­кальных инструментов проходила процессия жрецов в белых одеждах.

Самая знаменитая из этих пирамид, называемых зиккурата­ми, находилась в великолепной столице страны ¾ Вавилоне. Архе­ологи раскопали ее фундамент и нижнюю часть стен. Сейчас точно известно, каков был ее архитектурный облик, потому что помимо ее описаний на клинописных табличках найдено ее изображение. Зиккурат состоял из семи ярусов, в основании он был 90x90 м, а высота его достигала также 90 м.

Возник вопрос: не является ли вавилонская пирамида иден­тичной библейской Вавилонской башне? Известный француз­ский ученый Андре Парро посвятил этой проблеме целую книгу и на основании ряда доказательств пришел к убеждению, что положительный ответ на этот вопрос не вызывает ни малейших сомнений.

В 1976 году иракское правительство решило восстановить Ва­вилонскую башню с тем, чтобы приезжающие сюда туристы мог­ли увидеть ее во всем ее величии.

Ур Халдейский

10. Город Ур долгое время не был известен историкам, о его существовании мы знали только из Библии. Но вот при­шло время, когда ученые еще раз доказали, что Библия все-та­ки права.

В 1923-1929 гг. англо-американская археологическая экспе­диция под руководством известного ученого Чарльза Леонарда Вулли раскопала в нижнем течении Евфрата древний Ур Халдей­ский ¾ родину патриарха Авраама и сделала это открытие достоя­нием всего мира. Под красными склонами громадной башни ле­жал целый город, купающийся в ярком солнце, пробужденный от своего многовекового сна благодаря терпеливым и упорным тру­дам археологов. Вулли и его помощники были вне себя от радос­ти, так как перед ними находился Ур ¾ «Ур Халдейский», о кото­ром говорит Библия.

Тщательные раскопки показали, что Ур Халдейский был мо­гущественным и процветающим, красивым и деловым столич­ным городом в начале второго тысячелетия до Рождества Христо­ва. В связи с этими открытиями Вулли писал: «Мы должны ради­кально изменить наш взгляд на еврейского Патриарха, когда мы видели, что его годы прошли в таком лишенном наивности окру­жении. Он был горожанином великого города и унаследовал тра­диции древней и высокоорганизованной цивилизации».

Наши рекомендации