Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был единобожником (ханифом), мусульманином и не был из числа многобожников»
Али 'Имран», 3:67).
А также:
إِنَّ إِبْرَاهِيمَ كَانَ أُمَّةً قَانِتًا لِلّهِ حَنِيفًا وَ لَمْ يَكُ مِنَ الْمُشْرِكِينَ
شاكِرًا لِأَنْعُمِهِ اجْتَباهُ وهَداهُ إِلى صِراطٍ مُسْتَقِيمٍ
Воистину Ибрахим был имамом, покорным Аллаху. Он не был одним из многобожников. Он был благодарен Аллаху за благодеяния, Он (Аллах) избрал его и повел прямым путем».
(«ан-Нахль», 16: 120–121)
Сущность религии Ибрахима – это воплощение значения слов «Ля иляха илля Ллах – нет никого достойного поклонения кроме Аллаха», как сказал Аллах в суре «аз-Зухруф»:
وَ إِذْ قَالَ إِبْرَاهِيمُ لِأَبِيهِ وَ قَوْمِهِ إِنَّنِي بَرَاء مِّمَّا تَعْبُدُونَ إِلَّا الَّذِي فَطَرَنِي فَإِنَّهُ سَيَهْدِينِ
وَ جَعَلَهَا كَلِمَةً بَاقِيَةً فِي عَقِبِهِ لَعَلَّهُمْ يَرْجِعُونَ
«Ибрахим сказал своему отцу и народу: «Воистину, я непричастен к тому, чему вы поклоняетесь, Кроме Того, Кто сотворил меня. Воистину, Он поведет меня прямым путем. И сделал это слово (свидетельство о том, что нет никого, достойного поклонения кроме Аллаха) словом, пребывающим в его потомстве, чтобы они могли вернуться на прямой путь»
Аз-Зухруф», 43:26–28).
«Ибрахим сказал своему отцу и народу: «Воистину, я непричастен к тому, чему вы поклоняетесь, Кроме Того, который сотворил меня» – это и есть слово Таухида.
«Воистину, я непричастен к тому, чему вы поклоняетесь» – это первая половина свидетельства – она содержит отрицание (отрицание того, что кто-либо заслуживает поклонения – прим. перев.), то есть «Нет никого достойного поклонения». «Кроме Того, Кто сотворил меня», то есть «Кроме Аллаха» – вторая часть свидетельства.
Эти аяты являются наилучшим объяснением свидетельству Таухида («Ля иляха илля Ллах» – прим. перев.).
Ученые говорят, что в свидетельстве Таухида «Ля иляха илля Ллах» содержится отрицание и утверждение.
В отрицании («Ля иляха» – прим. перев.) выражается непричастность ко всем божествам (всему, чему поклоняются – прим. перев.) кроме Аллаха, Велик Он и Возвышен, и поклонению им, поскольку поклонение чему либо кроме Аллаха недействительно. А в утверждении («илля Ллах» – прим. перев.) выражается, что поклонения заслуживает только Аллах, Велик Он и Возвышен.
Это и есть религия Ибрахима – Аль-ханифия. Этой религии обязал придерживаться Аллах, Велик Он и Возвышен, своего пророка :
ثُمَّ أَوْحَيْنَا إِلَيْكَ أَنِ اتَّبِعْ مِلَّةَ إِبْرَاهِيمَ حَنِيفًا وَ مَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ
«Затем Мы внушили тебе: исповедуй религию Ибрахима единобожника и он не был из числа многобожников»
(«ан-Нахль», 16:123)
Таким образом, религия Ибрахима – это Таухид.
Поклонение не принимается кроме как с Таухидом, подобно тому, как молитва не принимается без омовения. Таухид, то есть Ихляс (см. словарь – прим. перев.), является условием принятия поклонения, как омовение – условие для действительности молитвы.
И так же, как молитва недействительна кроме как с омовением, так и поклонение недействительно, кроме как если человек будет муваххидом. Даже если на лбу человека будут следы от земного поклона, и он будет поститься днем и выстаивать молитвы ночью, все равно условием принятия всего этого будет то, чтобы он был муваххидом. Сказал Аллах, Велик Он и Возвышен:
وَ لَقَدْ أُوحِيَ إِلَيْكَ وَ إِلَى الَّذِينَ مِنْ قَبْلِكَ لَئِنْ أَشْرَكْتَ لَيَحْبَطَنَّ عَمَلُكَ وَ لَتَكُونَنَّ مِنَ الْخَاسِرِينَ
بَلِ اللَّهَ فَاعْبُدْ وَ كُن مِّنْ الشَّاكِرِينَ
Тебе и твоим предшественникам уже было внушено: «Если ты станешь приобщать сотоварищей (делать ширк), то тщетными будут твои деяния и ты непременно окажешься одним из потерпевших убыток». Поклоняйся же одному Аллаху и будь в числе благодарных.
Аз-Зумар», 39:65–66).
И сказал Аллах о кафирах (неверующих):
وَ قَدِمْنَا إِلَى مَا عَمِلُوا مِنْ عَمَلٍ فَجَعَلْنَاهُ هَبَاء مَّنثُورًا
«Мы займемся деяниями, которые они совершили, и обратим их в развеянный прах»
(«аль-Фуркан», 25:23)
Таким образом, даже обильное поклонение, если в нем не будет ихляса (Таухида), не будет принято. Это подобно тому, как человек совершает молитву и удлиняет свое стояние в молитве, удлиняет поясные и земные поклоны, стараясь сделать молитву наилучшим образом, но приступил он к ней без омовения – эта молитва недействительна по единогласному мнению исламских ученых, поскольку омовение является условием действительности молитвы.
Как пришло в достоверном хадисе от Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, который сказал:
«Аллах не принимает молитву любого из вас, если он осквернился, пока не сделает омовение» (аль-Бухари и Муслим)и «Нет молитвы, кроме как в состоянии очищения» (Муслим).
И это лишь пример для облегчения понимания этого великого вопроса, поскольку условие наличия Ихляса и Таухида для принятия поклонения гораздо важнее, чем условие омовения для молитвы. Если человек преднамеренно совершил молитву без омовения, в его такфире есть разногласие среди ученых (мнение большинства ученых, что он не кафир, если только не сделал это, насмехаясь над религией – прим. перев.). Если же он поклоняется Аллаху, придавая Ему соучастников, то он – кафир по единогласному мнению ученых, так как он совершил ширк. А с большим ширком не принимается ни одно деяние.
Если это стало понятным, то эта основа заставляет человека бояться и радоваться:
Бояться ширка и боятся оказаться из числа мушриков;
Радоваться тому, что Аллах, Велик Он и Возвышен, сделал его одним из приверженцев Таухида.
Радость верующего тому, что Аллах сделал его одним из приверженцев Таухида, обязывает его благодарить за это и стремиться сохранить эту милость.
Страх же оказаться одним из мушриков заставляет человека быть настороже, чтобы в его поклонение, его вероубеждение (акыду) или его слова не проникло что-то из ширка, так как если это будет большой ширк, он сделает тщетными все деяния. И даже если это окажется малым ширком, он будет хуже нововведения (бид'а). Это, несомненно, должно побуждать человека к изучению этих четырех правил, которые придадут ему уверенности.
При размышлении над призывом автора, да смилуется над ним Аллах, в вопросах таухида и ширка, у некоторых могут возникнуть сомнения в правильности его позиции в отношении приверженцев ширка.
Ведь сказать, что дела того, кто произносит «Ля иляха илля Ллах Мухаммад расулюЛлах», совершает молитву, выплачивает закят, постится, совершает хадж, поклоняется Аллаху, является, как говорится, праведным человеком, если он совершит ширк или не будет проявлять неверие (куфр) в тагута (см. словарь – прим. перев.), становятся ничем (тщетными – прим. перев.), для многих это что-то невозможное (то есть, он боится даже подумать об этом – прим. перев.).
Эти четыре правила закладывают основу в этом важном вопросе.
Дело в том, что тут нужно смотреть на право Аллаха. Ошибка происходит из-за того, что люди смотрят на этот вопрос с точки зрения прав творений. Однако, если бы они посмотрели на право Аллаха, Который создал человека и соразмерил его (сотворил наилучшим образом), Который создал небеса и землю удивительным образом, установил указания на Свою единственность и утвердил это в душах и во всем, что вокруг: все это уже лишает мушриков довода (аргументов на совершение ширка – прим. перев.). Однако, Аллах, Свят Он и Велик, по своей милости, еще и отправил пророков для предостережения и установления довода (над творениями).
القاعدة الأولى
أن تعلم أن الكفار الذين قاتلهم رسول الله صلى الله عليه و سلم مقرون بأن الله تعالى هو الخالق المدبر و أن ذلك لم يدخلهم في الإسلام
و الدليل قوله تعالى
(قُلْ مَنْ يَرْزُقُكُمْ مِنَ السَّمَاءِ وَ الْأَرْضِ أَمَّنْ يَمْلِكُ السَّمْعَ وَ الْأَبْصَارَ وَ مَنْ يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَ يُخْرِجُ الْمَيِّتَ مِنَ الْحَيِّ وَ مَنْ يُدَبِّرُ الْأَمْرَ فَسَيَقُولُونَ اللَّهُ فَقُلْ أَفَلا تَتَّقُونَ) (يونس:31)
Правило первое
Ты должен знать, что кафиры (неверующие), с которыми сражался Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир, признавали, что Всевышний Аллах является Творцом, Управляющим всем в мироздании, но это не ввело их в Ислам.
Доказательством этому являются слова Всевышнего:
«Скажи: «Кто посылает вам удел с неба и земли? И кто владеет слухом и зрением? И кто выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого? И кто управляет всем?» Они скажут: «Аллах». Скажи же: «Разве вы не побоитесь?»»
(«Юнус», 10:31)
Правило первое, Таухид в Господстве (Таухид ар-Рубубия – см. словарь) не вводит в Ислам. Потому что в этом вопросе не требуется Таухид в Господстве Аллаха, поскольку арабы знали, что именно Аллах, Велик Он и Возвышен, является единственным Творцом, именно Он наделяет уделом, именно Он оживляет и умерщвляет, Он защищает, а от Него нет защиты, именно к Нему возвращаются все дела, именно Он ниспосылает дождь и т.д. Они признавали, что это все создал и подчинил Аллах, но все это не принесло мушрикам пользы, и Аллах не сделал их из числа мусульман.
وَ مَا يُؤْمِنُ أَكْثَرُهُمْ بِاللّهِ إِلاَّ وَ هُم مُّشْرِكُونَ
«Большая часть их верует в Аллаха, приобщая к Нему сотоварищей»
(«Юсуф», 12:106)
«Большая часть их верует в Аллаха»,то есть они веруют в Его Господство (что Он все сотворил, дает удел и т.д. – прим. перев.), но приобщают к Нему соучастников в поклонении.
Посмотрите же на состояние мушриков-арабов (во времена Пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет ему мир), признающих большую часть Господства Аллаха, как сказал Аллах, Велик Он и Возвышен:
قُلْ مَن يَرْزُقُكُم مِّنَ السَّمَاء وَ الأَرْضِ أَمَّن يَمْلِكُ السَّمْعَ و الأَبْصَارَ وَ مَن يُخْرِجُ الْحَيَّ مِنَ الْمَيِّتِ وَ يُخْرِجُ الْمَيَّتَ مِنَ الْحَيِّ وَ مَن يُدَبِّرُ الأَمْرَ فَسَيَقُولُونَ اللّهُ فَقُلْ أَفَلاَ تَتَّقُونَ
«Скажи: «Кто посылает вам удел с неба и земли? И кто владеет слухом и зрением? И кто выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого? И кто управляет всем?» Они скажут: «Аллах». Скажи же: «Разве вы не побоитесь?»
(«Юнус», 10:31)
«Они скажут: «Аллах»»,то есть все это делает лишь Аллах. «Неужели вы не устрашитесь?»,то есть вы признаете Единственность Аллаха в Господстве, но не боитесь поклоняться кому-то другому?!
Это и есть путь Корана в установлении довода над мушриками. Ведь именно Тот, Кто делает все это, Тот, Кто является единственным Творцом, Дающим пропитание, именно Он и достоин поклонения, а не кто-то другой. Поэтому говорит Аллах, Свят Он, порицая мушриков:
أَ يُشْرِكُونَ مَا لاَ يَخْلُقُ شَيْئاً وَ هُمْ يُخْلَقُونَ