Б1 Б5. О том, как практиковать терпение, приносящее счастье и покой, отказавшись от гнева и обиды

А. Как отказаться от гнева.

Б. Как отказаться от обиды.

Б1 Б5 А. Как отказаться от гнева

Строфа 15

Поскольку нет другого вида аскетизма,

который мог бы сравниться с терпением,

Не давай гневу ни малейшего шанса.

Отказавшись от гнева, достигнешь уровня

Более невозвращения.

Так сказал Будда.

Необходимо полагаться на терпение как на противоядие ненависти. Медитируй на терпение и избегай гнева по отношению ко всем живым существам, будь то друзья, враги или ни те ни другие. Поскольку нет другого вида аскетизма, превосходящего этот, не давай гневу ни малейшего шанса, какими бы ни были его объект, время или обстоятельства.

Отказавшись от гнева, обретешь временное счастье, превосходную внешность, а в конечном итоге – блаженство свободы, когда достигнешь уровня «более невозвращения».

Так сказал Будда.

Б1 Б5 Б. Как отказаться от обиды

Строфа 16

«Он меня обидел, ударил, победил,

Украл мое имущество».

Лелея такие мысли, попадешь в беду.

Тот, кто отказался от обиды, спит спокойно.

Когда возникает гнев, не следует за него держаться, немедленно гаси его. Некоторые думают так: «Он мой враг, он обидел меня или оскорбил грубыми словами; он нанес мне удар или побил прутьями; он оказался сильнее и победил меня; он украл мое имущество». Лелея такие мысли, попадешь в беду. Тот, кто отказался от обиды, приводящей к беде, проводит свой день в мире и спокойно спит ночью.

Б1 Б6. О том, что следует растворять негативные концепции, вместо этого сохраняя положительное состояние ума

Строфа 17

Пойми, что мысли подобны

Рисунку, сделанному на воде, земле или в камне.

Первое лучше всего для тех, у кого

сильны мешающие эмоции.

А последнее – для тех, кто стремится к Дхарме.

Мысли могут быть непостоянны, как рисунок на воде , более устойчивы, подобно рисунку на земле , или же постоянны, как линии, высеченные в камне . Нужно различать три вида такого подобия . Первый вид лучше подходит для вредных мыслей, вызванных мешающими эмоциями , например желанием. Мысли, подобные узору на воде, непостоянны и преодолимы с помощью противоядия непосредственно в момент их возникновения. Для тех, кто обладает доверием, сочувствием и стремится к Дхарме , последний вид подобия – линии, высеченные в камне – подходит более всего, поскольку полезные понятия неизменны и постоянны.

Б1 Б7. О том, что важно отказаться от негативной речи и всегда говорить мягко

Строфа 18

Победитель учил, что люди могут обладать

Тремя видами речи: приятная, правдивая

И ложная речь. Это можно уподобить

Меду, цветам и экскрементам.

Откажись от последнего.

Точно так же, как есть три вида ума, есть и три вида речи. Победитель учил, что люди могут обладать тремя видами речи. Приятные слова доставляют другим удовольствие, правдивые слова логичны и разумны, ложная речь неразумна. Таковы три вида речи, которыми обладают люди . Образно говоря, они подобны меду, цветам и экскрементам . Поскольку последнее – негативные слова и ложная речь, от них следует отказаться .

Б1 Б8. О том, что необходимо приучать себя к высочайшему поведению и отказаться от вредного телесного поведения

Строфа 19

Свет, стремящийся к свету;

Тьма, стремящаяся к тьме;

Свет, стремящийся к тьме;

Тьма, стремящаяся к свету —

Таковы четыре типа людей.

Будь человеком первого типа.

Есть также четыре разновидности правильного и неправильного телесного поведения. Тот, кто в этой жизни практикует полезное поведение, обретет хорошее тело в следующей жизни.

Такой человек подобен свету, стремящемуся к светуТот, кто пребывает в животном или в другом из низших миров и накапливает вредные поступки, будет переходить из одних низших миров в другие, следуя путем тьмы, стремящейся к тьме.Тот, кто в этой жизни, пребывая в мире людей или другом из высших миров, накапливает такие вредные действия, как убийство, перейдет из высших миров в низшие, следуя путем света, стремящегося к тьме.Тот, кто из ада или другого низшего мира переходит в состояние бога или человека, идет путем тьмы, стремящейся к свету. Таковы четыре типаличности.

Следует быть личностью только первого типаи идти от света к свету, имея превосходную основу человеческого тела в высшем мире, совершать множество полезных дел. Тогда тебя ждет счастье высших миров.

Наши рекомендации