Что ни жертвуете из своего добра, жертвуете вы для самих себя, ибо жертвуете лишь потому, что
усиленно домогаетесь снискать благоволение Аллаха. Что ни пожертвуете из своего добра, вам за то будет заплачено сполна и вы не будете обижены». (2; 272)
Она постигла также ту истину, что если не убережет себя от скряжничества и всецело посвятит себя накопительству и наращиванию богатства, то это будет губительно для ее имущества: оно будет убывать и рассеиваться. Это было подчеркнуто посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Для рабов Аллаха настанет день, когда спустятся два ангела. Один скажет: «О Аллах, дай жертвующему», которому будет восполнено. А другой скажет: «О Аллах, не дай скупому», у которого все пропадет».
Всевышний Аллах сказал: «Человек, жертвуй из своего имущества, и на тебя будет пожертвовано».
Для праведной мусульманки является истиной, что, жертвуя из своего имущества на пути Аллаха, она нисколько не уменьшает это имущество. Напротив, она его умножает, наращивает и заслуживает Его благословения, ибо именно так подчеркивал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Милостыня не уменьшает имущества».
Она убеждена, что пожертвованное ею из своего имущества на пути Аллаха в действительности остается. Такое расходование записывается в Книгу ее добрых дел. А все остальное преходяще. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, обращал внимание мусульман и мусульманок на высокий смысл и огромное значение щедрости, жертвования, великодушия. Так, например, он спросил госпожу Аишу, да будет доволен ею Аллах, о том, что осталось от барана, принесенного в жертву. Она ответила: «Ничего не осталось, кроме плечной лопатки». Он поправил ее: «Все осталось, кроме плечной лопатки».
Вот почему мусульманская женщина, хорошо знающая предписания своего вероучения, спешит, услышав соответствующий призыв проявить щедрость, сделать дар из того, что имеется у нее.
В истории ислама золотыми буквами записаны прекрасные примеры щедрости и великодушия духовных матерей мусульман и других женщин рассвета ислама. Так, например, духовная мать мусульман госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, пожертвовала сумму, предназначенную для починки её одежды.
Ибн аз-Зубайр послал ей деньги в двух мешочках из парчи. В них было сто тысяч. Она тут же стала раздавать бедным людям. Когда наступил вечер, велела служанке принести еду. А перед этим по привычке постилась. Служанка обратилась к ней: «О Духовная мать мусульман! Разве ты не могла купить мяса на один дирхем?» Она ответила: «Не сердитесь на меня. Если бы вы раньше сказали мне об этом, то я сделала бы».
Ее сестра Асмаа была не менее щедрой и великодушной. Абдалла ибн аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Я не видел двух таких щедрых и великодушных женщин, как Аиша и Асмаа. Причем это проявлялось у них по-разному. Аиша сначала собирала, накапливала, а потом сразу все раздавала. Асмаа же ничего не собирала, не откладывала «на потом».
Духовная мать мусульман Зайнаб бинт Дахш обладала самой щедрой рукой. Об этом говорила Аиша, да будет доволен ею Аллах. Омар ибн аль-Хаттаб, да будет над ним благоволение Аллаха, послал Зайнаб дар. Когда это было внесено к ней, она сказала: «Да простит Аллах Омара. Мои сестры более достойны этого чем я». Ей сказали: «Это все тебе». Она ответила: «Хвала Аллаху! Высыпьте и накройте плащем». Затем сказала Бирзе бинт Рафии, которая, кстати, рассказала об этой истории: «Сунь под плащ руку, возьми содержимое в кулак и иди к таким-то и таким-то (из числа ее родственников и сирот)». Бирза сказала: «Да простит тебя Аллах, о Духовная мать мусульман! Но ведь и нам из этого положено». Она ответила: «А вам - все, остальное». А осталось там всего 85 дирхемов.
Ибн Саад вспоминает, что Зайнаб принесли деньги, но она раздала их среди родственников и нуждающихся полностью. Об этом стало известно Омару, да будет над ним благоволение Аллаха. Он сказал: «Я хотел оказать ей добро». Он остановился у двери ее дома, приветствовал ее и сказал: «Мне стало известно, что ты все раздала». Он послал ей еще тысячу дирхемов, чтобы она сберегла их себе. Но она поступила с ними так же, как и раньше - не оставила себе ни дирхема, ни динара.
История сохранила также память еще об одной женщине из числа щедрых и великодушных. Это Скинна бинт аль-Хусайн. То, что было у нес - она даровала. Когда не было денег, она снимала со своего запястья украшение и отдавала ищущим пропитания и неимущим.
Другой пример - Аатикя бинт Йазид ибн Муавия. Она пожертвовала свое имущество в пользу нуждающимся из семейства Абу Суфйана.
Еще один пример - Умм аль-Банин, сестра Омара ибн Абдаль-Азиза. Она была само олицетворение благородства и великодушия. Она говорила: «У каждого человека есть сильное желание, страсть. У меня это проявляется в дарении». Каждую неделю даровала свободу одному невольнику и давала ему лошадь. Она говорила: «Тьфу скряжничеству! Если бы оно было рубашкой, я не одела бы его. Если бы оно было дорогой, я не пошла бы по такой дороге».
Еще пример - Зубайда, жена халифа Харуна ар-Рашида. Она организовала рытье канала для воды для жителей Мекки и паломников. Канал этот связал источники воды и места, где собирается дождевая вода. Он был назван «источник Зубайды» и по праву в то время считался чудом света. Когда ее казначей сказал, что расходы на это великое сооружение слишком велики, последовала ее крылатая фраза: «Делай, если даже удар топора будет стоить динар».
Если приводить все примеры великодушия и щедрости, которые проявили женщины в нашей истории, то нам потребуется очень много страниц. Достаточно отметить, что такие образцы щедрости мусульманки показывали и показывают всегда - от начала исламского призыва и вплоть до наших дней. На всем протяжении истории, во всех частях исламского мира мусульманка ясно и заметно являла свое присутствие, в том числе благодеянием и щедростью. Это находило свое выражение в имуществах, завещанных на благотворительные цели, в великолепных благодеяниях, например, строительстве школ, мечетей, больниц и в других делах благочестия, благотворительности и совершенствования искренности веры. Благодеянию исламских женщин обязаны своим появлением очень нужные для многих общественные сооружения. Они щедро снабжали строительство благотворительных объектов, столь полезных для мусульман и мусульманок. Выявляли места распространения нужды, лишений, несчастья, страданий, утешали сирот, смягчали муки несчастного, развевали печаль огорченных, восстанавливали разрушенное.
Истинная мусульманка не относится пренебрежительно к садаке, если она даже и небольшая по размеру. Доброхотное даяние делается в соответствии с возможностями. Она уверена, что ей будет вознаграждение Аллаха, Всемогущ Он и Всеславен, как бы даяние не было малым по размеру, ибо знает о сказанном Всевышним: «Аллах возлагает на душу только посильное»,
и сказанное Его посланником: «Уберегайся от адского огня, хотя бы и половиной финика».
Мусульманская женщина делает подаяние из еды, имеющейся в ее доме, из денег своего мужа, когда видит его одобрение на садаку и дарение. За пожертвование ей будет награда. Награда будет и ее мужу за то, что он заработал и приобрел, и тому казначею, о котором говорилось выше. Об этом говорилось во многих хадисах, переданных аль-Бухари, Муслимом и другими. Вот один из них: «Когда женщина жертвует из еды, имеющейся в ее доме. За это ей будет вознаграждение. Награда будет и ее мужу, за то, что заработал и приобрел и такая же казначею. И награда кому-либо из них не уменьшит награду другому».
Ислам призывает, чтобы мусульмане и мусульманки были созидающими личностями, делали добро, оказывали помощь в соответствии со своими возможностями другим членам общества, чтобы их добро всегда щедро сыпалось на ищущих пропитание, бедных и несчастных. Ислам убедил их в том, что жертвование - доброе дело, как подчеркивал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в хадисе, который мы приводили выше.
Ислам открыл перед мужчинами и женщинами, богатыми и бедными настежь двери для благодеяния и вменил в обязанность всем, кто произнес два свидетельства, делать добро, что было названо садакой (доброхотным даянием). Благодаря этому бедный не будет чувствовать себя отстраненным от участия в добродеяниях общества из-за отсутствия у него достатка. Садака, как специфичная форма благодеяния, предоставляет ему возможность такого участия. Ведь каждое доброе дело и всякое благодеяние и есть садака. За которое бедному будет вознаграждение так же, как богатому будет награда за пожертвование из
своего имущества.
Ислам реально обеспечил участие всех членов общества в сотворении добра, в постоянном строительстве общества, в котором он живет, в его развитии и совершенствовании. Тем самым он вселил в сердца всех граждан спокойствие, доверие, уверенность, радость. Такое участие дает человеку почувствовать и осознать свою человечность, сохранять свое достоинство, постоянно ощущать свою ответственность в этой жизни и обеспечить себе вознаграждение в будущей.
Великодушная, благородная мусульманка делает жертвования для тех слоев бедных и неимущих, которые скромны и не пристают с просьбами. Из-за их скромности люди даже могут считать их вполне обеспеченными. Это именно таким надо делать жертвования, оказывать помощь, окружать их заботой и
вниманием.
Истинная мусульманка заботится о сиротах и по мере своих возможностей жертвует на них. Если она обладает большим достатком, то тратится на них, интересуется их делами, занимается их воспитанием. Она поступает так, ибо знает, что ее пожертвования высоко ценятся Аллахом и что Он приготовил для заботящегося о сироте почетное место. Предоставил ему место в раю по соседству с посланником, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, как об этом сообщил сам благородный посланник: «Я и заботящийся о сироте - будем в раю». И показал указательным и средним пальцем с небольшим промежутком между ними.
Истинная мусульманка делает пожертвование вдовам и несчастным. Ислам всегда побуждал оказывать благодеяние таким людям, подчеркивая, что в таком случае будет щедрая награда, подобная той, которая дается за соблюдение поста или за постоянство благодеяний: «Заботящийся о вдове и заботящийся о несчастном приравнивается проводящему ночь в молитве и не остывающему в своем рвении, соблюдающему пост».
Благодеяние по отношению к вдове и жалкому, несчастному человеку, а также забота о сироте считается достойнейшими делами, наиболее благородными, гуманными поступками, которые характерны для личности мусульманской женщины, придают ей еще больше мягкости, человечности, воспитанности и благородства.