Внимательно следит за всем, что влияет на их становление

Сознательная мусульманка, всегда внимательно следит добрым материнским взглядом за своими детьми и видит все их увлечения, склонности и забавы. Она знает, что они читают и пишут, кто у них друзья, где они проводят и чем заполняют свой досуг. При этом дети совсем не ощущают какого-либо «контро­ля» за собой. Все может случиться. У детей может произойти, что называется, отклонение от нормы в чем-либо: во взглядах на окружающую действительность, склонностях и увлечениях, круге чтения, любимых занятиях во внеучебное время. Ребенок может завести нехорошего товарища или посещать явно нежела­тельные места. У него появилась вредная привычка, например, курение или еще что-либо подобное этому. Он увлекся играми, которые могут быть предосудительными или запрещенными и наказуемыми. Те и другие противоречат нравственным требова­ниям, предъявляемым к мусульманину. Они приучают бессмыс­ленно «убивать время» и растрачивать энергию, приучают юно­шу и девушку к пустому время провождению, прививают вкус к ничтожным развлечениям. Мать, заметив нечто подобное у сво­их детей, сразу же делает все возможное, чтобы устранить такое отклонение, вернуть сына или дочь на прямой путь. При этом действует решительно, но мудро, и с мягкостью. Она показыва­ет, как надо идти истинным путем, с большим тактом, ненавяз­чиво, осторожно и настойчиво убеждая в своей правоте. Все это она делает более умело, чем отец. И это вполне понятно. Ведь она ближе к детям и проводит с ними больше времени. Их души для матери всегда более открыты, и они больше делятся о своих делах с ней, чем с отцом. Отсюда явствует, какая большая ответ­ственность ложится на плечи матери за то, чтобы воспитывать детей в праведном, благочестивом духе, сформировать их как носителей личностных качеств, которые в полной мере соответ­ствовали бы принципам, нормам и духовным ценностям ислама.

Каждый ребенок, появившись на свет, несет в себе врож­денное предрасположение к вере Аллаха, к исламу. Но бывает так, что родители обращают его в иудейство или христианство или огнепоклонство, как говорится в достоверном хадисе, пере­данном аль-Бухари.

Для родителей не секрет, что в высшей степени важно с момента рождения и до достижения совершеннолетия способст­вовать правильному развитию интеллекта своего дитя, умению самому доходить до здравого смысла, формированию его как личности, умению заниматься самовоспитанием. Для этого ро­дители должны искать и использовать такие педагогические приемы и методы, которые были бы наиболее эффективны кон­кретно к каждому ребенку с учетом особенностей его характера и других качеств.

Представим себе, что ребенок увлекся чтением книг. Здесь очень важно, какая это будет книга. Надо незаметно помочь, подсказать, как «выйти» на такую книгу. А книга эта должна быть такой, которая развивает ум, формирует необходимые нравственные качества, побуждает к совершению похвальных поступков, прививает светлые идеалы. А то ведь есть и книги, которые медленно, но верно губят разум,

развращают душу, га­сят порывы к совершению добрых дел.

Увлечения, то, что мы называем «хобби», должны быть та­кими, которые развивают в душе начала добра, зажигают в серд­цах огоньки истины, прививают вкус ко всему здоровому, насто­ящему.

С кем дружить? Дружить надо с тем, кто поведет тебя в рай, а не в ад. Нередко бывает, что друг увел своих товарищей на скользкий путь бед и несчастий. А матери и отцы допустили это.Так произошло потому, что не придавали значения выбору товарищей и друзей, были беспечны в этом вопросе и в конеч­ном итоге упустили своих детей. В связи с этим нельзя не вспом­нить, как мудро звучит сказанное поэтом Аадийем ибн Зайд аль-Ибади о друге и товарище:

Когда будешь среди людей,

Следуй их выбору.

Не следуй за гибельным:

Сам погибнешь с погибающим.

Не спрашивай о человеке, а спрашивай о друге.

Каждый друг подражает

Своему другу.

Мать всегда внимательно смотрит на своих сыновей. Вос­питывая и наставляя их, она всегда замечает, как на него влияют книги и товарищи, увлечения, школа, учителя. Какое воздейст­вие оказывают они на формирование их личностных качеств, развитие их интеллекта, духовного мира и мировоззрения. Вме­шивается она лишь при необходимости, видя не только негатив­ное, но и позитивное. Когда нужно, она прибегает к помощи со стороны отца. Подбирает мудрые, эффективные способы воз­действия, которые обеспечивают успех процессу воспитания и устраняют препятствия, болезненные явления и негативную ре­акцию.

Есть очень и очень много семей, где именно матери при­надлежит огромная заслуга в том, что дети получили очень хо­рошее воспитание. В этих семьях проницательная мать глубоко осознала свою ответственность перед детьми за их воспитание и выполнила свой долг перед ними наилучшим образом, вырас­тила детей, которые платят добром родителям и обществу.

В то же время есть много таких семей, которые потерпели фиаско в воспитании детей. В таких семьях мать не понимала своей ответственности перед детьми, не заботилась о них. И они стали для родителей и общества неминуемым злом, постоянной мукой. Поэтому хочется еще раз подчеркнуть, что дети никогда не станут злом, если родители, особенно мать, хорошо понима­ют свою ответственность перед ними и выполняют свой роди­тельский долг наилучшим образом.

Сознательная мусульманская женщина всячески стремит­ся к тому, чтобы заложить в душах своих детей высокие нравст­венные качества как любовь к ближнему, родственные чувства, благосклонность и сострадание к слабому, уважение к старше­му, милосердие к младшему, удовлетворение от свершения доб­рого дела, готовность помочь словом и делом, верность данному слову, честность и беспристрастность в суждении и решении.

Для этого используются самые умные и тонкие приемы -ссылка на любимого героя, разговор по душам на равных, доб­рожелательность, умение одобрить и поощрить, сочувствие, мягкость, не переходящая в слабость, и строгость, не переходя­щая в резкость, ненавязчивая проверка исполнения, умение не замечать отдельные упущения и промахи без ущерба для дела воспитания. В результате этого дети вырастают благоразумны­ми, сознательными, идущими по правильному пути, со зрелым мышлением, благочестивыми, исполнительными, верными дан­ному слову, благонравными, подготовленными к созиданию в различных областях жизни. И неудивительно, что воспитание, которое осуществляет мусульманская мать, приносит свои пло­ды. Поистине, она - первая школа, где воспитываются народы, она - первый профессор, который обучает своих талантливых учеников, которые развивают дальше цивилизацию.

Отношение к снохе и зятю

Наши рекомендации