О необходимости бояться ширка.
Г Л А В А 4.
Quot;Фатхуль-Маджид". АбдурРахман бин Хасан.
О необходимости бояться ширка.
Грех, который не прощает Аллах (С.Т.) - (ширк )
Аллах(С.Т.) говорит: "Аллах не прощает придавания Ему в сотоварищи. Но прощает то, что меньше этого кому пожелает." (сура ан-Ниса,48)
"Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. А кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тот впал в глубокое заблуждение." (сура ан- Ниса,116)
Ибн Касир слова: "...не прощает придавания ему в сотоварищи" толкует следующим образом: "Аллах не прощает того из своего раба, кто успокаивается совершением ширка. А остальных простит".
Из этих аятов становится ясным, что самым великим грехом является ширк.
Аллах (С.Т.) дает знать, что никогда не простит ширк, тому кто не покается в этом, а совершившему другие грехи, простит кому пожелает. Всевышний Аллах простит из числа грешных кого пожелает, а кого пожелает придаст огню. То, что Аллах не прощает ширк, указывает на то, что надо бояться совершения ширка и сторониться его. Так как ширк из самых отвратительных деяний, который не прощается и является самым большим зульмом (несправедливость).
Ширк это: - придавание недостаточных качеств Аллаху (С.Т.) - присваивать другому истину и полномочия, присущие Аллаху (С.Т.) - идти не путем, который указал Аллах (С.Т.) Всевышний Аллах (С.Т.) говорит: "...но даже после этого те, которые не уверовали, приравнивают к своему Господу других." (сура аль-Анъам, 1).
Ширк это: - придавание равных Аллаху(С.Т.) в качествах творения и повеления - упрямство и высокомерие по отношению повиновения Аллаху(С,Т.)
- не склоняться перед Ним - не приводить в исполнение Его повелений.
Ведь установление порядка на земле достигается только приведением повелений Аллаха(С.Т.) в исполнение.
Также пророк(с.а.с.) сказал: "Не наступит день суда, пока на земле не останется поминающего имя Аллаха (С.Т.)."
Ширк это:
- сравнивать сотворенного с Творцом.
Сотворенному придавать качества присущие Аллаху, как вредить или одарять ихсаном или же наоборот, тем самым придавать Аллаху (С.Т.) в сотоварищи.
Между тем, Аллах (С.Т.) повелевает направлять такие виды поклонения как мольба, страх, надежда, тауаккуль и т.д. только Одному Ему. А кто из этих перечисленных видов хоть одно что-то направит не Аллаху, сотворившему все, а сотворенному, который даже себе самому не в состоянии принести вред или пользу, который не способен не умершвлять не оживлять, тот придал Аллаху сотоварищей.
Вся хвала принадлежит Аллаху. Свойство творить принадлежит одному Ему. Все дела в результате возвращаются Ему. Все хорошее от Него. Все дела направляет Он. Случается все, что пожелает Аллах (С.Т.), а то, что не пожелает не случается. И нет ничего, что могло бы препятствовать этому. Если Он откроет кому-нибудь двери Соей всемилости, никто не в силах этому воспрепятствовать. Если Он задумает что-то, никто не опередит Его в этом. Так как Он Аллах (С.Т.) Азиз и Хаким.
Придавание в сотоварищи это:
- сравнивание немощного, бессильного, бедного с Аллахом (С.Т.), Всесильным и Ненуждающимся ни в чем. Все особенности божественности присущи только Аллаху (С.Т.) Право на поклонение принадлежит только Аллаху (С.Т.). Все виды поклонение должны быть обращены только Аллаху (С.Т.). Так как превознесение, страх, мольба, надежда а также и все другие виды поклонения обязательно должны быть обращены только Тому Единственному, Кто обладает достойными качествами. Тауаккуль и покаяние только Ему направляется. Помощь только от Него ожидается. Поклон делается одному
Ему. Самая большая любовь обращена только Ему.
То, что все это направляется только Аллаху (С.Т.) должно быть принято умом, шаритатом и фитратом. То есть, со стороны разума, шариата и фитрата направление этого всего только Аллаху (С.Т.) является обязанностью каждого раба. И нет варианта направлять все это никому, кроме Аллаха (С.Т.).
Кто направит хоть что-то одно из всего этого кому-нибудь помимо Аллаха, тот уподобил его Аллаху (С.Т.), которому нет равного и подобного. И истина то, что такое уподобление из всех уподоблений является самым отвратительным. Таким образом, тот кто придает равных Аллаху (С.Т.), не будут никогда оправданы. Хоть Аллах (С.Т.) и предписал Себе милосердие, несмотря на это Он не простит того, кто предстанет перед Ним совершившим ширк. Таковым является смысл слов Ибн Каййима. Возражение хариджитам и муътазилитам.
В этом аяте есть возражение хариджитам, делающим такфир грешникам (т.е.совершающим большие грехи), говоря: " Совершающие большие грехи, попадут в вечный огонь" и муътазилитам, не причисляющих таковых ни к муслимам ни к кафирам.
"...но прощает менее тяжкие грехи кому пожелает".
Толковать эти слова, будто прощает тех, кто совершает тауба, будет неправильным. Так как совершивший тауба, итак-то прощен.
Всевышний Аллах (С.Т.) сказал:
"Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный»". ( Толпы, 53)
Хукм в этом аяте является всеобщим и обязятельным. Так как в этом аяте говорится о тех, кто кается. Между тем, приведенный выше аят является частным и не связан с условием. В нем говорится о тех, кто не покаялся.
Следующие выводы по этому поводу делает шейх-уль-ислам ибн Теймийа:
В "Курратуль-ъуюн" приводится:
Имам Науауи сказал: "Всеобщим значением является то, что мушрики будут в огне Ада. Мушрики
войдут туда и останутся там навечно. Относительно этого нет разницы между христианами, яхудиями из ахлю китаб и другими, абсолютно упорствующими в куфре. Тот, кто умер не придавая Аллаху сотоварищей, вхождение его в Рай не подлежит сомнению. Однако, если он упорствовал в совершении больших грехов и умер таком положении, Аллах (С.Т.) если захочет поместит его в Рай без наказания, а если захочет подвергнет наказанию, после чего введет в Рай."
И я(ибн Хасан) сказал:
"Это мнение ахлю Сунна. Так как Аллах (С.Т.) дал знать, что совершивший ширк никогда не будет прощен и будет помещен в вечный джаханнам. И относительно этого не дал никаких других ограничений. В продолжении аята говоря : "...но прощает менее тяжкие грехи кому пожелает", - выделил все, что кроме ширка. Так как нет спасения от ширка. Не покаявшийся прежде смерти, не спасется."
Мольба Ибрахима (а.с.)
"Вот Ибрахим (Авраам) сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам." (сура Ибрахим, 35)
Значение этого аята сводится к следующему:
"Убереги моих сыновей от поклонения идолам и отдали нас от них." Аллах (С.Т.) внял мольбе Ибрахим-Халиля (а.с.) и отдалил их от того, чтобы они поклонялись идолам. Ибрахим (а.с.) и Мухаммад ХалилуЛлах.
Слово "Халиль" по отношению к слову "Мухаббат" особеннее. Поэтому Аллах (С.Т.) присвоил его двум Халилям: Ибрахиму (а.с.) и Мухаммаду (с.а.с.)
Посланник Аллаха (с.А.а.с.) сказал:
" Если бы я кого-нибудь сделал бы Халилем, то им был бы Абу Бакр. Аллах (С.Т.) сделал меня для себя Халилем." (Бухари, Преимущество асхабов, 4)
Уасан, Санам.
У Табари передается от Муджахида, что то, слово "аснам", которое упоминается этом аяте, множественное число от слова "санам".
"Санам" - идол, получившийcя в результате специальной обработки (т.е. нечто выстроганное, в результате которого приобрел ту или иную форму). "Уасан"- в значении всего, что принимается за идол.
Ибрахим (а.с.) сказал своему народу: "Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и измышляете ложь. Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не способны даровать вам пропитание. Ищите же пропитание у Аллаха, поклоняйтесь Ему и благодарите Его. К Нему вы будете возвращены". (сура Паук, 17)
Некоторые санам называют "аусан"ом , т.к. в этом аяте упоминается именно это слово. Однако, относительно идолов применение слова "уасан" является в более общем значении, нежели слова "санам". И это мнение более сильное. Поэтому аснам это "аусан". Так же и могилы тоже в значение "аусан". Никто не гарантирован от попадания в ширк.
Аллах (С.Т.) сказал:
"Господи! Воистину, они ввели в заблуждение многих людей. Тот, кто последует за мной, относится ко мне. А если кто ослушается меня, то ведь Ты – Прощающий, Милосердный." (сура Ибрахим, 36)
Это положение присуще каждому времени. Большая часть людей находятся заблуждении, усердствуя в поклонении идолам и таким образом остаются за пределами прощения Аллахом (С.Т.). В действительности надо бояться и опасаться от такого положения.
Ибрахим ат-Тайми сказал:
"После Ибрахима (а.с.) кому может быть гарантировано от бед или испытаний." (Ибн Джарир, Ибн Абу Хатим).
Никто не может быть застрахован от ширка. Только те, у которых в этом вопросе есть знания и являются искренними и откровенными, и которые правильно практикуют таухид, (би изниЛлях) только таким образом могут быть спасены от ширка.
В "Куррату-ль-Уюн" объясняется следующее:
"Ибрахим (а.с.), которого Аллах сделал "Уммой" и имамом ханифов, был испытан и выдержал испытания. Относительно этого Аллах (С.Т) сказал:
"...и Ибрахима, который выполнил повеления Аллаха полностью?" (анНаджм, 37)
Аллах (С.Т.) повелел Ибрахиму(а.с.) принести в жертву своего сына , и он подчинился своему Господу. Разбил на мелкие кусочки идолов и демонстрировал против мушрико сильную неприязнь. Однако он очень боялся от попадания в ширк.
Так как попасть в ширк, поклоняться идолам, значит быть рабом идолов. Он довольно-таки хорошо знал о запрете поклонения кому бы то ни было, кроме Аллаха. И это связано с хидаятом Аллаха. Осуществление подобного не подсилу никому.
Ширк - это нечто такое, от которого никто не застрахован. Сколько обладателей острого ума не спаслись от этого. Сколько людей стали объектом поклонения. Это было самым большим беспокойством, которое ошущал Ибрагим (а.с.) . Как печально, после такого золотого периода, большая часть народа впала в ширк. Поклонение могилам сделали себе религией. Эти могилы приобрели вид аусана и аснама, которые стали идолами, наподобие идолов народа Нуха, лата, узза, манат.
Это общество уподобилось арабским идолопоклонникам . Они впадают в ширк чаще всего в части Таухида "Улухийа".
Ибрахим (а.с.) серъёзно опасаясь за себя и за своих детей, взывал :
" Вот Ибрахим (Авраам) сказал: «Господи! Сделай этот город безопасным и убереги меня и моих сыновей от поклонения идолам.." (сура Ибрахим, 35)
Так как люди сбились с правильного пути и стали идолопклонниками. Задумавшись над аятами Корана, люди поймут о положении народа и что они впали в большой ширк. Цель всех посланников была предупреждение людей от попадания в ширк. Людей, предавшихся ширку предостерегать угрозой наказания и объяснить об аджре (вознаграждении) следователей таухида .
Погибли те, которые повернулись спиной к Корану. Те, кто не подчинились повелениям Аллаха (С.Т.) и не отдалялись от запретов Его, получили заслуженное наказание. Просить Аллаха таухида, утвердиться в исламе, и держаться прямоты.
Это подсилу только Аллаху. Так как обладателем мощи, силы и величия
является Аллах (С.Т.).
Аллах (С.Т.) передал речь Исы (а.с.):
"Если Ты подвергнешь их мучениям, то ведь они – Твои рабы. Если же Ты простишь им, то ведь Ты – Могущественный, Мудрый" (аль-Маида, 118)
Аллах (С.Т.)о том, что не прощает мушрикам и что относительно этого нет никаких споров сказал в Книге:
"Ложь не подберется к нему ни спереди, ни сзади. Оно ниспослано от Мудрого, Достохвального." (Фуссилят, 42)
Ложные и заблудшие религии.
Множество людей верят в то, что существуют четыре секты, во главе которых группа под названием "гаус", которые себя называют уалиями и присваивают себе полномочия и качества, присущие только Аллаху (С.Т.) такие как управление делами на земле, умерщвление и оживление, принесение пользы и вреда и очень фанатично относятся ко всему этому. С этими ложными утверждениями можно встретиться в книгах Шарани, в "аль- Ибриз" шейха Деббаъ, в книгах тарикатской секты "тисания" и др. В этих книгах обнаруживаюся такие разновидности ширка, которые и в голову не пришли абу Джахлю и ему подобных. Напротив, ширк абу Джахля и ему подобных не имел такого размаха.
Скрытый ширк. Посланник Аллаха(с.а.с.) сказал: "Больше всего для вас я боюсь малого ширка." Сросили:"Что значит малый ширк, о посланник Аллаха?" " Показуха (ар-рия)" - ответил посланник (с.а.с.)
Скажет Аллах (С.Т.) в День расчета и воздаяния: "Пойдите посмотрите на тех, ради кого вы совершали показуху, найдете ли вы для себя воздаяния или наказания у них?"
(Риваят этого хадиса пришел от Ахмада, Байхаки и Табарани. Передача принадлежит Ахмаду. Мунзири сказал: "Махмуд б. Лябид, видел Посланника Аллаха (с.а.с.). Если взять мнение, что он слышал хадис от него, то этот хадис не является достоверным. Ибну абу Хатим напоминает, что Бухари сказал следующее:
"Была у него беседа. Ибну абдуль-Барр и Хафиз(ибну Хаджар) отдали предпочтение этому мнению. Табарани передал от Махмуд б. Лабид с сахих иснадами от Рафиъ б. Хадидж. (Махмуд в 96-97 г.х. умер в возрасте 99 лет.)
"Больше всего за вас я боюсь. . . " В этих словах Посланника (с..а.с.) проявляется его милосердие, сострадание, сочуствие своей умме. Посланник (с..а.с.) указывал и велел своей умме все благое.
И предупреждал от всего плохого. Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: " На каждом посланнике обязанность указать и научить свою умму всему благому.". (Я (автор)не нашел источник хадиса с подобными словами.) Застрахован ли кто-нибудь от ширка?
Не смотря на сильный иман и знания сподвижники, сильно боялись попадания малый ширк. Исходя из этого напрашивается вывод, что сегодняшние "ученые" обязаны больше бояться и беспокоиться относительного этого. Так как они не знают даже того, что значение слов: "Ля иляха илляЛлах" обязывают человека отвергать все божества кроме Аллаха, идолов и тагутов.
В курратуль-Уюне говорится:
"Если посланник Аллаха (с.А.а.с.) беспокоится в такой степени за своих сподвижников(в отношении малого ширка) , несмотря на их единение Аллаха (С.Т.) в поклонении, направлении лика Ему Одному, на сильную покорность, совершения ими джихада против неверных, то как же далекие от них в отношении знаний и деяний не будут беспокоится за то, что больше этого? Как они могут страховать себя от ширка. Ведь сподвижники посланника (с.А.а.с.) хорошо знали к чему он их призывал. Они хорошо понимали, что значение слова "ихляс" далек от ширка и мушриков.
Некоторые из этой уммы попадут в большой ширк.
Некоторые из этой уммы попадут в большой ширк.
От Саубани (р.а.) передается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: "В конце некоторые племена из моей уммы примкнут к мушрикам. Даже некоторые группы будут поклоняться идолам." (абу Дауд, Фитан: 1, атТирмизи, Фитан: 9, Ахмад: 4/123, 5/278, 284)
Это известие посланника Аллаха (с.а.с.) претворено в жизнь, эта беда охватила все государства. Несмотря на аяты мухкамат(ясные), запреты и предпочтительность шариатских нассов, деяния присущие ширку
принимаются за религию.
Аллах (С.Т.) сказал: "Не уверовали те, которые говорят: «Аллах – это Мессия, сын Марьям (Марии)». Мессия сказал: «О сыны Исраила (Израиля)! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему». Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников." (Маида, 72)
"Вот так! Кто почитает святыни Аллаха, тот поступает во благо себе перед своим Господом. Вам дозволена скотина, кроме той, о которой вам читается. Избегайте же скверны идолов и избегайте лживых речей. Оставайтесь единобожниками и не приобщайте к Нему сотоварищей. А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место. (Хадждж, 30-31)
Если эти аяты не поспособствовали тому, чтобы прозрел человек и отдалился от ширка, то этому человеку никто ничем не может помочь.
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: "Ширк намного скрытнее, движение муравья."
Абу Бакр (р.а.) спросил: "О Посланник Аллаха, разве ширк - это не поклонение другому помимо Аллаха или же взывание помимо Аллаха кому-нибудь?"
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: ". . . Ширк в вас менее слышен, чем движение муравья".
В хадисе имеет место и слещующее: "Слова: "Аллах и такой-то тебя дал мне" тоже входит в это. Также слова человека: "Если бы не такой-то, то такой-то убил бы меня."(Я(автор)не нашел источника этих слов.) Положение мушриков в ахирате.
Передается от ибн Масъуда: "Кто будет придавать Аллаху в сотоварищи и умрет на этом, тот попадет в ад" (Бухари, Айман:19, Тафсир, 2/22, Ахмад: 1/27, 402, 462-464)
В "Курратуль-Уюне" говорится:
"В этом хадисе имеет место хукм предупреждения от ширка. Надд - это сравнивание, приравнивание, уподобление. Кто будет взывать к мертвому, или находящемуся вдалеке(отсуствующему), будет надеяться на него и бояться его и просить его - это ширк, который Аллах(С.Т.) не прощает."
Аллах сделал запретным заступничество за них и предостерег от этого совершающих это. Так как это противоречит ихлясу.
Что такое ихляс?
Ихляс(искренность) - это в беспокойстве и страхе направить свой лик и свою душу к Аллаху (С.Т.), надежда на Него, ожидание близости к Нему и сделать это все своей религией.
Известное дело, что некоторые в ожидании заступничества, направляют свой лик и сердце другому помимо Аллаха (С.Т.), а это противоречит ихлясу. Относительно этой темы более обширная информация придет в теме "шафаат" (заступничество).
Что такое "нидд"?
Ибн Каййим (r.h.) сказал:
Нидд - это шабих,т.е. в смысле уподобления. "Такой-то является ниддом такого-то." Имеется ввиду подобный, схожий, равный. Во множественном числе "андат".
Аллах (С.Т.) сказал: "Он сделал для вас землю ложем, а небо – кровлей, низвел с неба воду и взрастил ею плоды для вашего пропитания. Посему никого не равняйте с Аллахом (в то время), как вы знаете." (аль-Бакара, 22)
"Кто умрет в положении, придающмим Аллаху в сотоварищи!" имеется ввиду придавания сотоварищей Аллаху (С.Т.) в поклонении. Исходя из этого, человек начнет просить у того, кого он берет равным Аллаху, и будет ожидать исполнения желаний от него, в результате войдет в Джаханнам.
Нидд (приравнивание и уподобление) делится на два вида.
1. Приравнивание или уподобление во всех видах поклонения или в некоторых из них. И это является великим ширком.
2. Из видов малого ширка.
К примеру слова типа: "Если будет угодно Аллаху и тебе, если бы не Аллах и ты" или любой другой вид показухи.
Один из людей сказал Посланнику Аллаха (с.а.с.): "Если будет угодно Аллаху и тебе...", в ответ Посланник (с.а.с.) сказал следующее: "Ты меня Аллаху приравниваешь? Не говори так, а говори только - если будет угодно Аллаху". (Ибн Маджджа, Каффарат - 2, 13, Насаи , Аъмалюль-яум - 988, Бухари, Адабуль- Муфрад - 787, Ахмад - 1/214, 247, 283.)
В хадисе указывается на то, что взывание другому помимо Аллаха и мольба, является ширком. К примеру, подобно ожидания заступничества от мертвых.
Заступничество только полномочие Аллаха. В этом отношении ни у кого нет полномочий. Аллах (С.Т.) даст разрешение на заступничество только тем обладателям таухида, которые умерли будучи искренними, но при этом совершали большие грехи. Это будет рассматриваться в теме "Шафаат", если будет угодно Аллаху. Положение в ахирате тех, кто не придавал Аллаху сотоварищей.
Джабир б.АбдуЛлах (да будет доволен Аллах ими обоими)передал, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: "Кто встретит Аллаха, не придающим Ему сотоварищей, тот войдет в Рай. А кто встретит Аллаха, придающим Ему сотоварищей, тот войдет в Ад." (Бухари, Муслим, ат-Тирмизи)
Куртуби говорит:
"Не придавать сотоварищей ни в области творения, ни в области поклонения... Единодушное мнение ахлю Сунна таково: Кто умрет, не придавая Аллаху (С.Т.) сотоварищей, по причине совершенных им грехов даже если и будет повергнут наказанию, в конечном результате обязательно будет введен в Рай. Однако, кто умрет придающим Аллаху сотоварищей, никогда не войдет в Рай и не будет он помилован. Останется в вечном огне и пребудет в беспрерывном наказании."
Ан-Науауи саказал:
"Мушрики войдут в огонь и останутся там навечно. В этом отношении нет разницы между яхудиями и христианами из ахлю китаб и идолопоклонниками и другими кафирами.
По нашему нет разницы между упрямым кафиром и неупрямым кафиром.
Опять-таки, разногласящие об исламе, при том что был в исламе, а потом стал кафиром, между ними нет разницы. Все они будут пребывать в вечном джаханнаме. Однако лишь с той разницей, что степени наказания в джаханнаме будут различные. Так как Аллах не бывает несправедливым даже на вес пылинки.
Не придававший Аллаху сотоварищей, будет обязательно помещен в Рай. Некий совершавший грехи, при этом хоть и упорствовал в этом, по причине того, что умер будучи из ахлю таухид, его положение по желанию Аллаха(С.Т.), если Он простит его – то будет введен в Рай без наказания, а если не простит – то будет еден в Рай после отбывания наказания в джаханнаме."
Некоторые алимы говорят следующее:
"Чтобы войти в Рай достаточно отвергнуть ширк, так как это условие таухида и входит в принятие посланичества. Так как кто отвергает и наговаривает ложь на посланников, тот наговаривает ложь на Аллаха. Кто наговаривает ложь на Аллаха, тот мушрик. Сказанное выше подобно этому."
"У совершившего намаз с омовением, его намаз является сахихом." - значит: "Выполнивший все условия омовения". Если некий обнаруживший все условия имана, умрет в таком положении, по причине веры войдет в Рай. То есть если сладость имана укоренилась в сердце, а это значит, что он обладатель нравственности и хороших деяний, то такой войдет в Рай. Однако, есть такие, которые выдают себя за носителей имана, несмотря на это не обнаруживаются на них и следов имана."