Молитесь за что-то определенное

Принципы молитвы

Составитель и редактор Луис Гиффорд Паркхерст младший

Чарльз. Г. Финней

Посвящается

Патрисии Анне, Джонатану Эдварду и Катрин Элизабет, которые обогащают мою жизнь каждым своим словом и поступком.

***

ЧАРЛЬЗ Г. ФИННЕЙ был самым выдающимся американским евангелистом. Более полумиллиона человек были обращены к Богу за время его служения в век, когда еще не существовало ни технических средств для передачи звука, ни средств массовой коммуникации как способов передачи информации. Профессор Гарвардского университета Пэрри Миллер утверждал, что «Финней вывел Америку из восемнадцатого века». Как богослов он наиболее известен своими трудами «Лекции о пробуждении» и «Систематическое богословие».

ЛУИС ГИФФОРД ПАРКХЕРСТ (МЛАДШИЙ) является пасто­ром пресвитерианской церкви в Камберленде. Он имеет звания Бакалавра гуманитарных наук, Магистра гуманитарных наук и Магистра прав от Университета Оклахомы, а также степень Ма­гистра Богословия от Богословской семинарии Принстона. Он опубликовал более тридцати книг как на английском, так и на других языках, включая серию «Принципов» Финнея. Женат, отец двоих детей.

Содержание

Предисловие

Превозмогающая молитва

День 1: Истина и молитва

День 2: Молитесь за что-то определенное

День 3: Молитесь по воле Бога

День 4: Молитесь с покорностью Божьей воле

День 5: Молитесь с надлежащим желанием

День 6: Молитесь с правильными побуждениями

День 7: Стойте в молитве с Духом Святым

День 8: Молитесь часто, отвергаясь греха во имя Христа

День 9: Молитесь в вере

День 10: Зачем Богу нужно наше сильное желание

День 11: Молитва приносит единство и благословение

День 12: Следуйте водительству Святого Духа

Молитва веры

День 13: Чему верить, когда молитесь

День 14: Молитесь о Божьих обетованиях

День 15: Молитесь о реченном через пророков

День 16: Молитесь, когда все признаки указывают

на благословение

День 17: Молитвы веры получают просимое

День 18: Как молиться молитвой веры

День 19: Посвятите Богу всю свою жизнь

Дух молитвы

День 20: Почему мы нуждаемся в Святом Духе

День 21: Святой Дух и Писание

День 22: Святой Дух и спасение

День 23: Святой Дух и промысел Божий

День 24: Как различить Святой Дух

День 25: Святой Дух просвещает наш разум

День 26: Как получить прикосновение Духа

День 27: Молитва и церковь

Исполняйтесь Духом

День 28: Вы можете и должны иметь Дух

День 29: Что не дает вам исполняться Духом?

День 30: Последствия исполнения Духом

День 31: Святой Дух и конфликт

День 32: Состояние служителей

День 33: Благословения от исполнения Духом

День 34: Последствия духовной пустоты

День 35: Необходимость Божьего действия

День 36: Истинное христианство

Собрание для молитвы

День 37: Цель общей молитвы

День 38: Как проводить общую молитву

День 39: Препятствия в общей молитве

День 40: Необходимость общей молитвы

Приложение: Принципы, рожденные молитвой

Предисловие

Почему каждому христианину обязательно нужно овладеть принципами молитвы Чарльза Финнея? Потому что каждый христианин нуждается в принципах, которые соответствуют чистому учению Писания, которые здравы и разумны и под­тверждены жизнью. Благодаря этим принципам, миллионы людей получили благословение, еще больше было приведено к Спасителю, и совершен огромный труд для Его Царства. В своих воспоминаниях Финней писал, что находясь в посто­янных попытках пробудить христиан он, обращаясь к ним, «не уставал объяснять им, что Бог ответит на молитву немедленно, если они только выполнят те условия, на которых Он обещал отвечать на молитву, и особенно если они будут верить, т.е. ожидать, что Он ответит на их просьбы» (Чарльз Ж. Финней. «Автобиография»).

Когда христианин приведет свою веру в Господа в состояние, описанное в этой книге, он будет получать ответ от Бога на каж­дую молитву. Сами финнеевские принципы молитвы родились от усиленного молитвенного труда, и в приложении к этой книге приведен ряд великих примеров действия молитвы в Америке и Англии.

Я подготовил эту книгу к публикации потому, что уверен, что освященные временем Финнеевские принципы преобразят жиз­ни тех, кто ищет надежный путеводитель к христианской молит­ве. Эти принципы способны также преобразить любую церковь, если им начнут следовать один или несколько ее членов. Чарльз Финней владел Божьим словом и применял принципы действен­ной молитвы ко всему, о чем ни начинал молиться. Божье слово и молитва откроют перед каждым христианином сегодня двери к полезному для Царства Божьего служению точно так же, как они сделали это и для Финнея, и для христиан, которые содейст­вовали его труду. Финней преклонялся пред авторитетом Писа­ния, поскольку был убежден в его истинности, в том, что оно способно изменять жизнь и что оно - самое настоящее Слово от Бога. Поэтому Финней принял Писание как Божественную исти­ну для всей своей жизни, в том числе и для своего исследования молитвы. Он позволил Богу руководить им и в молитве говорить к нему. Благодаря своей благочестивой и святой жизни Финней стал одним из наиболее эффективных соработников Бога девят­надцатого века. Его влияние ощущается и сегодня благодаря до­ступно и детально изложенным христианским принципам молит­вы, которые он нам оставил.

Долгое время Финнеевские принципы молитвы оставались неизвестными, упрятанные в его массивном труде «Лекции о пробуждениях веры». Только немногие в двадцатом столетии осмелились углубиться и овладеть этой книгой во всей ее пол­ноте. Иные пробегали по его страницам из чисто исторического интереса, а многие так и не заметили поистине воспитательной ценности мыслей Финнея о молитве. Когда Финней, будучи уже в более зрелом возрасте, внес в свои «Лекции» некоторые из­менения, опубликовав их под названием «Раздумья о пробуж­дении», но в отношении молитвы он своих мыслей не изменил.

Более того, он сказал, что в этих лекциях ему следовало бы уделить больше внимания роли Святого Духа в деле обращения грешников; другими словами, он сожалел, что недостаточно под­черкнул необходимость выполнения условий молитвы и усердия в молитвенной практике. Все полезные дополнения по поводу молитвы, которые он сделал по ходу авторской редакции своих «Лекций», были включены в этот том. Финней применял свои принципы верно, последовательно и успешно на всем протяже­нии своей жизни и своего служения. Теперь впервые они стали легкодоступными в формате небольшой брошюры, удобной для тех, кто стремится распространять любовь и славу Божьего Царства, постепенно приходя в зрелый христианский возраст.

Принципы Финнея сведены к сорока коротким рассуждени­ям, чтобы облегчить их изучение и овладение ими. Книгу эту дней. Прочтите одно рассуждение, поразмышляйте над ним, попытайтесь применять его в своей жизни, и молитесь о нем и в процессе его. Каждое такое рассуждение заканчивается коротенькой молитвой, которую я написал, чтобы попытаться как можно более кратко передать ту истину, которая открылась мне при чтении Финнея, и выразить признательность Богу за то, что принципы Финнея Он использовал для того, чтобы вывести меня из моего собственного состояния невежества и теплоты пред Богом. Я верю, что последовательное применение этих принципов молитвы изменит и вашу жизнь, но я еще и еще раз подчеркиваю, что они не окажут сколько-нибудь длительного воздействия на вашу жизнь, если вы не будете стараться еже­дневно изучать каждый из них, рассуждать над ним и молитвой закреплять во время вашего уединенного чтения Писания. Подобно тому, как Иаков боролся с Ангелом и превозмог, так и мы должны «бороться» с этими принципами; учась превозмогать у Бога.

Напоследок, мне хотелось бы выразить свою признательность Дэйву Бэрчу младшему, который по завершении евангелизаци- онного тура с международной организацией «Молодежь с Мис­сией» познакомил меня с произведениями и теологией Чарльза Г. Финнея, чем значительно обогатил истиной мое служение. Да будет его собственное служение и дальше получать благосло­вение от нашего Господа как следствие применения им этих принципов молитвы.

Я должен также поблагодарить Гарри Конна за его дружбу и за его лекции, в которых он так эффективно применяет прин­ципы Финнея к современной жизни. Я хочу поблагодарить мис­тера Клайда Нили из организации «Мужчины для Миссии» за то, что он отыскал те книги Финнея, которые я включил в библио­графию. Эта книга никогда не была бы завершена, а моя писа­тельская карьера никогда бы не началась, если бы я не получал поддержки и помощи от моей жены, Патрисии Энн, - всегдаш­ней верной помощницы в моем служении. За консультации по техническим вопросам я хочу поблагодарить моего друга Джека Кея, основателя и заслуженного библиотекаря Клиники Майо. Я хочу поблагодарить тех, кто был для меня примером в молит­ве - моих отца и мать, а также моего друга и партнера в молит­ве - недавно умершего Ноуэлла Херцога.

Чтобы узнать больше о Чарльзе Г. Финнее и молитве, посе­тите сайт www.parkhurstgroup.net. Через Интернет мы, моля­щиеся христиане, можем соединиться в молитве с христианами всего мира.

можно прочесть быстро, - за один-два присеста, но будет намно­го больше пользы, если ежедневно читать по одному рассужде­нию и упражняться в молитве по поводу его, на протяжении всех сорока

С благодарением Богу,

Л. Г. Паркхерст, младший

Превозмогающая молитва

Превозмогающая, или действенная молитва - это молитва, которая добивается искомого благословения. Это та молитва, которая действительно трогает Бога. Сама идея действенной молитвы заключается в том, что она оказывает влияние на свой предмет.

- День 1 -

Истина и молитва

Есть два вида воздействия, без которых невозможно начать пробуждение: первое - воздействие на людей, второе - воздействие на Бога. Истина употребляется, чтобы воздействовать на людей, а молитва употребляется, чтобы тронуть Бога. Когда я говорю «тронуть» Бога, я не хочу этим сказать, что молитвой можно изменить Божье намерение, или что ею можно изменить Его волю или характер. Но молитва производит в нас такую перемену, которая дает Богу возможность действовать, не противореча Своему сердцу (не идя против Самого Себя), что было бы невозможно, если бы такой перемены в нас не было. Когда кается грешник, то эта перемена в его жизни делает его прощение правильным в глазах Бога. Бог всегда был готов прощать на этом условии, так что, когда грешник меняет состояние своего сердца и кается, - Богу не нужно менять состояние Своего сердца, чтобы помиловать его. Именно покаяние грешника делает пра-вильным Его прощение и служит веским основанием для Бога действовать так, как Он действует в этом случае, так что, когда христиане возносят действенную молитву, само состояние их сердца таково, что Бог считает правильным ответить им. Он никогда не удерживал Свое благословение, и всегда рад был

посылать его, но только в том случае, если люди каялись и возносили именно ту молитву, какую нужно.

Сама по себе истина без Божьего Духа никогда не произведет действия, а Дух дается в ответ на молитву. Порой случается так, что те, кто наиболее вовлечен в служение истины, - далеко не самые ревностные молитвенники. Это всегда прискорбно. Ибо, до тех пор, пока отсутствует дух молитвы, истина сама по себе не даст ничего, а только ожесточит людей в нераскаянии. Вероятно, только в День Суда люди обнаружат, что посредством одной лишь проповеди истины, какой бы ревностной она ни была, никогда ничего не достигалось, что результат бывал лишь там, где проповедь истины была сопряжена с духом молитвы.

Другие впадают в противоположное заблуждение. Нельзя сказать, что они придают слишком большое значение молитве, но они упускают из виду тот факт, что молитву, саму по себе, можно возносить вечно, и при этом никогда не иметь никакого результата. Одним лишь непосредственным прикасанием Святого Духа грешников не обратить, это возможно через истину, используемую как средство обращения. Ожидать обращения грешников посредством одной лишь молитвы без применения истины - искушать Бога.

О, Боже, пошли Своего Духа Святого в мою жизнь; чтобы я мог быть изменен, чтобы я мог соответствовать Твоей воле. Утверди меня в истине через Благую Весть Твоего Сына. Надели меня истинной любовью к грешникам, чтобы у меня было желание нести их в своих молитвах и делиться со всяким из них истиной. Аминь.

- День 2 -

Молитесь за что-то определенное

Многие люди удаляются в уединенную комнату для молитвы просто потому, что «они должны произнести свои молитвы». Просто подошло время для их ежедневного ритуала молитвенного уединения - это может быть утром, в полдень или в любое другое время дня. Но вместо того, чтобы говорить о чем-то конкретном, о чем-то, что лежит у них на сердце, они падают на колени и молятся о том, что только ни придет им в это время в голову, и когда закончат, то с трудом могут вспомнить хотя бы слово из того, что наговорили. Это не действенная молитва. Что бы мы подумали о том, кто задумал бы воздействовать на законодательное собрание, основываясь на такой цепи рассуждений: «Сейчас зима, законодательное собрание проводит сессии, а значит, уже можно направлять ходатайства», - и пошел бы в собрание, и начал бомбардировать его своими ходатайствами без какой бы то ни было определенной цели? Думаете, подобные прошения имели бы какое-нибудь воздействие на законодательное собрание?

Человек должен иметь в уме определенную цель. Он не может эффективно молиться за множество вещей сразу. Разум человека устроен так, что он не может сосредоточить свое внимание на многих, вещах одновременно. Все примеры эффективной молитвы, записанные в Библии, сосредоточены на чем-то одном. Возьмите любой из них, когда благословение, которого так чаяли, было получено, вы обнаружите, что эта молитва была молитвой с конкретной целью.

Дорогой Небесный Отец, когда я молюсь Тебе, мои мысли так сильно блуждают, мое внимание рассеивается, и я быстро отвлекаюсь на другие предметы. Закрепи в моей памяти тех людей, события или вещи, за которые я должен молиться. Помоги мне сосредоточить и утвердить мой разум на чем-то одном, чтобы он не блуждал и не отвлекался на другое, чтобы мне совершить через молитву хотя бы что-то для Твоей славы. Аминь.

- День 3 -

Молитесь по воле Бога

Молиться за то, что противоположно открытой воле Бога - иску­шать Бога. Есть три пути, которыми людям открывается Божья воля, чтобы руководить ими в их молитве.

Первый: она может открываться через четкие обетования или пророчества из Библии о том, что Он даст, или же совершит что- то; через обетования в отношении конкретных обстоятельств или через выраженные в общих словах, чтобы мы могли приме­нись их к конкретным ситуациям. Например, есть такое обето­вание: «...всё, чего ни будете просить в молитве, верьте, что полу­чите, - и будет вам» (Марка 11:24).

Порой Бог открывает Свою волю через Свое провидение. Ког­да Он открывает, что скоро будет иметь место такое-то собы­тие, - это такое же откровение, как если бы Он записал его в Своем Слове. Невозможно в Библии дать откровение обо всем, но тем, кто имеет дар духовного видения, Бог часто дает понять, что в Его воле - дать такие-то благословения.

А иногда Его воля открывается посредством Его Духа. Когда Божьи люди теряются в догадках, за что. молиться, чтобы это было согласно Его воле, Его Дух научает их. Там, где нет кон­кретного откровения, и мы не знаем, за что молиться, как долж­но, - нам прямо сказано, что «также и Дух подкрепляет нас в немощах наших» и «Сам Дух ходатайствует за нас воздыхания­ми неизреченными» (Римлянам 8:26). Мысль здесь выражена настолько ясно, как если бы это прозвучало гласом с Небес, а именно, что Дух Божий помогает людям Божьим молиться в согласии с волей Бога, когда сами они не знают, о чем им должно молиться. «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией» (Римлянам 8:27); и Он побуждает христиан молиться именно за то, «воздыханиями неизреченными». Когда же ни Слово, ни от­кровение не дают возможности им понять, о чем молиться, тогда пусть они «исполняются Духом», как Бог повелевает им. Он го­ворит: «Исполняйтесь Духом» (Ефесянам 5:18). И Он будет на­правлять их мысли к тому, что Бог желает даровать.

Дорогой Бог, я признаю, что довольно часто не знаю, как мне нужно молиться, поспешно переходя с одной темы на другую, как будто кто-то меня гонит. Помоги мне больше углубляться в Писание, чтобы я мог исполь­зовать то, чему научаюсь, в моих молитвах. Помоги мне быть более восприимчивым к духовной стороне окружающей меня жизни, чтобы я мог молиться со­гласно Твоей воле. Благослови меня быть более чутким к движениям Твоего Духа, когда Он движется внутри меня, чтобы я мог молиться, о чем бы Ты ни пожелал. Аминь.

- День 4 -

Наши рекомендации