Шлапак Ирина Александровна

1-ый источник. Коран. Сура 4 «ан-Ниса’» (Женщины)

Данный текст существует в рамках Ислама и является 4 мединской сурой главной священной книги мусульман – Корана. Она состоит из 176 айатов (откровений).

В суре содержаться наставления об обращении с детьми, женами и сиротами. Дается подробное описание порядка наследования. Впервые здесь ограничивается полигамия: мужчина отныне может довольствоваться и четырьмя женами. Также в суре высказывается предостережение неверующим и лицемерам, и описываются принципы, которым обязан следовать каждый мусульманин. Здесь был затронут и вопрос богослужения во время войны.

Сура «ан-Ниса’» была записана в течение нескольких месяцев после разгромного поражения в битве при Ухуде, которая состоялась 23 марта 625 г. у горы Ухуд. Автор текста пророк Мухаммад.

Данный текст с точки зрения религиозной традиции, к которой он принадлежит, интерпретируется так: Всевышний приказал исповедовать богобоязненность, люди должны стыдится своих не благих поступков, потому что Аллах наблюдает за ними. Свое первое повеление Аллах связал с повелением держать родственные связи и не порывать их. Нельзя брать в жены более четырех женщин. Аллах также наделяет и мужчину, и женщину долей наследуемого от родственников имущества. Далее Аллахом был распределен порядок наследования имущества детьми и родственниками. Эти предписания о распределении наследства – это ограничения Всевышнего, которые нельзя нарушить или пренебречь ими. После Аллах дает наставления о выборе жен и об обращении с ними. В суре дается предостережение неверующим и лицемерам и предсказывается их скорое мучительное наказание. Далее говорится о милости Аллаха, который не закрывает врата милосердия и направляет маловеров и праведных на войну на Его пути. Так они продают мирскую жизнь за Последнюю. Верующие, которые не участвуют в джихаде и ничего не тратят из своих средств во имя его не равны тем, которые участвуют. После сура гласит о сохранении мира между супругами, у которых возникли разногласия и о расторжении брака, который дозволен Аллахом.

Поводом для написания этого текста послужило сражение при Ухуде в нескольких километров от Медины между мусульманами и мекканцами. Поводом послужило поражение мекканцев при Бадре 17 марта 624 г. Из-за плохой дисциплины в войске и малой численности, Мухаммад потерпел поражение, был ранен и чуть не попал в плен, а его войско понесло много потерь. Таким образом, упал авторитет Мухаммада, так как все его последователи верили в легкую победу своего предводителя, но оказались разочарованы. В 4 суре даются некоторые наставления о джихаде и о некоторых принципах, по которым должен жить мусульманин. Так Мухаммад восстанавливает свое влияние и силу веры.

При написании данного анализа были использованы:

· Текст Корана в переводе И.Ю. Крачковского

· Толкование (тасфир) ас-Саади

· Ислам: энциклопедический словарь / Отв. сек. С.М. Прозоров. М., 1991.

2-ой источник. Коран. Сура 14 «Ибрахим» (Авраам)

Данный текст существует в рамках Ислама и является 14 мекканской сурой главной священной книги мусульман – Корана. Она состоит из 52 айатов (откровений).

В суре говорится о первом пророке Ибрахиме, который призывал людей к вере в единого Бога. Он просил своих сородичей поблагодарить Бога за его милости и принять правильную веру, которая противоречила вековым традициям.

Данная сура была написана Мухаммадом в Мекке.

Данный текст с точки зрения религиозной традиции, к которой он принадлежит, интерпретируется так: Всевышний сообщил, что ниспослал священную книгу, которая разъясняла новое учение. Далее говорится, что Бог проявил великую милость своим рабам: каждый посланный Аллахом проповедник проповедовал Ислам на языке этого народа. Так Аллахом был ниспослан Муса (Моисей). После Аллах предостерегает людей об участи народов, отвернувшись от Аллаха: так некоторые были записаны в Писании или преданы забвению. Но люди не хотели слушать пророков и продолжали поклоняться своим идолам. Но только благодаря Писанию люди могут узнавать истину и выходить на правильный путь.

В этой суре Мухаммад переосмысливает христианство и иудаизм и итог этого переосмысления как-бы переносит на территорию Аравии. Таким образом, он находит родоначальника Ислама в лице первого единоверца Ибрахима. Идея связи Ибрахима с Аравией не нова: его имя упоминается в доисламских стихах, арабских генеалогиях и североаривийских надписях.

Мухаммад использует этот миф для создания образа древней, но забытой религии. Так же Ибрахим стал и связующим звеном между исламом и аравийской традицией, как восстановитель аль Ка'бы и учредитель хаджжа. В его образе слились и общемонотеистические, и специфично аравийские черты ислама.

Скорее всего это переосмысление стало итогом длительной связи Мухаммада с иудейским общинами.

Образ Ибрахима послужил впоследствии одной из социально-психологических основ терпимого отношения к иудеям в мире средневекового Ислама.

При написании данного анализа были использованы:

· Текст Корана в переводе И.Ю. Крачковского

· Толкование (тасфир) ас-Саади

· Ислам: энциклопедический словарь / Отв. сек. С.М. Прозоров. М., 1991.

· Пиотровский М.Б., Коранические сказания. М., 1991.

3-ий источник. Коран. Сура 71 «Нух» (Ной)

Данный текст существует в рамках Ислама и является 71 мекканской сурой главной священной книги мусульман – Корана. Она состоит из 29 айатов (откровений).

Эта сура повествует о первом пророке Нухе, которому Всевышний поручает увещание своего народа о близком конце. Он просит людей просить прощения у Аллаха. Однако никто не внемлет его просьбам, за что народу уготовлено скорое наказание.

Данная сура была написана Мухаммадом в Мекке.

Данный текст с точки зрения религиозной традиции, к которой он принадлежит, интерпретируется так: Аллах в этой суре привел только одно повествование о Нухе, которое гласит о том, что Всевышний, стремясь оградить народ Нуха от грозящего им наказания, оправляет пророка с вестью о скором конце. Речи Нуха были ясны каждому: он говорил о милости Аллаха, о возможности просить его прощения, и, уверовав, получить его вознаграждение. Но люди отворачивались от Нуха и его наставления не имеют пользы. Поэтому пророк проклинает своих неверующих соплеменников, Аллах внимает его мольбе и устраивает потоп, который уничтожает всех кроме Нуха и верующих.

Нух — одна из наиболее важных фигур в системе мировой истории Корана. Образ Нуха имеет свое начало от библейского Ноя. Примечательно то, что в рамках повествования редко встречаются мифические мотивы связанные непосредственно с потопом. Большая часть внимания уделяется противоборству Нуха и народа, который отказывается принять новую религию. Доказано, что речи Нуха совпадают с проповедями Мухаммада, а неверный народ из мифа имеет множество параллелей с мекканцами. Таким образом, Мухаммад объявляет себя неким приемником Нуха, намекая мекканцам, что их может ожидать подобное же наказание за идолопоклонничество.

При написании данного анализа были использованы:

• Текст Корана в переводе И.Ю. Крачковского

• Толкование (тасфир) ас-Саади

• Ислам: энциклопедический словарь / Отв. сек. С.М. Прозоров. М., 1991.

• Пиотровский М.Б., Коранические сказания. М., 1991.

Наши рекомендации