Торжественная песнь на кончину праведников

Благословен призывающий присных Своих по любви Своей на вечерю нетленной жизни!

Путем (по пути) смерти потекла мысль моя вослед праведников и, к удивлению, увидел я сокрытое в них обетование (залог) жизни. Обетование жизни даровал Спаситель наш приемлющим Его, и с этим обетованием снизошла благодать Его и вселилась в рабах Его.

Горнее царство обетовал Он приемлющим Его и исполнением обетования ещё здесь предварил будущность. Обетованием Своим вселил Он силу Свою в приявших Его и соделал их источником жизни посреди смертных. Освятились они силой дара Его, и мир от трудов их вкусил сладость жизни.

Господь вселенной посреди смертных основал горнее Царство и в смертных показал подобие горних Ангелов. Подобие Ангелов носят на себе святые в Церкви и, как граждане небесные, служат Богу среди земнородных.

В неутомимой борьбе преодолевают они плотские похоти, и тело свое, по воле Господа своего, соделывают сосудом святыни. Душевные силы направляют они к духовным созерцаниям и соделываются обителью Бога всяческих, чтобы в них почивал Он.

Если должен удивляться (тот), кто имеет разум, то действительно дивится; кого будет прославлять он, как должно, за такое чудо? Чему должен удивляться он? Тому ли, что соделались они сосудами святости, или милосердию, какое Бог всяческих являет к рабам Своим?

Всякая хвала подобает любви Его к рабам Его; все и во всем да благословляют славу величества Его!

Ради человеков снизошла благодать Его в обитель праведных, чтобы всем разделить спасительные дары Его, какие сообщает Он рабам Своим. На путь жизни привела любовь Его таинников (избранных) Своих. Святые достигли обетовании среди обуреваний плоти. Блюли они истину, хранили порядок, исполняли должное и во имя истины упокоились в пристани от житейских коловратностей (водоворота жизни).

Вослед их текла глумящаяся (задумчивая) мысль моя, и увидел я смерть, которая давно уже умерщвлена и стала как бы ничто. И сказал я ей: «Где твое жало, всепожирающая? Вот, и память твоя исчезла среди смертных!»

Смерть молча отвечала вопросившему её: «Оставайтесь с миром, смертные; владычество мое кончилось. Адамов грех породил смерть в сынах человеческих, а теперь естество смертных оправдано, и смерть умерщвлена».

Так молча, не произнеся ни слова, сказала смерть; в действительности же не свойственно ей ни говорить, ни молчать. Через осуждение грешников получила она себе имя; а как скоро естество смертных стало оправдано, она прекратилась.

Господь вселенной страшно угрожал именем смерти всем, и ужас её для того простер на смертных, чтобы больше они не грешили.

Человеку дана была жизнь, подобная вечной жизни, и с ней приял он любовь к жизни и ненависть к смерти. Сих двух стражей даровала человеку Всемощная Сила, снабдившая его жизнью, чтобы с их помощью охранял он благо жизни от противников.

Из любви к (Подателю) жизни обнаруживает он в себе любовь к своей жизни и, сколько должно, благодарит Подателя жизни, давшего ему жизнь.

Страх смерти удерживает его в стремлении ко греху, потому что через грех утратил он (предназначавшуюся ему райскую) жизнь, которая для него так вожделенна.

Таково всепремудрое распоряжение Всеустрояющего, — дать испытать жизнь здесь, чтобы возвысить дар Свой, Любовь Его даровала нам жизнь, никогда не прекращающуюся, и временная смерть прерывает её лишь ненадолго.

Для упокоения и безмолвия концом жизни назначил Он смерть, а потом дарует бесконечную жизнь и вечную свободу!

По Его мановению одна жизнь меняется на другую действием смерти, чтобы через испытание ещё более возвысилось достоинство Его дара. С такой же премудростью Всеустрояющий распорядился всем, что ни сделал, чтобы посредством того, что сделано Им, всех привести к познанию Его.

Страх смертный вложил Творец в грешников, чтобы ради смерти возненавидели люди грех.

И грех, и смерть отъял от смертных Господь всяческих, и род человеческий не работает уже державе смерти. И вот, доказательство этому представлено ещё на земле в (жизни) святых, а вечность подтвердит сие покоем, исполненным блаженства.

Нет плача в чертоге праведных; там нет воздыханий; там непрестанно песнопения, хвалы и вечное радование. В пристани смерти праведные упокоеваются от утомительных страданий; смерть возводит их к обетованиям горнего Царства.

Это горнее Царство пребывает сокровенным (скрыто и заключено) в смерти сынов света, и каждому верующему изливается от них духовное питие.

Та вера, какую святые вмещали в членах своих, из их гробов обнаруживается (явна) во все времена.

Та любовь к истине, какую при жизни хранили они во плоти своей, из гробов их сияет на пользу людям.

Источником жизни служат тела почивших святых, и мир — свидетель тех исцелений, какие совершаются от них повсюду. Если смерть почивших праведников производит уже ныне такие чудеса, то во сколько крат более будет та слава, в какую облекутся они в день воскресения!

Благословен, Кто по любви к святым Своим соделал, что одержали они победу в борьбе с плотью и положили конец прекрасному странствию своему в пристани жизни!

Благословен, Кто даровал им благодать — пребыть все время жизни во истине и дал силу воспомоществовать людям по смерти своей!

Благословен Ты, Чья любовь обильно изливается на смертных, и Кто по милости к человеческому роду оживотворяет его новой жизнью!

Благословен, Кто в умерших являет живым силу величия Своего и призывает живых к благодати — стать присными Его!

Благословен Всеоживитель, Который являет всем великое могущество любви Своей, и твари никак не могут объять всех богатств Его щедрот!

Благословен Милосердный, Который по благости Своей животворит недостойных и дает нетленную жизнь мертвецам!

Благословен, Кто все устрояет, все обновляет, всем правит, Кто всякому являет всю силу премудрости Своей в живых и в мертвых!

Благословен Господь, рабы Которого почивают сном, а Он прославляет их память!

На кончину подвижника

Как горестна для нас кончина твоя! Весть о ней опечалила слух наш; плач омрачил лицо наше; угнетает нас тяжкая скорбь. Представляя страдание и победы твои, мы в борьбе сами с собой. Сколь печалит нас страдание твое, столь радует победа твоя. Тем только и утешается этот сонм, собравшийся на погребение твое, что, слыша славу побед твоих, проливает горькие слезы.

Ты — небесный купец, приобрел среди нас истинное богатство и, разлучившись с нами, достиг пристани жизни и радостей. Не насильно, как других, похитила тебя у нас смерть; Сам всепобеждающий Господь Бог послал всепленяющую смерть. Послал взять и похитить у нас того, кто служил нам зерцалом, и народ, взирая на него, украшался делами праведности.

Смерть внезапно угасила светильник, освещавший тех, которые во мраке; Господь Твой поял тебя у нас. Ты блажен, потому что упокоился от трудов своих!

Не о том плачем, что упокоился ты, ибо смерть праведных есть упокоение. Но печалимся о себе самих, ибо лишились своего попечителя.

Ты блажен, потому что одержал победу и увенчан за бдение, пост и молитву; мы провидим уготованный для тебя чертог, ожидаем для тебя Царства. Ты — лучший из славных; ты — сообщник и друг совершенных; ты — звезда между просиявшими; ты — добрый делатель среди тружеников. Ты — непорочный из подвижников, твоя верность подобна Самуиловой; твоя нищета подобна Илииной; твоя нестяжательность подобна Елисеевой. Ревность твоя подобна Маттафиевой; целомудрие твое подобно Иосифову; кротость твоя подобна Моисеевой.

Духовным оком взирал ты на пророков и апостолов, их изображал в членах своих, их напечатлевал в себе.

Кто взирал на тебя, тот видел в тебе и их; в тебе изображалось их целомудрие; в тебе напечатлена была их непорочность. Ты облечен был строгостью их жизни, препоясан их любовью; плоть твоя украшены была их постами, и из поста твоего истекали молитвы.

Находящихся вдали учила молва о тебе; вблизи наставляли дела твои. И ближним, и дальним был ты зерцалом, на тебя взирали все и украшались.

Труд твой собрал для тебя блага, попечительность твоя умножила твои сокровища; дальним доставлял ты пользу молвой о тебе, ближним — делами твоими.

Неискусным помогало увещание твое, совершенным — учение твое, падающим — подкрепление твое, падшим — пособие твое. Утружденным полезно было ободрение твое, беспечным — вразумление твое. Для всех служил ты образцом всяких добродетелей, чтобы видящие тебя подражали им.

Ты радовался, если кто уподоблялся тебе, скорбел, если кто нерадив был о сем; молился о том, чтобы всякий был подражателем добрых дел твоих.

Апостол, который был всем для всех, — и тебя научил быть всем для всех. С высокими был ты высок, и с малыми приводил себя в равенство. Умалял ты себя с последними, чтобы они возвеличились с тобой и стали подражать твоему образу жизни. Из очей твоих днем и ночью изливался обильный поток.

Но бывали и скромная улыбка на устах твоих, и приятность в речах твоих; из сугубой сокровищницы раздавал ты двоякое богатство: и скорбящим, и радующимся.

Зерцалом был ты у нас и светлым образом; всякий в тебе усматривал себя; всякий, взирая на тебя, осуждал сам себя. Взирали на тебя празднолюбивые и твоей рачительностью побуждались к деятельности; взирали на тебя ленивые и исправлялись от лености.

Выговор твой вразумлял слабого; преспеяние твое придавало силы побеждающему. Просиял ты подвигом поста, прославился воздержанием. Не посрамил ты чистоты своей; прекрасен ты был целомудрием своим.

Две великие заповеди: возлюбиши Господа Бога твоего… и… искренняго твоего (Мф. 22:37, 39), — совокупил ты воедино своей ровно пламенеющей любовью. И Богу, и человеку вполне воздал должное.

Внимал ты закону, чтобы исполнить его на деле, приступал к делу, чтобы совершить. Милостыни и молитвы твои видимы повсюду. Кто принял от тебя милостыню, те богаты; кто пользовался твоими молитвами, те возрадовались. Молитва — духовная колесница, возносящаяся с земли на небо. На нее взошел ты невидимо, как Илия видимо; с нее ясно узрел невидимого Бога.

Ныне, отец, даруй сонму сынов твоих такое наследие, которое охраняло бы их от вражеских тенет и сетей. Изнурена была плоть твоя, не знала ни омовений водой, ни умащения елеем. Нечистоты, покрывавшие кожу твою, служили к очищению от скверн духа твоего. Бдением твоим охранялись богатства твои, неусыпностью — сокровища твои. Когда немощные днем спали, труд твой приумножал достояние твое.

Ни снег не препятствовал тебе сеять, ни зной — насаждать; что посеяно и насажено было постом твоим, то напоялось слезами бдения твоего. Часа праздного не видали у тебя, достославный. Кто не заимствовался из сокровищницы твоей? Кто не обогащался твоими сокровищами? Кого не веселило лицо твое? Кого не опечалила кончина твоя? Бдением и воздержанием очи твои преоборали (преодолели) сон.

Среди спящих уподоблялся ты неусыпным Ангелам. Ангел возбуждал тебя от сна, и ты преклонял выю свою и молился о том, чтобы приняты были жертвы твои. Сам себя соделал ты жертвой; душу свою возносил в жертву Богу. Уста твои воздерживались от хлеба, сердце воздерживалось от греха.

Добровольный избрал ты для себя пост, чтобы постились и уста твои, и сердце твое. Вкусные яства ты предоставил сластолюбцам, твоей же пищей был хлеб печали (Пс. 126:2).

Ты обличал тех, которые едят мяса и снедают сынов человеческих; а твои уста воздерживались от вина. Неутомимо обуздывал ты плоть свою, чтобы не восстала она против обета твоего; уста свои вооружал песнопениями Духа Святаго.

Как друзьям не оплакивать того, чьи победы так славны? Кто может не скорбеть о торжестве собравшего такие сокровища?

Плакать, скорбеть, облечься печалью должно братство наше, которое смертью твоей внезапно лишено богатого сокровища словес твоих. Сетуют и утешаются, скорбят и торжествуют сонмы учеников твоих, светлые лики сынов твоих.

Смерть твоя ввергает их в скорбь, а слава твоя радует их. Когда обращают взоры и видят, что нет тебя с ними, проливают горькие слезы. А когда размыслят о славном подвиге твоем, исполняются всякой радости.

Кто тебя, достославный, поял из сонма Святой Церкви? Кто непорочность твою удалил от служения земнородных? Кто дунул на светильник твой и угасил свет очей твоих? Кто заградил источник учения в святой Церкви?

Он всегда напоял и взращивал плоды в сердце слушающих. Кто снял венец с главы народной, и внезапно опустело место твое?

Но не скорби о том, что почил ты; Господь твой ввел тебя в брачный чертог. Блажен ты, потому что блаженствуешь среди святых в горнем Царстве.

Благословен Тот, Кто освободил тебя от трудов и положил конец борьбе твоей!

Молись и проси о всех нас, чтобы сподобиться нам зреть тебя в брачном чертоге, и вместе с тобой возрадоваться и насладиться блаженством в Небесном Царстве.

Хвала Господу твоему во все времена! Ему благодарение и славословие от мертвых и живых в роды родов! Аминь, аминь.

На кончину иерея

Смерть — святым блаженство, праведным — радость, а грешникам — скорбь, нечестивым — отчаяние.

Добрые в день отшествия не чувствуют ни страха, ни болезни; а злые трепещут смерти, зная, что ожидает их Суд.

Кто облечен плотью, тот болезнует в день смерти; сама природа учит человека сетовать о ближнем своем.

Каков кто сам, такова и скорбь о нем. По жизни каждого — смерть его, но и плач о нем различен.

Твоя смерть, отец наш, и многоболезненна, и многоутешительна вместе. Кто не будет сетовать о смерти твоей? Но кого и не утешит упование твое?

Тебя, иерей, с чистым сердцем служивший Святому во святилище, — тебя взыскует священный алтарь, которому так прекрасно служил ты. Ждет он, когда опять придешь и будешь, как и прежде, совершать священнодействие.

Умолкло слово твое во храме, умолкла цевница твоя при богослужении. С сожалением домогаются друзья твои вещаний и любви твоих бесед. Кто же заставил молчать цевницу твою? Кто наложил безмолвие на глас твой? Кто соделал безгласными гусли твои, которые ежедневно возглашали хвалу? Кто преторг (разорвал) и похитил струну, которая всегда звучала в церкви? Кто заставил онеметь уста твои, непрестанно славословившие? Кто повелел оставаться в покое рукам твоим, неутомимо трудившимся в священнодействии?

Эти ноги, которые повелением Милосердого Господа твоего некогда протекали (шли) по святилищу и по сему протоптанному пути к церкви, смерть заставила прекратить свое течение.

К тебе, целомудренный, явилась смерть, и послана для того, чтобы препроводить тебя в Едем. В награду за куплю твою, священство, этот вверенный тебе Господом твоим для делания талант усугубил ты приобретением, и с лихвой.

Не хищением приобрел ты священство, дающее власть и над горним; не за цену, не за серебро приял эту благодать. Не служил ты роскоши, не раболепствовал корыстолюбию, с благодатным даром не соединял сластолюбия и не чтил в равной с ним мере маммоны.

Ничего не уважал ты столько, как этот дар, сознавая, что ты, почтенный им, выше всех. Не домогался ты его неблаговременно, как Корей, Дафан и Авирон. Ты знал, каков был конец их, и какому подверглись они наказанию. Не поносил ты верховных пастырей, святых Моисея и Аарона; тебе известно было, что дерзнувшие на это лишились жизни и потреблены огнем. Писания, изученные тобой с юности, научили тебя добродетели. Книги, прочитанные тобой с размышлением, соделали тебя мудрым. В Пятикнижии, этой сокровищнице жизни, внимательно вычитал ты и уразумел, что Создавший человека по образу Своему дал ему и закон Свой, но когда человек преступил заповедь, — в персть возвратилось естество его.

Размышлял ты над пророческим словом, вникал в апостольские писания, и что читал, то и сам исполнял на деле; изъяснял Писания многим и назидал сынов и дщерей своих,

Боясь, чтобы не остался без пользы врученный тебе талант, ежедневно производил куплю, чтобы со многих собрать больший прибыток.

Не одними устами поучал ты; дела твои были те же уста. Громко взывали они, когда ты и безмолвствовал, ты учил, когда не слышно было твоего слова.

Кто же поял у нас тебя, дражайший брат? Кто увел у нас тебя, первого из наилучших? Кто привел в неподвижность тебя, скоротечный? Кто соделал немотствующим тебя, провозвестник? Кто разлучил с нами тебя, проповедник? Кто похитил у многих тебя, глава и дражайший друг их? Кто отъял домоправление у тебя, попечитель служителей Господа своего? На кого будет взирать стадо твое? Кто будет водить и пасти его так прекрасно? К кому обратит оно взоры? Кто утешит его и в страдании, и в печали?

Внезапно стала вдовицей паства твоя, лишившись мудрого попечителя. Печальную одежду приносит она тебе, чтобы тебя, как мертвеца, предать погребению.

Как ни горестна смерть твоя, — не оставляет она тебя без одеяния; погребальную приносит тебе одежду и наряжает тебя как жениха. Облеченный в те ризы, в каких священнодействовал ты, когда был жив, предаешься теперь погребению и приемлешь последнюю почесть. Паства не отъемлет у тебя награды трудов твоих и воздает за них тебе по смерти.

Над одром твоим устроила она сень, прилично священному сану, созвала отцов и братии твоих, сонм сынов твоих и дщерей, чтобы с честью предать тебя погребению и сопроводить тебя с песнопениями.

Теми словесами Духа, в которых поучался ты, пока пребывал ещё в сонме живых, препровождает тебя паства из среды живых в жилище умерших. Исшел ты из страны чуждой, чтобы обрести себе покой в церкви; отошел из временного жилища, чтобы переселиться в жилище вечное.

В главах у тебя стоят иереи и диаконы, воздавая тебе честь. Все братство церковное предстоит, совершая погребение твое словесами Духа. Вот, весь сонм церковный чествует день твоего отшествия. Вот священнослужение, духовные песнопения, слова и утешения, вот чтение всех Писаний, которые так сердечно любил ты!

Вместо воплей — псалмопения, вместо плача и горьких рыданий — утешение и упование жизни.

И вот, воздана последняя честь, погребение кончено, умолк глас братии, плача и священного служения! Они плакали об отшествии твоем и совершили погребальное священнослужение над телом твоим. Теперь настал час скорби о том, что идешь ты в жилище свое.

Печаль не дозволяет им остаться лишенными близости с тобой, но не пришло ещё время живым вступить в обитель умерших.

Не мертв ты, праведный, ты ещё жив и говоришь с ними. Скончавшиеся во Христе не умерли, но почивают.

Близко время разлучения, в которое каждый пойдет в жилище свое; и ты шествуешь тем же путем гроба, какой ожидает весь наш род.

Не скорби о том, что разлучился с возлюбленным сонмом братии своих; не сокрушайся о том, что лишился услуги обложенных плотью. Не самовластно пояла (взяла) тебя смерть, которая дает упокоение членам твоим, — исполнено повеление Господа твоего. Господь послал смерть, — и она пояла тебя у нас. Пояла не как Дафана и Авирона, которых живыми потребил огонь. Ты не приносил незаконной жертвы Царю царей.

Не брал и во «Святое-святых» не вносил неосвященного кадила, подобно сынам иерея Аарона, которые погибли, умерщвленные огнем.

Ты не поругал Божия дома, как Офни и Финеес, — а потому не на войне и не от вражеского меча лишился жизни своей. Пред очами всех воздавал ты чествование Богу, не как Оза (2 Цар. 6:6), который притек поддержать ковчег завета и был поражен Всеодолевающей силой.

Не коварство меча ожесточенного Саула внезапно заклало тебя, как тех невинных иереев по доносу чуждого раба (1 Цар. 22:18). Как Аарона погребают тебя отцы и братия твои; как Моисей предал ты дух свой Богу, Господу всяческих.

С миром почил ты и прославлен Богом, Творцом твоим. Покойся же до воскресения и ожидай дня воздаяния.

Но о том проси, о том умоляй Бога за сонм возлюбленных твоих, чтобы наградил их за слезы, которые проливают они о тебе. Умоляй Бога (Он внемлет тебе), да простит им долги их. Воздень руку твою (заступись) за этот сонм, который с честью предал погребению тело твое. И благослови его, по обычаю своему, во имя Всесвятого Бога, потому что весьма угодна и драгоценна Богу молитва, приносимая в час смертный. Изреки мир пастве твоей, болезненно сетующей о смерти твоей; изреки мир собратству, совершающему погребение твое с утешительными песнопениями.

Не забывай святого алтаря, на котором непорочно священнодействовал ты. Помяни Святую Церковь на общей всех вечери. Она, как матерь, предала тебя погребению; как сестра, почтила кончину твою; она для тебя — и отец, и род, и племя, и родные. В глубокой печали она о смерти твоей: сетует о кончине твоей. Опустело в ней место стояния твоего, столь известное в кругу чад твоих. Сетует она о смерти твоей, горько болезнует об отшествии твоем, когда взирает на собрание чад своих и не видит тебя среди них.

Велика болезнь её, проливает она слезы, облечена в скорбь и печаль, не хотела бы тебя отпустить от себя, не желала бы согласиться на разлуку с тобой. Час смертный принуждает её сопроводить тебя до обители умерших, но природа не дозволяет обитать мертвым вместе с живыми.

Две разные обители — для живых и для мертвых: живой не может обитать в шеоле, а мертвый — на земле живых. Но наступит воскресение, и из обеих обителей соделается одна. Церковь ожидает тебя в Едеме, надеется увидеть тебя в раю. Покойся же до воскресения, молись, чтобы увидеть её в брачном чертоге.

«Простите [4], братия мои! Мир с вами, отцы!

Навек разлучаюсь теперь с вашим сообществом. Не так горек для меня день смерти, — как разлука с вашей любовью. Не то прискорбно мне, что умираю, — но что разлучаюсь с братьями моими.

Не о том сетую, что сократились дни жизни моей на земле. Но сетую, что не увижу более сего церковного собрания. Молитесь о мне, возлюбленные мои, поминайте меня в молитвах своих.

День Суда приводит меня в трепет; день воскресения устрашает меня, потому что грехи мои многочисленны, и они ждут меня на Суде.

Знаю из закона, уверили меня в том заповеди, что раб, который знает, что предписывает ему воля Господа его, и не соображается (не соотносит себя) с Его волей, не делает, что Ему угодно, должен ожидать наказаний, мучений и необычайно жестоких ран.

Читал я все это, учил этому других, но не исполнял, к чему был обязан, и не делал, что надлежало делать. Теперь боюсь, что в день Суда должен буду претерпеть много скорбей и мучений, жестоких наказаний и ран.

Зарыл я в землю приятый мной талант и не приобрел на него лихвы (прибыли), поэтому знаю, что уготовано мне в воздаяние Господом.

Злым и ленивым был я рабом, потому скажет мне Господь: «Для чего не пустил его в оборот? Для чего скрыл в землю талант, который мог обогатить тебя? Лучше было бы тебе, несчастный, не получать и не скрывать этого таланта. Поскольку же сделал ты так, то будешь мучиться вместе с виновными. Я причислил тебя к иереям и часть твою положил с левитами (священнослужителями). Почему же в делах своих не уподобился ты иереям, которые служили непорочно?»

Вот что привожу себе на память, братия! Вот о чем помышляю, — и час Суда для меня горестнее часа кончины! Пока был я среди живых, — не приводил себе на память дня воскресения, не думал, что есть Суд, геенна и мучение. Но как скоро приблизилась кончина, настал час отшествия, — пришли мне на мысль вины мои и соделанные мной грехи.

Воздыхая, воззвал я к Богу, с сокрушением стал умолять Его: «Боже, помилуй меня, немощного, и услыши меня в день скорби. Перед молитвой раба Твоего не заключай дверей щедрот Твоих. Помиловавший распятого одесную Тебя и Избавивший его от множества грехов помилуй и меня в час смертный, спаси меня по велицей милости Твоей (Пс. 50:1). Да не буду, Господи, чуждым благословенному братству Церкви. Да не порадуются о мне чуждые, увидев меня в геенне, да не посмеются надо мной присные служители истинной веры.

Вместе с иереями прославлял я Тебя, Господи. Возвесели же меня с ними в Царствии, не изжени меня там из сонма возлюбленных Тобой. Не попусти мне вопиять в геенне, потому что Тебя величал я в песнопениях. Да не умолкнет глас хваления моего, да не престану славословить Тебя. Не суди меня, Господи, по правде Твоей, ибо знаю, что виновен я, и если воздашь мне по винам моим, то наследие мое — геенна.

Разлучен я с жизнью, онемел я и не смею более просить Тебя; лишен я теперь возможности воссылать к Тебе моления и молитвы о грехах моих. Потому милосердие Твое, по которому и создан я, да умолит за меня. По милосердию и благости Твоей да изгладит мои грехи, беззакония и проступки.

Да избавит оно меня от геенны и вселит, где благоугодно Ему».

– Помолимся [5]же при разлучении, братия, о разлученном с нами брате. Будем умолять Судию, Который внемлет гласу возлюбленных Им. Воззовем к Богу, Которому угодна жизнь, а не смерть грешников: «По благости Твоей помилуй раба Твоего, по милосердию Твоему помилуй чтителя Твоего. Не вниди, Господи, в праведный и строгий суд с рабом Твоим, потому что нет человека, который бы чист был от грехов и беззаконий. Не воспомяни прегрешений его, не помяни беззаконий его; по милосердию Твоему, изгладь грехи его и поставь его одесную Тебя.

К Тебе взывал он в час смерти, Тебя умолял в день кончины, Тебя умилостивлял умирая, у Тебя со слезами просил отпущения грехов своих. Не отринь гласа моления его, не отврати от него лица Твоего.

В Евангелии Своем дал Ты обетование: Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам (Мф. 7:7). Вот, с упованием взывал он к Тебе, Господи, с верой в Евангелие Твое ударял в дверь.

Услыши его милостиво, как обычно Тебе, и отверзи ему дверь Царства. По благодати Твоей даруй ему в наследие с праведными обетованное Царство.

Да насладится он блаженством в чертоге света вместе с иереями, служившими непорочно, да воспевает благость Твою среди святых и праведных.

Да возрадуется и возвеселится в кущах с присными Твоими, и торжествует в сонме возлюбленных Тобой, да славит и взывает: «Хвала Тебе, помиловавшему меня, по благости Твоей!»

На кончину клирика

Очисти от грехов уста воспевавшего духовные песни, и да воскликнет он в Царстве Твоем: «Хвала Помиловавшему меня!»

Разреши и освободи от греховных уз того, кто с юности восприял на себя сладостное иго Твое, и возвесели его в чертоге Твоем!

Присовокупи к совершенным того, кто воздержался от временного брачного чертога и вожделел чертога, уготованного совершенным.

Он примирял братии своих, когда были они в гневе, и совокуплял их воедино к взаимной пользе. Да будет же жилищем его обитель Твоя в Едеме!

Он служил ближним своим, как Ты заповедал ему, и почитал себя последним из всех. Сподоби же его возлежать на вечери Твоей!

Тебя, Господи наш, исповедовал он пред человеками, и Ты, по обетованию Своему, исповедуй его пред Отцом Твоим.

По щедротам Своим помилуй его и очисти грехи его. Ты един благ и отпускаешь грехи, — прости ему вины его!

В Едеме сладостей да объюнеет (омолодится) старость того, кто во время старости своей страдал болезнями. Оживи его в чертоге Твоем!

Вместе с праведными да восхвалит Тебя тот, кто и при старости своей, и при немощах плоти непрестанно с усердием служил дому Твоему.

Наши рекомендации