Поясните, почему правильное понимание учения о провидении должно привести христианина к более активной молитвенной жизни.

6. Какое влияние в целом оказало содержание этой главы на ваше представ-ление о Боге и на вашу оценку событий собственной жизни?

Специальные термины

Арминианство свобода воли

Вторичная причина свобода выбора

Выбор воли согласование

Добровольный выбор сохранение

Кальвинизм среднее знание

Первопричина управление

провидение установления Божьи
реформаты

Библиография

Соответствующие разделы в евангельских систематических богословиях

Англиканские (епископальные)

Litton, 76-90 1930 Thomas, 176-183

Арминианские (уэслианские или методистские)

Finney, 515-544

1875-1876 Pope, 1:437-456; 2:363-367, 386-390

1892-1894 Miley, 1:211-349; 2:271-308

1940 Wiley, 1:478-488

1983 Carter, 1:122-124, 130-133, 222-223

1983 Cottrell, 2:9-228, 265-333, 379-418

1987-1990 Oden, 1:270-316

Баптистские

1767 Gill, 1:247-251, 397-434

Boyce, 115-125, 217-230

Strong, 353-370, 410-443

Mullins, 265-276

1976-1983 Henry, 5:307-333; 6:455-491

Erickson, 345-364, 387-432

1987-1994 Lewis/Demarest, 2:291-335; 2:71-122

Диспенсационалистские

1947 Chafer, 1:225-259

Thiessen, 100-110, 119-132

Лютеранские

1917-1924 Pieper, 1:483-497

Mueller, 176-178, 189-195, 236-241

Реформатские (или пресвитерианские)

1559 Calvin, 1:197-237, 309-407 (1.16-18; 2.4-5)

1724-1758 Edwards, 1:3-93; 2:107-110, 525-543

Нерре, 133-189, 251-280

1871-1873 Hodge, 1:535-549, 575-616; 2:280-312

Dabney, 120-132, 221-223, 276-291

1887-1921 Warfield, SSW, 1:93-115; SSW, 2:411-447

1889 Shedd, 1:393-462, 527-533

1937-1966 Murray, CW, 3:161-167, 185-189; CW, 2:60-66

Berkhof, 100-108, 165-178

1962 Buswell, 1:163-176

7. Обновленческие (пятидесятнические и харизматические) 1988-1992 Williams, 1:117-140, 215-219

Соответствующие разделы в авторитетных римско-католических богословиях

1. Традиционные богословия
1955 Ott, 87-91

Написанные после II Ватиканского собора

McBrien (вопрос напрямую не рассматривается)

Другие работы

Basinger, Davin, and Randall Basinger, eds. Predestination and Free Will: Four Views of Divine Sovereignty and Human Freedom. Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1986.

Berkouwer, G. С. 77ге Providence of God. Trans, by Lewis B. Smedes. Grand Rapids: Eerdmans, 1952.

Cameron, N. M. de S. "Providence". In NDT, pp. 177-179.

Carson D. A. Divine Sovereignty and Human Responsibility: Biblical Perspective in Tension. New Foundations Theological Library. Atlanta: John Knox, and London: Marshall, Morgan and Scott, 1981.

Carson D. A. How Long, О Lord? Reflections on Suffering and Evil. Grand Rapids: Baker, and Leicester: Inter-Varsity Press, 1990.

Craig, William Lane. 77ге Only Wise God: The Compatibility of Divine Foreknowledge and Human Freedom. Grand Rapids: Baker, 1987.

Feinberg, John. 77;e Many Faces of Evil: Theological Systems and the Problem of Evil. Zondervan, 1994.

Flavel, John. The Mystery of Providence. Edinburgh and Carlisle, Pa.: Banner of Truth, 1976. Reprint of 1698 edition.

Helm, Paul. The Providence of God. Leicester and Downers Grove, 111.: InterVarsity Press, 1994.

Parker, Т. Н. L. "Providence of God". In EDT, pp. 890, 891. Pink, Arthur W. The Sovereignty of God. Grand Rapids: Baker, 1930. Warfield, В. B. Calvin and Calvinism. London and New York: Oxford University Press, 1931.

Отрывок для запоминания

Рим. 8:28:

Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все со-действует ко благу.

ГЛАВА 16

Чудеса

Что такое чудеса? Могут ли они происходить в наши дни?

ОБЪЯСНЕНИЕ И ОБОСНОВАНИЕ В ПИСАНИИ

Вопрос о чудесах тесно связан с вопросом о провидении, рассмотренным в предыдущей главе. Было показано, что Бог осуществляет исчерпывающий, непрерывный единодержавный контроль надо всеми аспектами творения. В настоящей главе вопрос о чудесах будет рассмотрен на основании учения о провидении.

А. Определение

Понятие «чудо» мы можем определить следующим образом: чудо — это менее частое действие Бога, которым Он вызывает страх и изумление в серд-цах людей и свидетельствует о Себе1. В этом определении за основу берется принятое нами понимание провидения Божьего, с помощью которого Бог со-храняет, контролирует все вещи и управляет ими. Если провидение мы трак-туем именно таким образом, то у нас отпадает необходимость в иных распро-страненных объяснениях или определениях чудес.

Например, одно из определений чуда звучиттак: «Прямое вмешательство Бога в дела мира». Однако в основе этого определения лежит деистический взгляд на отношение Бога к миру, в соответствии с которым мир существует сам по себе, а Бог лишь изредка вмешивается в ход событий. Это, безусловно, не библейская точка зрения. Библия говорит нам, что Бог делает так, что идет дождь (Мф. 5:45), что трава растет (Пс. 103:14) и что Он постоянно несет все словом Своей силы (Евр. 1:3). Другое определение чуда — это «Более прямая деятельность Бога в мире». Однако слова «более прямая» подразумевают, что обычные действия Бога не являются «прямыми», что тоже указывает на некую деистическую отстраненность Бога от мира.

י Это определение я взял из неопубликованных лекций Джона Фрейма (John Frame), профессора систематического богословия в Вестминстерской богословской семинарии.

Еще одно определение звучит так: «Действие Бога, при котором Он не ис-пользует средств для достижения желаемых Им результатов». Однако если мы говорим, что Бог действует, «не используя средств», то в Библии почти не оста-ется чудес, так как трудно представить себе чудо, свершившееся без каких-либо средств: например, при исцелении физические особенности больного, несомненно, участвуют в процессе выздоровления. Когда Иисус умножил количество хлебов и рыб, Он, по меньшей мере, использовал те хлеба и ту рыбу, которые имелись изначально. Когда Он превратил воду в вино, Он использо-вал воду, для того чтобы сделать из нее вино. Такое определение представляет-ся совершенно неубедительным2.

Еще одно определение чуда—это «исключение из законов природы» или «действие Бога, противоречащее законам природы». Однако выражение «за-коны природы» в обычном понимании подразумевает, что у всех существую-щих вещей есть определенные качества, «законы природы», которые действу-ют независимо от Бога, и что для совершения чуда Богу необходимо вмеши-ваться и «нарушать» эти законы3. Это определение также не согласуется с учением о провидении.

Другое определение чуда—это «событие, которое невозможно объяснить естественными причинами». Это определение неадекватно, поскольку: 1) в нем отсутствует Бог как сила, осуществляющая чудо; 2) в нем подразумевается, что Бог не использует естественных причин, когда действует необычным или поразительным образом, и, следовательно, Бог лишь изредка вмешивается в мир; 3) оно приводит к тому, что значительно меньшее число случаев следует признать чудесами. Например, часто ответ Бога на молитву поражает или изумляет молившегося, и все же появляется искушение объяснить это только естественными причинами, особенно если мы настроены скептически и от-казываемся видеть в событии десницу Божью.

2 Однако если чудо определяется как «деяние Бога, в котором не используются обыч-ные средства, ради возбуждения в людях страха и изумления», то такое определение очень близко к предложенному выше и согласуется с библейским учением о провидении (см.: L. Berkhof, Systematic Theology, pp. 176,177).

3 Если христиане понимают выражение «законы природы» в смысле просто пред-сказуемых моделей поведения, которое Бог предназначил для каждой сотворенной веши и поддерживает в ней, то такое определение приемлемо в гораздо большей степени, так как в этом случае учитывается провидение Божье.

Таким образом, самое первое определение, приведенное выше, где чудо определяется как менее часто встречающийся образ действий Бога в мире, кажется предпочтительным и в большей степени соответствующим библей-скому учению о провидении Божьем. В этом определении не говорится, что чудо — это иной тип действий Божьих, а утверждается, что это лишь менее распространенный тип действий Бога, который призван породить в людях изумление или страх; Бог таким образом дает о Себе свидетельство.

Библейская терминология чудес часто указывает на это представление о силе Божьей, приводящей людей в страх и изумление. Чаще всего использо-вались следующие выражения: 1) «знак» (евр. אות; греч. σεμειον) — слово, которое означает нечто, указывающее на что-то иное, в частности (в случае чудес) на деятельность и силу Бога; 2) «явление» (евр. מופת; греч. τέρας) — событие, которые вызывает сильное удивление людей4; и 3) «сила» (евр.גבורה: греч. δύναμις) — деяние, в котором явлена великая сила, в частности (в при-менении к чудесам) Божья сила5. Часто употребляли также выражение «зна-мения и чудеса» (Исх. 7:3; Втор. 6:22; Пс. 134:9; Деян. 4:30; 5:12; Рим. 15:19; и др.) и «знамения, чудеса и силы» (2 Кор. 12:12; Евр. 2:4).

Помимо значения самих слов, обозначающих чудеса, наше определение подтверждается и тем фактом, что чудеса в Писании действительно вызыва-ют страх и изумление и указывают на то, что здесь действует сила Божья. Библия часто говорит нам, что Сам Бог свершает «чудеса» или «знамения». В Пс. 135:4 говорится, что Бог «один творит чудеса великие» (ср.: Пс. 71:18). В песни Моисея говорится:

Кто, как Ты, 1Ъсподи,между богами? Кто, как Ты, величествен свято-стию, досточтим хвалами, творец чудес! (Исх. 15:11,курсив мой. — У. Г.).

Таким образом, чудесные знамения, свершенные Моисеем, когда его по-сох обратился в змею и вновь в посох или когда его рука покрылась проказой, а затем очистилась (Исх. 4:2—8), были призваны показать народу Израиль-скому, что Бог послал Моисея. Также и чудесные знамения, которые Бог свер-шил руками Моисея и Аарона, далеко превосходившие ложные чудеса или подражания знамениям, которые совершались магами при дворе фараона (Исх. 7:12; 8:18,19; 9:11), показывали, что израильский народ поклонялся единственному истинному Богу. Когда Илия вышел против священников Ва-ала на горе Кармил (3 Цар. 18:17—40), огонь, сошедший с неба, показал, что Господь — единый истинный Бог.

4 Реакция людей на чудеса в Евангелиях часто описывается глаголом θαυμάζω, «изу-миться, поразиться».

5 Подробный анализ новозаветной лексики, обозначающей чудеса, см.: W. Mundle, О. Hofius, and С. Brown, "Miracle, Wonder, Sign", NIDNTT 2:620-635.

Если мы принимаем определение, в котором говорится, что чудо — это «менее частое действие Бога, которым Он вызывает страх и изумление в серд-цах людей и свидетельствует о Себе», то нам следует определить также, какие явления следует считать чудесными. Конечно, мы с полным правом можем назвать воплощение Иисуса как богочеловека и Его воскресение из мертвых самыми важными чудесами в истории. Такие события исхода, как переход Красного моря и падение Иерихона, были значительными чудесами. Те случаи, когда Иисус исцелял, очищал прокаженных и изгонял бесов, также, не-сомненно, были чудесами (см.: Мф. 11:4,5; Лк. 4:36—41; Ин. 2:23; 4:54; 6:2; 20:30,31).

Однако можем ли мы считать необычные ответы на наши молитвы чудом? Судя по всему, да, если они достаточно значимы, вызывают страх и изумление людей и видимым образом являют действие силы Божьей: ответ на молитву Илии отом, чтобы Бог послал огонь с небес, был чудом (3 Цар. 18:24, 36:38), как и ответ на молитву о том, чтобы сын вдовы вернулся к жизни (3 Цар. 17:21), или о том, чтобы дождь прекратился, а затем начался вновь (3 Цар. 17:1; 18:41 —45 и Иак. 5:17,18). В Новом Завете освобождение Петра из темницы, как ответ на молитву церкви, несомненно было чудом (Деян. 12:5—17; отметим также молитву Павла об отце Публия, Деян. 28:8). Однако, должно быть, существо-вали чудеса и менее драматичного характера, чем названные выше, так как Иисус исцелил много сотен людей, «больныхразличными болезнями» (Лк. 4:40). К Павлу приходили «прочие на острове, имевшие болезни» (Деян. 28:9).

С другой стороны, христиане ежедневно видят ответы на свои молитвы, и нам не следует размывать данное нами определение, называя чудом каждый ответ на наши молитвы. Однако если ответ на молитву настолько значим, что знающие об этом событии люди изумляются и признают необычное действие силы Божьей, то такое событие, судя по всему, уместно назвать чудом6. Это не противоречит нашему определению. В пользу такой точки зрения свиде-тельствуют и библейские данные о том, что деяния Божьи, вызывавшие изум-ление и страх, люди называли чудесами (греч. δύναμις)7.

6 Кто-то предпочтет большую сдержанность в определении чуда, обозначая этим термином, напр., лишь события, которые никоим образом не могли бы иметь место обычными средствами, которые засвидетельствованы большим количеством людей и задокументированы независимыми наблюдателями. В этом случае чудес получает-ся гораздо меньше, особенно в скептически настроенном обществе. Однако подоб-ное определение не соответствует многому из того, что Павел имел в виду, когда го-ворил о чудесах в церквах в Коринфе (1 Кор. 12:10,28,29) и в Галатии (Гал. 3:5), и мешает христианину распознать в себе дар чудотворения, если этот дар действитель-но присутствует. (Конечно, христиане, придерживающиеся такого ограничительного определения, благодарят Бога и за те ответы на их молитвы, которые они не называ-ют чудесами.)

7 Это определение не теряет своей значимости просто из-за того, что одно и то же событие одни назовут чудом, а другие — обычным явлением, так как человеческая оценка событий зависит от того, насколько близки люди были к происшедшему, какова их сис-тема мировосприятия, христиане они или нет.

Однако, вне зависимости от того, какое определение чуда мы принимаем, все согласятся с тем, что Бог действительно свершает некие действия в ответ на наши молитвы — обычным порядком или в определенной степени неорди-нарно. Важно помнить об этом и благодарить за это Бога, не пропуская такие события и не рассуждая слишком длинно о «естественных причинах» там, где на самом деле Бог действовал в ответ на молитву верующего. Мы должны следить за тем, чтобы рассказ об ответе на молитву не обрастал преувеличен-ными деталями, но мы не должны впадать и в другую крайность, отказываясь благодарить Бога за то, что Он для нас сделал.

Наши рекомендации