Исследование четвертое: Осторожность в такфире определенной личности.
Из предшествующего утверждения того, что большой куфр бывает словом, делом, убеждением и оставлением. А также, что в него входят: мольба, обращенная к мертвым, жертвоприношение не для Аллаха, бросание экземпляра Корана в грязное место, убежденность в дозволенности прелюбодеяния и вина и другие куфриятские слова и дела. Из всего этого не вытекает, что делается такфир определенной личности только на основании того, что эта личность совершила эти дела. Напротив, необходимо, чтобы осуществились условия такфира и были устранены его препятствия. Потому что эта личность может быть оправдана ошибкой, невежеством или принуждением.
Мы не будем здесь подробно объяснять правила такфира, его условия и препятствия, так как об этом написано много книг[152]. Однако мы хотим обратить внимание на две вещи:
Первая: Нужно проявлять осторожность и не торопиться выносить хукм на определенную личность, так как она может быть оправданной по какой-либо причине. Поэтому сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «Они не размышляли над тем, что у такфира есть условия и препятствия, которые могут и не сойтись в определенной личности. И над тем, что обобщенный такфир не обязывает к личностному такфиру, если только не осуществятся условия и не исчезнут препятствия. Разъясняет это тот факт, что имам Ахмад и многие другие имамы, которые обобщенно заявили о куфре, не делали личностный такфир многим, кто произносил эти слова» (маджму фатава 12/487.).
Также он сказал: «Основа в этом вопросе, когда какое-либо выражение является куфром, опираясь на Коран, Сунну и иджма’, про которое сказано: «При произнесении - оно куфр», как на это указали шариатские доказательства. Основа заключается в том, что Иман из таких положений, которые принимаются от Аллаха и Его посланника и в нем не выносят решение люди, основываясь на свои предположения и страсти. И не является обязательным выносить постановление на каждого человека, сказавшего эти слова, что он кафир до тех пор, пока не утвердятся в нем условия такфира и не исчезнут его препятствия. Подобно тому, кто сказал, что вино и ростовщичество дозволены, по причине его недавнего вхождения в Ислам или потому что он вырос в далекой (от Ислама) местности. Или человек слышал какие-либо слова и отверг их, не будучи убежденным, что они из Корана или что они из хадисов Посланника Аллаха ﷺ» (маджму фатава 35/165).
Также он, да помилует его Аллах, сказал: «Правильное мнение в этом вопросе это то, что какое-либо слово может быть куфром, наподобие высказываний джахмитов, сказавших, что Аллах не разговаривает или что Его не увидят на том свете. Однако от некоторых людей может скрыться, что это куфр. Поэтому говорится, что тот, кто произносит определенные слова, становится кафиром, подобно сказанному саляфами: «Тот, кто сказал, что Коран сотворен, тот кафир» или «Тот, кто говорит, что Аллаха не увидят в той жизни, такой кафир», однако не становится кафиром определенная личность до тех пор, пока над ней не установится довод, как уже предшествовало. Наподобие того, кто отрицал обязательность молитвы и закята или посчитал дозволенным вино и прелюбодеяние, неправильно истолковав все это. Воистину, выявление этих дел среди мусульман более велико, чем выявление тех (имеется в виду высказывания джахмитов). Поэтому, если не выносится постановление о куфре ошибающегося или истолковавшего в этих вопросах, кроме как после разъяснения ему и призыва его к покаянию, как сделали сподвижники по отношению к группе, дозволившей вино, то в других вопросах тем более» (маджму фатава 7/619).
Также он сказал: «Поэтому имамы единогласны в том, что если кто-либо вырос в далекой от людей знания и Имана местности или недавно вошел в Ислам и отрицал что-либо из явных положений мутаваттир, то не выносится постановление о его куфре до тех пор, пока он не узнает то, с чем пришел Посланник» (маджму аль фатава 11/407).
Сказал шейх аль-Ислам Мухаммад бин ‘Абд ль-Уаххаб, да помилует его Аллах: «Человек, над которым не установлен довод – это тот, кто недавно принял Ислам или вырос в далекой (от Ислама) местности, или это касается скрытых (тонких) вопросов, подобно вопросу «сарфа и ‘атфа». Такие люди не становятся кафирами, пока не узнают Истину. А что касается основ Религии и ее положений, которые разъяснил Аллах в Своей Книге, то относительно них доводом Аллаха является Коран. До кого он дошел, того достиг довод. Но основа вашей проблемы это то, что вы не различаете между установлением довода и пониманием довода» («ад-Дурар ас-Сания», 10/434).
Вторая: Хотим обратить внимание на огромную ошибку, в которую попали некоторые люди, разговаривающие о правилах такфира. А это то, что они полагают, что страсть или желание мирского является одним из препятствий такфира. Также они полагают, что человек не становится кафиром, кроме как, если намеревался совершить куфр или был убежден в нем, или раскрыл для него грудь.
Под этим они подразумевают, что если кто-либо совершил или произнес куфр преднамеренно, зная, что это куфр, а потом заявил, что он не желал куфра, но желал только угоды страсти или достижения чего-либо из мирских благ, то такой у них не становится кафиром.
Это явное заблуждение, противоречащее тому, на что указали Коран и Сунна во многих местах. Воистину, Всевышний Аллах разъяснил, что из причин куфра и вероотступничества желание мирских благ и любовь к ним. Как же после этого кто-либо может делать это препятствиями такфира?
1. Сказал Всевышний Аллах: «Гнев Аллаха падет на тех, кто проявил куфр в Аллаха после того, как был верующим, не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения. Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующих людей» («Пчелы»,106-1070.
2. Также Он Всевышний сказал: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверными после того, как уверовали». Если мы простим некоторых из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали преступниками» (9:65-66).
Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «Кафир может знать о наличии этого вреда, однако любовь к мирской жизни толкает его к куфру. Разъясняют это слова Всевышнего: «Гнев Аллаха падет на тех, кто проявил куфр в Аллаха после того, как был верующим, не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения. Это, потому что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверующих людей. Аллах запечатал их сердца, слух и зрение. Они и есть беспечные невежды. Несомненно, в Последней жизни они окажутся потерпевшими убыток» («Пчелы», 106-109). Всевышний Аллах упомянул куфр в Аллаха после веры в Него, а также упомянул Свою угрозу о наказании в Последней жизни, потом сказал: «Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни». Всевышний разъяснил, что они заслужили угрозу именно по этой причине. Всевышний Аллах, Свят Он, сделал любовь к мирской жизни больше, чем к Последней именно той основой, которая приводит к убытку. Любовь к мирской жизни больше чем к Последней может быть со знанием и признанием того, что куфр принесет вред в Последней жизни и что ему не будет там никакого удела» (маджму аль фатава 7/559.).
Некоторые люди не поняли смысл слов Всевышнего Аллаха: «…а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия». Они подумали, что это условие такфира и что обязательно нужно знать, что имел в виду говорящий, желал ли он куфра или он желал имущества и денег. В аяте нет того смысла, к которому они склонились, напротив, это ограничение только при такфире принужденного. Потому принужденный не становится кафиром при принуждении, если сам не раскрыл грудь для куфра. А каждый, кто добровольно произнес слова куфра, тот сам раскрыл грудь для неверия.
Разъяснил шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, этот вопрос полным разъяснением во многих местах своих книг. Он, да помилует его Аллах, сказал: «Тот, кто произнес своим языком слова куфра преднамеренно, без принуждения, зная, что эти слова - куфр, такой человек по причине этого становится кафиром внешне и внутренне. И не дозволяется говорить, что может быть этот говорящий внутри является верующим. Кто говорит подобное, тот вылетел из Ислама. Сказал Всевышний Аллах: «Гнев Аллаха падет на тех, кто проявил куфр в Аллаха после того, как был верующим, не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения».
Известно, что тут говорится не только о куфре в убеждениях, так как никто не может быть принужден к куфру в убеждениях. Также тут не говорится о том, кто сказал слова куфра и был убежден в них. Потому что из этой ситуации был исключен только принужденный, а он не может быть принужден к словам и убеждениям совместно. Но человек может быть принужден только к словам. Отсюда становится ясным, что имеется в виду: «Тот, кто произнесет слова куфра, на того падет гнев Аллаха и ему уготованы великие мучения, кроме тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера. Однако, тот из принужденных, кто открыл грудь для неверия, также является кафиром». Поэтому каждый, кто произнес слова куфра, является кафиром, кроме тех, кто был принужден, сказав своим языком слова куфра, но в его сердце покоилась твердая вера. Сказал Всевышний об издевающихся (над Религией): «Не извиняйтесь. Вы стали неверующими после того, как уверовали». Разъяснил Всевышний, что они стали кафирами по причине слов вместе с тем, что они не были убеждены в том, что говорили. Это обширный раздел и разъясняется он тем, что уже предшествовало, а это – тасдык сердца препятствует желанию говорить или делать что-либо неуважительное и пренебрежительное. Также он обязывает к любви и возвеличиванию» («ас-Сорим Маслюль», 32/975).
Также он, да помилует его Аллах, сказал: «Если будет сказано: «Но ведь сказал Всевышний: «…а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия»», - то на это будет отвечено следующее. Это соответствует началу аята, то есть тот, кто совершит куфр без принуждения, такой человек сам раскрыл грудь для неверия. А если это не так, то начало аята будет противоречить концу. Если бы в аяте подразумевался тот, кто совершил куфр, раскрыв грудь для неверия, не находясь в состоянии принуждения, то не исключался бы из этой ситуации только принужденный. Напротив, было бы обязательным исключить принужденного и непринужденного, если они не раскрыли грудь для неверия. Если человек добровольно произнес слова куфра, то тем самым он сам раскрыл для них грудь и это куфр. На это указали слова Всевышнего: «Лицемеры опасаются, что будет ниспослана сура, которая поведает о том, что в их сердцах. Скажи: «Насмехайтесь! Аллах непременно выведет наружу то, чего вы опасаетесь». Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись». Скажи: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его Посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверными после того, как уверовали». Если Мы простим некоторым из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали преступниками» (9:64-66). Всевышний сообщил, что они стали кафирами после того, как были верующими. Вместе с тем, что они сказали: «Мы произнесли слова куфра, не будучи убежденными в них, напротив мы только болтали и шутили». Всевышний разъяснил, что издевательство над аятами Аллаха является куфром и что подобное исходит только от тех, кто раскрыл грудь для этих слов. Если бы у них в сердце была вера, то она бы воспрепятствовала им говорить подобные слова» (маджму аль фатава 7/220).
Также он сказал: «Также Всевышний исключил из числа кафиров принужденного. Если бы куфр ограничивался только на такзибе сердца и незнании (Аллаха) в сердце, то не был бы исключен принужденный, так как принудить в подобных делах невозможно. Становится ясным, что произнесение слов куфра является куфром, кроме ситуации принуждения. Слова Всевышнего: «а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия», то есть предпочел мирскую жизнь Последней. Из этого же раздела слова пророка ﷺ: «Будет просыпаться человек верующим, а вечером становиться кафиром. И будет вечером верующим, а утром становиться кафиром. Он будет продавать свою Религию за кусок мирских благ» (Муслим, 118).
Этот аят был ниспослан относительно ‘Аммара бин Ясира, Биляля бин Раббаха и подобных им из числа слабых верующих, когда многобожники принуждали их поругать пророка ﷺ и к другим словам куфра. Среди них были те, кто подчинился в этом только своим языком, как ‘Аммар, а также те, кто терпел, подобно Билялю. Никого из них не принуждали к противоположному тому, что у них в сердце, но их принуждали только к произнесению. Тот человек, который произнес слова куфра без принуждения, он говорил их только потому, что его сердце было раскрытым по отношению к этим словам» (маджму аль фатава 7/560).
Отсюда стало ясным, что раскрытие груди для куфра, по отношению к тому, кто добровольно произнес слова куфра, является неразлучным состоянием для этого говорящего, но не как не условием или ограничением в такфире.
Из тонкого понимания шейх аль-Ислама Мухаммада бин ‘Абд аль-Уаххаба то, что он закончил свое послание «Отведение сомнений» упоминанием двух аятов из сур «Пчелы» и «Покаяние». Он, да помилует его Аллах, сказал: «Однако ты должен понять два аята из Книги Аллаха: первый аят – это слова Всевышнего: «Не извиняйтесь. Вы стали неверными после того, как уверовали». Если случилось так, что некоторые сподвижники, воевавшие с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, против римлян стали кафирами по причине слов, которые они сказали, шутя и забавляясь, то для тебя должно быть ясным, что тот, кто говорит или делает куфр, боясь потери имущества или своего поста, или заискивая перед кем-либо, намного хуже того, кто произнес слова куфра в шутку.
Второй аят – это слова Всевышнего: «Гнев Аллаха падет на тех, кто проявил куфр в Аллаха после того, как был верующим, не на тех, кто был принужден к этому, тогда как в его сердце покоилась твердая вера, а на тех, кто сам раскрыл грудь для неверия. Им уготованы великие мучения. Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни. Воистину, Аллах не ведет прямым путем неверных». Из всех этих людей Аллах оправдал только тех, кто был принужден и его сердце было спокойно на вере. А все другие становятся кафирами после того, как были верующими. Все равно сделал ли он это из-за страха, заискивания, имущества или из-за патриотизма к своей родине, семье или роду, или он сделал это в шутку, не желая чего-либо вышеперечисленного. Исключением является только принужденный.
Аят указывает на этот смысл с двух сторон:
Первая: слова Всевышнего: «Не на тех, кто был принужден к этому».Всевышний Аллах исключил только принужденного. Известно, что человека возможно принудить только к словам или делам. А что касается убеждений сердца, то невозможно никого принудить к ним.
Вторая: слова Всевышнего: «Это потому, что они предпочли мирскую жизнь Последней жизни».Всевышний Аллах ясно заявил, что куфр и наказание не были по причине убеждений, невежества, ненависти к Религии и любви к куфру. Но причиной всего этого было только то, что у этого человека был удел из мирских благ, который он предпочел над Религией» («Отведение сомнений» из «аль-Джами’ аль-фарид», стр.277).
Сказал шейх Солих аль-Фаузан, комментируя и разъясняя этот вопрос: «В общем, тот, кто произносит слова куфра, находится в одном из пяти состоянии:
Первое состояние: Этот человек убежден в этих словах своим сердцем. Относительно куфра этого человека нет сомнений.
Второе состояние: Человек не был убежден в них в своем сердце, а также не был принужден. Но он сказал эти слова, желая мирских благ или заискивая перед людьми, или соглашаясь с ними. Такой человек является кафиром по указанию аята: «Это потому, что они предпочли мирскую жизнь последней жизни».
Третье состояние: Человек совершил куфр и ширк, соглашаясь с неверными, но он не любит куфр и не убежден в нем своим сердцем. Однако он сделал его, чтобы сберечь свое имущество или из солидарности к своей стране или родственникам.
Четвертое состояние: Человек сделал это в шутку, играя, как это произошло с вышеупомянутыми людьми. Такой человек будет кафиром по указанию этого благородного аята.
Пятое состояние: Человек совершил это под принуждением, не имея права выбора, а его сердце было спокойно на вере. Этому человеку дозволено совершить это, чтобы оттолкнуть принуждение.
А что касается предыдущих четырех состояний, то люди, попавшие в них, становятся кафирами, как на это указали аяты.
Вышеупомянутые слова являются опровержением тем, кто говорит: «Воистину, не выносится постановление о куфре человека даже, если он сказал слова куфра или совершил действия куфра, до тех пор, пока не будет известно то, что у него в сердце». Эти слова являются лживыми, противоречащими текстам. И подобные слова являются словами заблудших мурджиитов» (шарх кашф аш-шубухат Солих аль-Фаузан, стр. 122).
Также он сказал: «Это указывает на ложность высказываний говорящих: «Воистину, тот, кто говорит слова куфра или совершает его, не становится кафиром до тех пор, пока не будет убежден в своем сердце о том, что говорит или делает». А также тех, кто говорит: «Воистину, невежда полностью оправдан даже, если он мог узнать и спросить». Это высказывание вышло от тех, кого причисляют к знанию и хадису в наше время» (шарх кашф аш-шубухат Солих аль-Фаузан, стр. 55).
Сказал шейх Хамд бин Али бин Атик, опровергая одного из противоречащих: «А что касается его выхода из того, с чем Аллах послал Своего посланника из Книги и Сунны, а также из того, на чем были сподвижники и те, кто после них из обладателей знания, то это по причине Его слов: ««Кто сам раскрыл грудь для неверия», то есть раскрыл свою грудь и расширил, и отступил от религии и стал доволен куфром. Мы исповедуем нашу религию, делая такфир такому человеку». Это его выражение. Его смысл заключается в том, что каждый, кто сказал слова куфра или совершил его, не становится кафиром. Но у него становится кафиром только тот, кто раскроет и расширит грудь для куфра. Это противоречит здравому разуму и достоверным передачам и это следование не по пути верующих. Воистину, Книга Аллаха, Сунна Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и единогласие Уммы сошлись на том, что не обуславливается в том, кто сказал слова куфра, или сделал куфр, чтобы он раскрыл грудь для него. И нет в этих делах исключения никому, кроме принужденного. А что касается подобного понимания для раскрытия груди для куфра, то есть раскрыл свою грудь и расширил и стал доволен куфром, то сделавший такое является кафиром, врагом Аллаха и Его посланника даже, если он ничего не произнес своим языком и ничего не сделал своими органами. Это является известным, так как на это указали Книга, Сунна и единогласие Уммы. Мы разъясним это с нескольких сторон…»(«…Защита Ахлю Сунны и их последователей», стр.20)[153].
Пришло о причине ниспослания аята из суры «Покаяние», то, что привели Ибн Джарир, Ибн Абу Хатим, Абу аш-Шейх и Ибн Мирдавейхи от Абдуллы бин Умара, да будет доволен ими Аллах, сказавшего: «Один человек сказал в собрании в походе на Табук: «Мы не видели более прожорливых, лживых и трусливых, чем эти наши чтецы». Сказал один человек, присутствовавший в собрании: «Ты лжешь, и ты мунафик. Я обязательно сообщу об этом посланнику Аллаха ﷺ». Эта весть дошла до пророка ﷺ и был ниспослан аят Корана. Сказал Абдулла бин Умар: «И я видел этого человека, повисшим на подпругах верблюдицы посланника Аллаха ﷺ и камни царапали его, а он говорил: «О, посланник Аллаха! Мы только болтали и шутили». А посланник Аллаха говорил: «Неужели вы насмехались над Аллахом, Его аятами и Его посланником? Не извиняйтесь. Вы стали неверными после того, как уверовали» (Тафсир Ибн Джарир, 6/408; Ибн Касир, 2/483).
Следует знать также, что эти издевающиеся, которые стали кафирами после своего Имана, до этого происшествия не были кафирами и лицемерами, как склонились к этому толкованию некоторые. Правильным мнением является то, что они были мусульманами со слабым Иманом, который не воспрепятствовал им сказать эти слова и по причине их они стали кафирами.
Разъяснил Аллах, что их куфр был по причине этих слов, а не чего-либо другого. И Он не опроверг их заявления о том, что они шутили и не желали куфра. Разъясняя это сказал шейх аль-Ислам:
«Слова тех, кто говорит о подобных аятах, что эти люди стали кафирами после своего Имана по причине своего языка вместе с тем, что куфр, во - первых, был у них в сердце, не являются правильными. Потому что Иман, проявляемый на языке вместе с куфром в сердце, соединен с этим куфром. Поэтому не говорится о подобных людях: «Вы стали кафирами после вашего Имана», так как они в таком случае не переставали бы быть кафирами на момент произнесения ими слов куфра. А если в аятах подразумевается следующий смысл: «Вы выявили куфр после того, как выявили Иман», то ведь они выявили его не для всех людей, а только для своих близких. И они по отношению к своим близким продолжали оставаться в таком положении. Напротив, когда они совершили лицемерие (сказав эти слова) и стали остерегаться того, что будет ниспослана сура, которая разъяснит то, что в их сердцах из лицемерия и издевательств, тогда они стали кафирами после своего Имана. Это выражение из аята не указывает на то, что они до этого были лицемерами. Ведь сказал Всевышний Аллах: «О, пророк! Борись с неверующими и лицемерами и будь суров к ним. Их пристанищем будет Геена. Как же скверно это место прибытия! Они клянутся Аллахом, что ничего не говорили, а ведь они произнесли слово неверия и стали неверующими после того, как были мусульманами. Они задумали совершить то, что им не удалось совершить. Они мстят только за то, что Аллах и Его Посланник обогатили их из Его щедрот. Если они раскаются, то так будет лучше для них. А если они откажутся, то Аллах подвергнет их мучительным страданиям в этом мире и в Последней жизни» (9:73-74). Здесь Всевышний сказал: «стали неверующими после того, как были мусульманами».Этот Ислам может быть подобным Исламу бедуинов[154]. Тогда Его слова «после того, как вы были верующими» равны словам «после того как были мусульманами». Но может быть так, что они уже были лицемерами. Поэтому у них не было такого состояния, в котором у них было что-либо из Имана, потому что они выявили свои куфр и вероотступничество. Поэтому Всевышний призвал их к покаянию, сказав: «Если они раскаются, то так будет лучше для них. А если они откажутся…»от покаяния после раскаяния «то Аллах подвергнет их мучительным страданиям в этом мире и в Последней жизни». Это сказано только касательно того, кто выявил куфр, и посланник боролся с ним, устанавливая ему воздаяние и наказание. Поэтому Он упомянул эти аяты после своих слов:«Борись с неверующими и лицемерами и будь суров к ним». По этой же причине в конце этих аятов Он сказал: «Нет у них на земле ни покровителя, ни помощника».
Эта категория людей, которые стали кафирами после своего Ислама не является теми, кто стали кафирами после своего Имана. Потому что те[155] поклялись Аллахом, что ничего не говорили, но ведь они[156] сказали слова куфра по причине которых они стали кафирами после своего Ислама. Также они задумали совершить то, что им не удалось совершить. Это указывает на то, что они стремились достичь желаемого, но не смогли. Ведь Всевышний не сказал: «Они задумали совершить то, чего не сделали», но сказал: «что им не удалось совершить». Значит, от них вышли слова и дела. Сказал Всевышний: «Если ты их спросишь, они непременно скажут: «Мы только болтали и забавлялись»».То есть они[157] признались и извинялись. И поэтому было сказано: «Не извиняйтесь! Вы стали неверующими после того, как уверовали». Если мы простим некоторым из вас, то непременно подвергнем мучениям остальных за то, что они стали преступниками».Это указывает на то, что они не думали, что они совершили куфр, напротив, они полагали, что это не является куфром. И Аллах разъяснил, что издевательство над Аллахом, Его аятами и Его посланником является куфром, по причине которого, совершающий его, становится кафиром после Имана. Это указало на то, что у них был слабый Иман. После чего они совершили этот харам, зная, что это харам, но не полагая, что это куфр. Но он оказался куфром по причине которого они стали кафирами. Но они не были убеждены в его дозволенности» (7/272).
Сказал шейх Сулейман бин Сахман, да помилует его Аллах: «А что касается его слов: «Также как кафир может стать верующим только добровольно выбрав Иман, точно также верующий не может стать кафиром, если он не желал куфра и не избрал его. На это есть единогласие». На них будет отвечено: «Да! Кафир может стать верующим только добровольно избрав Иман. А что касается обратного, то прибегаем к Аллаху от этого. Это ложный и отвергаемый кыяс. А упомянутое единогласие противоречит Книге Аллаха и Сунне Его посланника. Так как те люди, которые сказали: «Не видели мы более прожорливых, лживых и трусливых, чем эти наши чтецы (Корана)», подразумевая посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует и его сподвижников чтецов, сказали эти слова, не желая куфра и не избрав его. Но они сказали это, только шутя и забавляясь. Это дошло до посланника Аллаха ﷺ он как раз был на своей верблюдице, продолжая путь. Человек, сказавший эти слова, сказал ему: «О, посланник Аллаха, мы только шутили и забавлялись. Мы разговаривали, чтобы скоротать время и путь». А пророк ﷺ: «Разве не над Аллахом, Его аятами и Его посланником вы издевались?..»Эта история учит человека, чтобы он был осторожным. Так как в ней разъясняется, что человек может стать кафиром по причине произнесенных им слов или по причине каких-либо действий. А самое опасное из всего этого – это желание сердец, потому что они безбрежное море. Также эта история учит тому, что нужно бояться большого лицемерия. Всевышний Аллах утвердил для этих людей Иман до сказанных ими слов» («аль-Асинна аль-хидая фи радд шубухат Аляви хаддад», шейх Сулейман бин Сахман, стр. 161).
Стало понятно, что эти издевающиеся люди сказали слова, в правильности и дозволенности которых они не были убеждены. Также они не считали их куфром, но знали, что это запрещенное поведение. Это четкое указание на то, что не обуславливается быть убежденным в куфре или желать его. Напротив, тот, кто сказал или совершил куфр осознанно без принуждения, является кафиром. Даже если он заявляет, что он не желал куфра, а желал только мирских благ. Более того, именно мирские блага являются причиной куфра многих из тех, кто знает о правдивости Посланника и убеждены в том, что все, с чем он пришел, является Истиной.
Поэтому, утверждено у обладателей знания, что шутящий куфром становится кафиром, несмотря на его заявления, что он не был убежден в куфре и не желал его, даже, если он будет правдив в своих заявлениях. Понимание этого вопроса в том, что уже предшествовало, а это Иман, находящийся в сердце, препятствует произнесению слов куфра[158]. Сказал шейх Солих аль-Фаузан, комментируя слова шейха аль-Ислама Мухаммада бин Абд аль-Уаххаба, да помилует его Аллах: «Нет разницы во всех этих действиях, выводящих из Ислама между шутящим, серьезным и опасающимся, исключением является только принужденный». «Нет разницы в этих десяти вещах, выводящих из Ислама, между серьезным человеком, который подразумевал то, что сказал или сделал, и шутящим, который не подразумевал этого, но он делал это только в шутку. И в этом заключается ответ мурджиитам, которые говорят: «Человек не становится кафиром, пока не будет убежден в этом в своем сердце» («шарх ар-Расаиль», стр.286).
Ведь разъяснил шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, что в подобной ситуации описание «шутящий» недействительно со стороны Шариата, поэтому слова куфра приводят к своим последствиям. Он, да помилует его Аллах, сказал: «Из того, что приближает к пониманию этого вопроса - это то, что если человек произнес слова куфра или Имана, подразумевая под ними не их смысл[159], то его куфр утвердится, а Иман - нет. Воистину, мунафик подразумевал под словами Имана (когда выявил его) только мирские блага, но не истинный смысл этих слов, поэтому его Иман не достоверен. А если человек произнесет слова куфра для достижения мирских благ, не будучи убежденным в их смысле, то утвердится его куфр внутренне и внешне. Это потому, что рабам приказано произносить слова Имана, будучи убежденными в их смысле. Также им приказано не произносить слова куфра или лжи всерьез или в шутку. Поэтому, если кто-либо произнесет слова куфра или лжи всерьез или в шутку, то он станет кафиром или лжецом по-настоящему, так как шутить подобными словами не дозволено, по причине запретности этого, поэтому описание «шутящий» недействительно со стороны Шариата. И слова куфра приводят к своим последствиям» (маджму аль фатава 6/175).
3. Сунна также указала на то, на что указал Коран. Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «13-я Сунна – это то, что мы привели из хадиса Абу аль-Косима Абдуллы бин Мухаммада аль-Багави: рассказал Яхъя бин Абд аль-Хамид аль-Хаммани от Али бин Мусаххара от Солиха бин Хаййана от Ибн Бурейды от его отца, сказавшего: «Пришел человек к людям, живущим на краю Медины и сказал им: «Воистину, посланник Аллаха ﷺ приказал мне, чтобы я судил между вами, по своему мнению, то есть касательно вашего имущества и т.п.». После этого он стал жить с одной женщиной, к которой он сватался во времена джахилии, но ее племя отказало ему. Это племя послало к посланнику Аллаха ﷺ посланца, чтобы сообщить ему обо всем. Когда он узнал об этом, он сказал: «Солгал враг Аллаха» и послал человека, которому приказал: «Если ты встретишь его живым, то убей его, а если ты найдешь его мертвым, то сожги его». Посланец отправился туда и нашел его мертвым по причине отравления, после чего он сжег его тело. После этого сказал посланник Аллаха ﷺ: «Кто преднамеренно солгал на меня, пусть приготовит себе место в Огне»».
Также этот хадис передал Абу Ахмад бин Адии в своей книге «аль-Камиль», сказав: «Передал Хасан бин Мухаммад бин Анбар от Хаджаджа бин Юсуфа аш-Шаира от Закарии бин Адиййя от Али бин Мусаххара от Солиха бин Хаййяна от Ибн Бурейды от его отца, сказавшего: «Район племени Бану Лейс находился на расстоянии двух миль от Медины. Один человек во времена джахилии сватался к одной из женщин этого племени, но они не выдали ее. Потом он пришел к ним в одеянии и сказал: «Воистину, посланник Аллаха ﷺ одел меня в это одеяние и приказал мне, чтобы я судил между вами касательно вашего имущества и крови». После этого он поселился у той женщины, которую он любил. Это племя послало к посланнику Аллаха ﷺ посланца, чтобы сообщить ему обо всем. Когда он узнал об этом, он сказал: «Солгал враг Аллаха» и послал человека, которому приказал: «Если ты встретишь его живым, но я не думаю, что встретишь его живым, то отруби ему голову. А если ты найдешь его мертвым, то сожги его». Передатчик сказал: «Таковы слова посланника Аллаха ﷺ: «Кто преднамеренно солгал на меня, пусть приготовит себе место в Огне». Этот иснад достоверный на условиях сахиха, и мы не знаем ему слабости» («ас-Сорим Маслюль», 2/325).
В конце этого своего высказывания шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах, сказал: «Потом в этом хадисе не было упомянуто, что этот мужчина подразумевал оскорбление и унижение в адрес пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Но под своей ложью на него этот человек подразумевал только достижения своей страсти. Таково положение каждого, кто преднамеренно возвел на него, да благословит его Аллах и приветствует, ложь. Так как он подразумевал только достижения корыстных целей, но не подразумевал издевательства над пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Корыстные цели, в основном, это имущество или почет. Также аль-Мутанабби[160], если и не желал просто заблуждения, то тогда только желал достичь главенства и величия или же он желал явных страстей. В общем, тот человек, который произнес или совершил куфр, становится кафиром по причине этого куфра, даже, если он не подразумевал, что станет кафиром. Потому что нет таких людей, кто хотел бы стать кафиром, кроме тех, кого пожелал Аллах» («ас-Сорим Маслюль», 2/339).
4. Передали аль-Бухари и Муслим от Абу Саида аль-Худри, да помилует его Аллах, что он слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал: «Среди вас появятся люди, и вы будете считать ничтожными свои молитвы, посты и другие дела, по сравнению с их молитвами, постами и делами. Они будут читать Коран, который не будет проходить дальше их глоток. Они будут вылетать из Религии подобно тому, как вылетает стрела из лука» (аль-Бухари 5058; Муслим 1064).
Понятно, что все эти люди не желали вылететь из Религии и не подразумевали этого, так как он, да благословит его Аллах и приветствует, упомянул их великое поклонение, не исходящее с лицемерием. Это указывает на то, что человек может вылететь из Религии, не подразумевая этого.
Сказал ат-Табари, да помилует его Аллах, в «Тахзиб аль-асар» после того, как привел хадисы этой темы: «В этом опровержение на слова тех, кто говорит: «Никто из людей киблы не выходит из Ислама, после того, как на них стал распространяться хукм Ислама, кроме как он желал выхода из него осознанно!» Эти слова являются ложными, опираясь на слова пророка ﷺ в хадисе: «Они говорят Истину и читают Коран, но вылетают из Ислама, ничем не задерживаясь за него». Известно, что они сделали дозволенными кровь и имущество мусульман только по ошибке, исходящей от них, истолковав неправильно аяты Корана» («Фатх аль-Бари», 12/300).
Сказал Ибн Хурейра, да помилует его Аллах: «Отсюда следует, что среди мусульман есть такие, кто выходит из Религии не желая этого и не избрав другую религию над Исламом» («Фатх аль-Бари», 12/301).
Итог: Ахлю Сунна не обуславливают в такфире по причине слов и дел убеждение в куфре или его желание, или раскрытия для него груди. И не делают желание мирских благ и любовь к ним препятствием для такфира того, кто сказал или сделал что-либо из большого куфра. Некоторые современники взяли мнение крайних мурджиитов, ограничив куфр на такзибе, отрицании и на убеждении дозволенности запретного. Но опасаясь опровержения обладателей знания и Религии, они стали говорить: «Куфр проявляется на словах и на делах», и начало казаться, что они соответствуют Ахлю Сунне. Но потом они продолжили, сказав: «Не становится, кафиром, сказавший или сделавший куфр до тех пор, пока не будет убежден в этом куфре» и все опять вернулось к ограничению куфра на убеждении. Поэтому нужно быть внимательными к подобным фокусам и подобным им разновидностям уклонений и заблуждений. Известно, что куфр в убеждении является независимым куфром. Если будет обусловлено его присутствие при словах и делах, то слова и дела будут лишены воздействия. Что противоречит их же словам о том, что куфр проявляется на словах и делах. Поэтому обладатели знания посчитали тех, кто говорит: «Не становится кафиром человек, пока не будет убежден в этом», из числа мурджиитов[161].
Желание, обуславливаемое в разделе вероотступничества – это желание совершения этого дела или желание произнесения слов. Это сделано для того, чтобы исключить спящего или оговорившегося из числа тех, кто ошибся и сказал не то, что хотел. Наподобие человека, который ошибся, из-за сильной радости, и сказал: «О, Аллах, ты мой раб, а я - твой Господь!» (Муслим 2747; аль-Бухари 6309).
Сказал шейх аль-Ислам, да помилует его Аллах: «Воистину, желание произнесения какой-либо фразы при договорах считается действительным у всех людей. Но когда человек произносит что-либо во сне или в помешательстве, или оговорившись без желания на то его сердца, то по причине этого выражения не накручивается какой-либо хукм»[162].
Постановил аш-Шатыби, да помилует его Аллах, что дела свободные от желаний[163] подобны движениям животных и не живых существ, поэтому с ними не связаны какие-либо постановления[164].