Достоинства Абу Хурейры и остальных сподвижников пророка
АБУ ХУРЕЙРА — ХРАНИТЕЛЬ ИСЛАМСКИХ ПРЕДАНИЙ
Москва — 1997
Именем Аллаха Милостивого, Милосердного!
Свое имя — Абд ар-Рахман ибн Сахр — он получил от посланника Аллаха после принятия Ислама. В эпоху язычества его звали Абд Шамсом — “рабом солнца”. Родом он был из известного племени Даус аль-Азди из Йемена, которое существует и по наши дни.
Его семья прозвала его Абу Хурейрой — “владельцем котенка”. Однажды, когда он пас овец, он нашел дикую кошку с котятами. Ему очень понравились котята, и он взял нескольких из них и спрятал в рукаве. Когда он вернулся домой, его родственники услышали мяуканье и спросили: “Что это?” Он ответил: “Котята”. С того дня его и прозвали Абу Хурейрой.
Среди своего племени Абу Хурейра пользовался славой и авторитетом, которые достались ему от его дядь по отцу и по матери. Его дядя по отцу был эмиром своего племени, и после принятия им Ислама пророк оставил его на этой должности. Его дядя по матери был знаменитым героем и богатырем Дауса.
Внешний вид и характер
Абу Хурейра был темнокожим мужчиной, широкоплечим, с двумя косами. Между верхними резцами у него было небольшое расстояние. Он был мягким, жизнерадостным и веселым человеком, любил носить льняную одежду и черную чалму.
Принятие Ислама и переселение в Медину
Племя Даус было языческим и поклонялось идолам, как и все остальные арабские племена. Покровителем Дауса считался Зу-ль-Хулса — идол, которому поклонялись члены племени. Кромешный мрак язычества рассеялся с появлением призыва к единобожию, принесенного из Мекки ат-Туфейлем ибн Амром, — поэтом, знатным и очень гостеприимным человеком из племени Даус. Он принял Ислам в Мекке, когда встретился с посланником Аллаха, а затем вернулся к своему народу, призвав его к Исламу, и все они уверовали благодаря ему. Среди них был и Абу Хурейра. Позднее, незадолго до покорения Мекки, он переселился к посланнику Аллаха в Медину.
Тогда Абу Хурейра был еще молодым человеком, не достигшим тридцати лет, однако не следует удивляться, что он был сообразительным, имел живой ум, прекрасную память и крепкую веру. Они сформировались, пока он рос сиротой, опираясь только на самого себя. Его поразительная память была следствием аскетизма и отдаленности от мирских хлопот. Абу Хурейра говорил о себе: “Я вырос сиротой и совершил хиджру бедняком”.
Достоинства Абу Хурейры и остальных сподвижников пророка
Переселение Абу Хурейры к пророку и присоединение к его сподвижникам позволили ему достичь огромных заслуг и великого блага. Аллах даровал ему честь быть сподвижником
Своего посланника, и он заслужил вознаграждение, обещанное всем сподвижникам пророка. Всевышний Аллах сообщил об этом в Своем Откровении:
“Мухаммад — посланник Аллаха, и те, которые с ним, — яростны против неверных и милостивы между собой...”
(Священный Коран. Сура “аль-Фатх” (“Победа”) 48:29).
В одном из самых последних аятов Корана, ниспосланном о них, Всевышний сказал:
“Аллах принял покаяния пророка, мухаджиров (мусульман, переселившихся из Мекки. — Ред.) и ансаров (мединских мусульман. — Ред.), которые последовали за ним в трудный час...”
(Сура “ат-Тауба” (“Покаяние”) 9:117)
Абу Хурейра также является мухаджиром, совершившим переселение к посланнику Аллаха из родного Йемена.
Пророк сказал: “Не ругайте моих сподвижников. Если бы один из вас пожертвовал золото количеством с гору Ухуд, то это не сравнилось бы и с пригоршней, пожертвованной ими, и даже с ее половиной” (“аль-Джами’ ас-Сахих” (“Сборник достоверных хадисов”) имама аль-Бухари. Том 5, с. 10). Поэтому любовь к сподвижникам пророка, да будет доволен ими Аллах, и обращение к Аллаху с молитвой об их прощении относятся к основам чистого исламского вероубеждения. Ибн Аббас, двоюродный брат посланника Аллаха по отцу, сказал: “Не ругайте сподвижников Мухаммада, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, поскольку час их пребывания рядом с ним лучше, чем ваши старания в течение 40 лет” (“аль-Акида” (“Веро-убеждение”) имама ат-Тахави, с. 398).
Всевышний Аллах сказал:
“Те, которые пришли после них, говорят: “Господи, прости нам и братьям нашим, которые опередили нас в вере, и не утверждай в сердцах наших злобы к тем, которые уверовали! Господи наш, ведь Ты — Мягок, Милостив!”
(Сура “аль-Хашр” (“Собрание”) 59:10)
Таким образом, нам повелено только молить Аллаха о прощении для них. Всевышний Аллах также сказал:
“Так Мы сделали вас справедливой общиной, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы посланник был свидетелем относительно вас...”
(Сура “аль-Бакара” (“Корова”) 2:143)
Всевышний Аллах призвал нас придерживаться прямого пути, веры, знаний, братства, согласия и любви, которым следовали сподвижники, сказав:
“А кто станет противиться посланнику после того, как стал ему ясен прямой путь, и последует не по пути верующих, того Мы обратим к тому, к чему он сам обратился, и спалим его в геенне. Как скверно это пристанище!”
(Сура “ан-Ниса’” (“Женщины”) 4:115)
Имам ат-Тахави в своем труде об исламском вероубеждении, авторитет и достоверность которого признали ученые всех мазхабов, писал: “Мы любим сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, не проявляем чрезмерности в нашей любви к ним и не отрекаемся ни от одного из них. Мы не любим тех, кто ненавидит их или недостойно о них отзывается.
Говоря же о них, мы говорим только благое. Любовь к ним — это часть религии, веры и ихсана (высшей степени веры. — Прим. пер.), а ненависть к ним — прямая противоположность вышеупомянутому...” (“аль-Акида”, с. 396). Придерживаться этих убеждений обязан каждый мусульманин.
Посланник Аллаха обратился к Всевышнему с молитвой за племя Даус, сказав: “О Аллах! Наставь Даус на прямой путь и приведи их в Ислам!” Тогда Абу Хурейра уже был верующим, однако благословение молитвы пророка не миновало его. Об этом свидетельствуют слова посланника Аллаха, который подчеркнул превосходство мусульман Йемена, сказав: “Вера — из Йемена, и мудрость — из Йемена. К вам приехали жители Йемена с тонким умом и мягкими сердцами...” (аль-Бухари, 5/219).
Абу Хурейра и его мать были удостоены и особой молитвы посланника Аллаха. Он сказал: “О Аллах! Сделай этого Своего раба и его мать любимыми для Своих верующих рабов, и сделай верующих любимыми для них!” (“аль-Джами’ ас-Сахих” имама Муслима, 7/166). Поэтому любовь к Абу Хурейре и его матери является одним из признаков искренней веры.
Однако подлинные слава и заслуги нашли Абу Хурейру когда он поселился в ас-Суффе — тенистом месте во дворе мечети пророка в Медине. Обитателями ее были бедные мухаджиры, не имеющие никакого другого пристанища, помимо мечети. Их единственной заботой было изучение Корана и религии Аллаха.
Ас-Суффа была первой школой Ислама, а окрепших в ней верующих Аллах удостоил Своей похвалы в Священном Коране и повелел мусульманам быть добродетельными к ним:
“...Для бедных, которые терпят нужду на пути Аллаха; они не могут вести промыслов на земле. Незнающий почтет их, по скромности их, богатыми; ты узнаешь их по их признакам: они не просят докучливо...”
(Сура “аль-Бакара” (“Корова”) 2:273)
Аллах также повелел Своему посланнику держаться вместе с теми бедняками, единственной заботой которых было поклонение Аллаху и повиновение ему днем и ночью:
“Терпи душой с теми, которые взывают к своему Господу утром и вечером, стремясь к Его лику...”
(Сура “аль-Кахф” (“Пещера”) 18:28)