Дополнительное Трисвятое на двупсалмии

2) вместо Бог Господь поется Аллилуйа, а вместо тропаря на Бог Господь — Троичен.

3) специальный седален вместо седальнов октоиха во всех трех кафизмах, во второй и третьей кафизме появляется седален Триоди

4) Спаси, Боже, люди Твоя — молитва перед каноном

5) совершенно особый порядок пения канона

6) вместо эксапостилария поется светилен октоиха в конце канона

7) на стиховне вместо стихир октоиха поется самогласен из Триоди

8) утреня имеет особое постовое окончание

· почти все эти отличия, как вы видите, заключаются лишь…

· Песнь канона надо петь, тропари следует повторять, если говорится о практике, то если мы сокращаем другие элементы службы, то и здесь можно немножко сократить, можно начать не на 14, например, а на 12, исполнить Минею не на 6, а на 4.

· При службе двум святым в конце ирмоса второго канона только по 3 и 6 песне.

Лекция № 16 1 апреля.

Богослужение будних дней Великого Поста. 49 глава Типикона. Вечерня и повечерие.

Мы уже разобрали Литургию Преждеосвященных Даров и утреню Великого Поста. Давайте теперь ознакомимся вкратце с остальными.

Начнем с вечерни. Великопостная вечерня, поскольку речь идет о богослужении будних дней поста понедельника, вторника, Среды, четверга, Пятницы, соответственно вечерня эта будет в воскресенье вечером, в Понедельник вечером и т.д. — накануне.

Возможно 3 варианта. Утреня во все эти 5 будних дней, если не случается полиелейного праздника, имеет один и тот же порядок, который мы на прошлой лекции рассмотрели:

1) Вечерня в воскресенье вечером имеет ряд особенностей. Мы ее разберем в последнюю очередь

2) Просто вечерня накануне буднего дня не в воскресенье, т.е. в Понедельник, Вторник, среду, Четверг вечером. Вот эта вечерня накануне, — она может быть соединена с Преждеосвященной литургией, например, в среду, а может быть не соединена. Вот отсюда получается 3 случая: вечерня в воскресенье вечером, вечерня в любой другой день вечером с Преждеосвященной литургией (этот порядок мы уже разобрали) и вечерня без Преждеосвященной литургии.

Постовая вечерня не в воскресный день — не накануне понедельника, а накануне вторника, Среды, четверга, Пятницы. Вечерня накануне постного дня, кроме воскресенья вечера, без Преждеосвященной Литургии. Когда нет Преждеосвященной литургии? В Понедельник, Вторник, Четверг — хотя можно совершать ее, а в некоторых случаях даже нужно: при полиелейном святом, например, при каких-то других случаях: в Четверг 5-й седмицы ради Великого канона совершается Преждеосвященная Литургия. Но Преждеосвященной Литургии может не быть и в среду, например, если нет священника или нет Даров.

Постовая вечерня без Преждеосвященной Литургии. Откройте схему и мы сравним порядок постовой вечерни с порядком будничной вечерни. Самая яркая особенность будничной Великопостной вечерни заключается в том, что вечерня теряет статус самостоятельной службы. Вспомните состав служб суточного круга. Суточный круг начинается вечерней, далее по вечерне полунощница, утреня, часы 1, 3, 6, 9, Изобразительны или после 9 часа или после 6 часа (в зависимости от того постный день или нет). После 9 часа, когда нет поста, как правило, в составе Литургии.

Рисунок.

Заканчивается цикл суточных служб. Если мы совсершаем все-таки Преждеосвященную Литургию, то после Изобразительных будет отпуст, и затем с возгласа “Благословенно Царство” начнется вечерня, и она уже будет относиться к следующему дню. Но если Преждеосвященной Литургии нет, то вечерня теряет статус самостоятельной службы, а именно: после изобразительных, без отпуста, без всякого начального возгласа — это важно — вечерня начинается без возгласа. Вечерня — не отдельная служба, а вставка в изобразительны: совершается вечерня целиком, и в конце произносится отпуст изобразительных. Вечерня совершается в составе изобразительных: начинается без возгласа, а оканчивается так, как кончаются изобразительны в том случае, когда литургия все-таки есть и вечерня отделяется от службы изобразительных.

Как мы выяснили, вечерня начинается без возгласа, т.е. после поклонов в конце изобразительных (каждая служба Великим Постом напоминаю вам, оканчивается земными поклонами 16=4 — земных, 12 — поясных. Патриарх Никон начал свою реформу тем, что разослал по московским церквам память о сокращении числа поклонов. До Никона делали 17 земных поклонов, старообрядцы кладут 12 земных и еще один в конце — 17 поклонов. С этих поклонов начался русский раскол. Типикон интересно пишет о чтении этой молитвы, как нужно читать эту молитву: воздевши рубце, станем молящееся в себе, глаголюще молитву преп. отца нашего Ефрема, разделяюще ее якоже… и т.д. Т.е. читается они по уставу с воздетыми руками и про себя. Это соответствует древнейшим монашеским правилам. Если вы откроете правило преп. Пахомия Великого, то увидите, что именно так молились монахи в древности, читался псалом, во время которого сидели, потом все вставали с воздетыми руками про себя молча молились, и когда предстоятель делал поклон — все за ним вслед тоже делали поклон. Именно такой образец должен был быть у молитвы Ефрема Сирина. Сейчас это покажется странным, если все молящиеся в храме станут руки поднимать, хотя у византийцев это было нормально: например, Отче наш на литургии именно так читалось. Я вовсе не призываю вас так делать, а только обращаю внимание, что священник, который молитву возглавляет — ему бы вообще приличествовало руки воздевать, хотя бы священнику, а что касается тайного чтения молитвы, то в Типиконе Афонском отмечено, что эту молитву в миру читают вслух, потому что миряне не все знают на память, а у нас на Афоне мы читаем ее про себя, потому что монах, имеющий постриг, может все-таки ее запомнить. Этой молитвой Ефрема Сирина заканчиваются все суточные службы, в том числе и Изобразительные. После поклонов Изобразительных сразу начинается вечерня без возгласа со слов “Приидите, поклонимся. Это вы видите в схеме. Обратите внимание, в схеме указано: вечерня начинается без возгласа,

· 103 псалом

· Светильничные молитвы

· Мирная ектения, все как обычно

· Рядовая кафизма

· Малая ектения

· Господи, воззвах и стихиры на Господи воззвах.

Давайте вспомним гимнографический формуляр Постной Триоди на каждый будний день, вспомним, какие песнопения, какие тексты содержит Постная Триодь на каждый будний день.

На вечерне - 3 подобных на Господи воззвах

· прокимен

· чтение Бытия

· второй прокимен

· чтение Притчей

Затем

· Стихиры на Стиховне

· Самогласен

· Мученичен

Что мы поем на Господи воззвах, раз у нас есть 3 подобна? + 3 стихиры святому из Минеи к 3 подобным.

Что у нас есть в Минее, при самом маленьком знаке, т.е. не при знаке, при службе с Аллилуйя, минимальный набор песнопений из Минеи:

· 3 стихиры на Господи воззвах и несколько песнопений на Утрени, вот поэтому поется на Господи воззвах 3 стихиры Триоды, 3 стихиры Минеи.

Вспомним, как поют стихиры, когда есть Преждеосвященная Литургия. Когда служится Преждеосвященная Литургия, то после паремий начнется сама Божественная служба, т.е. не будет стиховных стихир, т.е. после паремий на Преждеосвященной Литургии, поэтому при Преждеосвященной Литургии, чтобы эти стихиры не пропали… поют, сначала Самогласен, дважды Мученичен, 3 подобны и 3 стихиры из Минеи с повтором, получается 10 — при Преждеосвященной Литургии. Понятно, что если в среду нет священника и мы не можем служить Литургию, поэтому самогласен, который здесь напечатан для удобства, он переносится на стиховне.

Как быть, если 2 святых? Когда 2 святых, у них у каждого есть по 3 стихиры: 3 стихиры одному святому, 3 стихиры второму святому.

Как мы поступаем при будничной службе дней Великого Поста? Как мы поем стихиры на Господи воззвах при двух святых? Как мы поем стихиры при одном святом? Давайте сначала вспомним, при службе без знака в обычное время года: 3 Октоих, 3 святому. Как мы поем стихиры при двух святых? 3 одному святому, 3 — другому святому — здесь так поступить нельзя, тогда мы не сможем спеть подобных Триоди. На тот случай, чтобы стихиры не пропали, мы их поем не на Господи воззвах, а на Хвалитех. Отсюда это правило, если 2 святых, т.е. на Хвалитех поется стихиры второму святому.

Наши рекомендации