Азиз ад-дин ибн мухаммад насафи 15 страница

Раз простодушный человек спросил
Подвижника, что истину хранил:  
— Я многих угнетённых повстречал,
Скорбел о них, молитвам их внимал.  
И вот не помогли молитвы им,
А угнетатель цел и невредим.  
Мудрец ответил: — В этом тайна есть, —
Не в нашей власти вызвать Божью месть.  
Кто всей душой к добру не устремлён,
Тот даже и в цепях — не угнетён.  
А не напрасно молится лишь тот,
Кто сам не угнетал и не гнетёт.  
Но если он слабейших угнетал,
А сам потом сильнейших жертвой стал.  
И если зло в его груди живёт,
Он от молитвы пользы не найдёт.  
Здесь, в мире тьмы, где вечный спор кипит,
Насильник о беде своей скорбит.  
Вот раб озлобленный осла избил,
Рабу хозяин череп проломил.  
Дыру в суме вдовы прогрызла мышь,
А кошка подкралась, загрызла мышь.  
Съел воробей беднягу муравья,
А воробья прикончила змея.  
Но и змею ведь кто-нибудь убьёт,
А сам погибнет тоже в свой черёд.  
Вот так плетётся вечно эта цепь.
Но всё же есть незыблемая крепь,  
Где справедливость чистая царит,
Где истина во всём добро творит.  
И там покой души и мир сердец,
И там вражда умолкнет наконец.

*

Усилий не жалей своих,
Пока ты стар не очень,
Ведь лишь на ветках молодых
Плоды без червоточин.

*

Будь искренним и с Богом и с людьми!
У солнца утра свежесть перейми!  
Будь чистым, как проточная вода.
Добросердечным, искренним всегда.  
Зачем в молитве гнуться поутру,
Коль сердцем ты не обращён к добру?  
Будь щедр, ни перед кем не будь в долгу,
Но помни: в мире ты — не на торгу.  
Будь справедлив во всех делах твоих,
Но сам того не требуй от других.  
Как небосвод, на мир — из края в край —
Глазами милосердия взирай.  
Взгляни — ведь и величье солнца в том,
Что милость солнца — в атоме любом.  
Ты старикам, где можешь, услужи,
Сединам уваженье окажи.  
Особо к одиноким старикам
Заботлив будь. Ведь старым станешь сам…  
Не будь надменным средь людей простых,
С презреньем не смотри на малых сих.  
Игрой и цветом ценен камень — лал,
Хоть он с булыжником в сравненьи мал.  
Не отступай перед врагом любым,
Вставай горою милости пред ним.  
Ведь справиться и с кровною враждой
Возможно милостью и добротой.  
Но к внутренним врагам — к страстям твоим
Будь беспощаден и непримирим.  
Презренному пристрастью уступить —
Не всё ль равно, что дом ворам открыть!  
Сердцам друзей наставника урок,
Как для садов цветущих ветерок.  
Но пользы нет в весеннем ветерке,
Коль не возникнет завязи в цветке.  
Открой для бедных милости ключи,
Дарами ношу бедствий облегчи.  
Ведь бедность — нива, ждущая дождей,
Ты — облако, пролей свой дождь над ней.  
Но, как от прокажённых, прочь спеши
От поражённых глухотой души.  
Коль твой посев невежда подожжёт,
Пожара масло речи не зальёт.

*

Посаженный росток тогда взойдёт,
Когда усерден добрый садовод.  
Коль подвигом снискал ты славы плод,
Тебе он радость неба принесёт.  
Ты никому не можешь быть судьёй,
Пока к добру не обращён душой.  
И стать проводником не может тот,
Кто сам не ведает, куда идёт.  
Когда вода горька и солона —
Не может жажду утолить она.  
Как можешь ты пороки истребить,
Когда с себя порок не можешь смыть?  
Когда в грязи стираешь платье ты,
Не жди от этой стирки чистоты.  
Твои слова прекрасны от души…
Поступки лучше были б хороши.  
Достоинству нас не научит тот,
Кто недостойно сам себя ведёт.  
А польза от отца для сына где ж?
Сам ест халву, а говорит: «Не ешь!»  
В тебе, как в тесте, пекарь твой смешал
И добрых много и дурных начал.  
В победе зла падение твоё,
В добре твоём — спасение твоё.  
Не дай началам добрым пасть в борьбе,
Ведь жребий той борьбы вручён тебе.  
Ум тёмный светом ясным озари,
Неправды с сердца ржавчину сотри.  
В пути коварным мыслям не внимай
И вьюк твой терпеливо поднимай.  
Ведь иначе трудней и тяжелей
Стать может ноша на спине твоей.  
Будь благодарен, добр и справедлив,
И, если ты душою прозорлив,  
Сердечен, должен сам себя стыдить,
Когда задумал злое совершить.  
А если ты открыл свои уста,
Пусть будет речь разумна, не пуста.  
Глубокой мыслью речь вооружи,
К заветам мудрым слух насторожи.  
Пред тем, как ночь завесит твой порог,
Пред тем, как сонный свалишься ты с ног,  
Ты памятью свой разум озари
И день минувший весь пересмотри.  
Всё ль ладно у тебя за день прошло,
Что сделал за день ты — добро иль зло?  
Собой владел ли? Мудр и сдержан был
Иль разума границы преступил?  
На золото, как скряга, не молись,
Как язвы, скряжничества устыдись.  
Богатством не спасёшься от беды.
Из-за довольства иль из-за нужды  
В печали жизнь свою не проводи,
Путь между ними средний находи.  
Но нет для сердца тяжести лютей,
Чем зависть к доблестям других людей.  
И если хочешь ты свой утлый чёлн
Под этим сводом, что коварства полн,  
До пристани надёжной довести,
Друзей найти на жизненном пути,  
На жизнь людей и на дела сперва
Гляди, — не на красивые слова.  
Красно он говорит, — но от него
Что пользы, коль дурны дела его?  
Когда поправший правду царь начнёт
Всё делать, что ему на ум взбредёт,  
Забыв о людях и о нуждах их,
Он сам разрушит зданье дел своих.  
Не мучь безмерно душу каждый час
Исканьем в мире власти и богатств.  
Не рвись к тому, что взять не удалось
Иль что само собою не далось.  
Нет, отступи и, с силами затем
Собравшись, сразу овладеешь всем!

*

Что скромен, не хвались: след скромности незримей,
Чем лапок муравья следы в ночном пути.
Но как её добыть из глубины гордыни, —
Ведь легче горный кряж иглой перенести.

*

Благородство из двух состоит, благородный,
Ипостасей, и я их готов повторить:
Будь, во-первых, к поступкам друзей милосердным,
Чтобы сто их ошибок понять и простить,
Во-вторых, не свершай сам поступка такого,
За который пришлось бы прощенья просить.

*

Благие собраны дела в одном дому, — и ключ
Единственный для входа — тот, что «скромностью» зовут.
И также в дом один дела дурные сметены, —
А ключ «надменностью» зовут: лишь «я» да «мы» вот тут!
Поберегись, не оступись с пути добра во зло, —
Едва оступишься во зло, — и неминуем суд.

*

Счастливец тот, кто жизни кончил путь,
Ему свой смертный облик не вернуть.
Нездешней красоты постигнув суть,
Бессмертным стал, вступив на вечный путь.

*

Попридержи язык, ибо молчанье лучше
Бездумной болтовни, так подводящей нас.
Никто не сожалел о тайне сбережённой,
А выдавший секрет наказан сотню раз.

*

О том, что ты с трудом решил в себе хранить,
Не торопись легко сопернику излить.
Сокрытое в себе всегда сказать успеешь,
А что успел сказать — уже не сможешь скрыть.

*

В пяти вещах на свете счастье скрыто, —
Сошлись во мненьи светочи наук —
Надёжный мир, покой, здоровье, благо
И преданный тебе навеки друг.

*

Щедрость — это одарение без корысти и требования отдачи, даже если эта отдача или возмещение явились бы искренним восхвалением или великой благодарностью за благодеяние.

*

У одного щедрого человека спросили:

— От того, что ты отдаёшь нуждающимся и осыпаешь нищих добром, появлялась ли когда-либо в душе твоей гордыня и желание услышать благодарность от бедных?

— О нет, — ответил он, — моё стремление раздаривать подобно действию половника в руках повара. Хотя повар даёт, а половник разливает, однако он не думает, что делает.

*

В горький день, когда беда гнетёт,
Друг придёт — и боли меньше стало.
В горький день для сердца нужен друг —
В радости друзей всегда немало.

*

Мудрецом называют того, кто постигает сущность вещей настолько, насколько может, и применяет свои знания соответственно необходимости.

*

Увидели муравья, с превеликим трудом тащившего саранчу, которая была в десять раз больше него. Сказали удивлённо:

— Посмотрите на этого муравья. Как он, такой немощный, тащит эдакий большой груз?!

Услышав эти слова, муравей засмеялся и сказал:

— Силой благородства души и чувством чести мужественные переносят любые тяжести, а не мощью тела и дородством.

Навои

Навои, Низам ад-дин Мир Алишер (1441–1501) — поэт, мыслитель и государственный деятель. Родился в семье тимуридского чиновника Гияс ад-дина Кичкине, дом которого был центром людей искусства, в том числе и поэтов. Уже к 15 годам Навои стал известен как поэт, слагающий стихи на двух языках (среднеазиатский тюрки и фарси). Учился в Герате, Мишходе и Самарканде. В 1469 г. стал хранителем печати при правителе Хорасана Султан-Хусейне Байкара, с которым вместе учился в мадраса. В 1472 г. был назначен визирем и получил титул эмира.

В 1487 г. за прогрессивные позиции Навои был сослан в отдалённую провинцию Астрабад в качестве правителя. Крах надежд на возможность политического переустройства страны и установления мира в государстве, раздираемом усобицами Тимуридов, вынудил Навои оставить службу. Вернувшись в Герат в 1488 г., конец жизни провёл в успешной творческой работе.

Литературное наследие Навои велико и многогранно: около 30 сборников стихов, крупных поэм, прозаических сочинений и научных трактатов, всесторонне раскрывающих духовную жизнь Средней Азии XV века.

*

Замок — тело, знай, что сердце в нём — зеркало:
Созерцай красу шаха в зеркале.  
Если это зеркало не отполировать сначала,
Тот царь-гнев бросит в него отражения!

*

Старайся этот мир покинуть так,
Чтоб без долгов расчесться с пережитым.  
Из мира, не закончив дел, уйти —
Не то же ль, что из бани — недомытым?

*

Кто сокрушил в себе прибежище гордыни,
Богатства вечности даны тому отныне.  
А если гордость та во мне нашла обитель,
Найдётся ль для богатств другой хранитель?

*

От любопытных тайну береги:
Не возвратишь, коль слово с уст слетело.  
Ведь вздох последний тоже не вернёшь,
Когда уйдёт дыхание из тела.

*

Всё отдать, себя лишая, — это щедрость свыше мер,
Сделать то же, только молча, — это мужества пример.

*

Кто тебе приносит сплетни, не щадя в них никого,
Тот пред ними обесчестит и тебя же самого.

*

Кто искренне раскаялся в грехах,
Тому простит всевидящий Аллах.  
Любой огнём пылающий порок
Потушит слёз раскаянья поток.

*

У хвалящих себя ум всегда не в достатке,
Славен тот, кто свои признаёт недостатки.  
Не страдает достойный хвалительным зудом,
Лишь порочный привычен к таким пересудам.

*

Настоящее сердце — для Бога жилище,
А без Бога и сад — не красней пепелища!

*

Вышли в путь два приятеля, связаны словом,
Был один из них мудрым, другой — непутёвым.  
Этот звался Мудбир, был в делах он злонравен,
А Мукбиль, его друг, был во всём благонравен.  
Были все их привычки их кличкам под стать.
Ну а клички их были привычкам под стать.  
Речь ведя о подвижниках, вере и Боге,
О высоком Мукбиль рассуждал по дороге.  
А Мудбир шёл, про мерзких людей рассуждая,
О дурном, как безбожник-злодей, рассуждая.  
О страданьях один, о грехе говорил,
А другой о пустой чепухе говорил.  
Так и шли, друг от друга не ведая прока,
Вдруг вдали дивный город вознёсся высоко.  
И расстались они, миновавши заставу:
Каждый чаял найти себе дело по нраву.  
Первый — прямо к отшельникам здешних сторон,
А другой стал разыскивать гнусный притон.  
Первый шахом был принят с великим почётом,
И не ведал он счёта дарам и щедротам.  
В скором времени к шаху два стража здоровых
Притащили Мудбира — в цепях и оковах.  
Притащили и всё рассказали о нём:
Дескать, ночью негодник упился вином,  
Вышло так, что Мудбира назвали уродом,
И затеялась драка — с кровавым исходом.  
Негодяй за обиду в бреду одичалом
Оскорбителя тут же ударил кинжалом.  
В гневе шах возвестил справедливую весть:
«Да постигнет Мудбира кровавая месть!»  
Так достойный спознался с высокою честью,
А негодник покаран был страшною местью.  
Искра к небу взвивается смелым полётом,
А ничтожную муху влечёт к нечистотам.

*

Если низкий познает порыв величавый,
Он достигнет высот и сдружится со славой.

*

Кто богат не возвышенным духом, а златом,
Тот для мудрых не будет достойным собратом.

*

Некто встретил Меджнуна в степи, и при встрече
Тот твердил беспрестанно какие-то речи.  
«С кем же ты говоришь?» — молвил путник, горюя.
Тот сказал: «Добрый странник, с Лейли говорю я».  
«Далеко ль, — был вопрос, — до неё тебе бресть?» —
«Эх, невежда, — тот молвил, — в душе она, здесь!  
А тому, кто в душе жив в любое мгновенье,
Даже дальность дорог не приносит забвенья!»  
Кто в любви совершенством высоким отмечен,
Для него образ избранный в памяти вечен.  
Раз уж вы о любви завели эту речь,
То умейте из мук её радость извлечь!

*

Одолеет преграды душевная сила,
Если спесь и гордыню в себе подавила.  
Чтобы всё одолеть в себе силой духовной,
Непреложно поверь в её смысл безусловный.  
Человеку даны и величье и честь,
Чтобы злое сгубить, а благое обресть.

*

Люди, привязанные к этому миру, сами в себя влюбляются и считаются лишь со своим мнением. Человеческий род невольно претендует на превосходство и не осознаёт своих пороков.

*

Больно ушибается тот, кто много спотыкается; тот, кто много говорит, сбивается с Пути.

*

Много говорить — это хвастать словами, много есть — значит быть руководимым страстями.

*

Скупой не попадёт в рай, если даже он из рода пророков, щедрый не попадёт в ад, если даже он раб пороков.

*

Человек без великодушия — не человек, потому что человек, обладающий телом без души, не живёт.

*

Путём терпения многие трудные задачи находят решение.

*

Не воспитывать способного — несправедливо, воспитывать неспособного — напрасный труд.

*

Тот, кто расспрашивает о том, чего не знает, проявляет свою учёность; тот, кто стыдится расспрашивать, показывает свою глупость.

*

Собака — низкая тварь, а человек достоин двух миров, но верная собака лучше вероломных и неверных людских сынов.

*

Если духу от скверны избавиться надо,
Это просто, о ты, неразумное чадо!  
В покаянье — тебе избавленье от бед,
Среди мрака терзаний — немеркнущий свет.  
Грязь греха никому ведь чужда не бывает,
Чистоты без греха никогда не бывает!

*

Если каясь, томишься ты в горьком стыде,
Путь добра избери, о погрязший в беде!  
А печаль обретёшь — сердце благостью радуй,
И свобода для сердца пребудет наградой!  
Лишь благие из мук сотворяют усладу,
Им дано в безотрадном провидеть отраду.

*

Кто и ночью и днём у злонравия в путах,
Тот обрёк себя жить в испытаниях лютых.  
Кто велениям нрава послушен, как раб,
Будет тот и в великом ничтожен и слаб.  
Кто без прихоти нрава не молвит и слова,
Всё свершит он, что нрав пожелает дурного.

*

Речь — одно, смысл — другое, об этом размысли:
Тот, кто занят словами, не ведает мысли.

*

Зло невежества — вот в чём беда человечья,
От него — и злонравье, и в душах увечья.  

*

Если будет желанное познано вами,
Это — лучше владения всеми мирами.

*

Даже людям красою хвалиться не след:
Кто кичится — в том свойств человеческих нет.  
Красота — в добром деле, в деянии смелом,
Мужу дарится слава страдою и делом.

*

Званье мужа даётся трудом и раденьем,
Тот не муж, кто кичится своим облаченьем.  
Мужа красят поступки — деянья добра,
Даже если одежда на нём и стара.

азиз ад-дин ибн мухаммад насафи 15 страница - student2.ru *

Только тот может зваться могучим и смелым,
Кто за цель свою бьётся душою и телом.

*

Если муж ты, то вот тебе море свершений,
Окунись в него смело и стань совершенней.

*

В единенье душа — словно жемчуг чиста,
Словно створки жемчужниц безмолвны уста.

*

Тайна тайн нашим душам ещё не блистала,
В нас невежества много, а знания мало.

*

Если ведаешь ты, чьей являешься тенью,
Мощь и сила даны твоему разуменью.

*

И чьё сердце любовью к красе воспылало,
Тот и сам — как подобное солнцу зерцало.

*

Поразмысли и ты: сердце — это зерцало,
Чтобы в нём красота отраженьем мерцала.

*

Лишь тогда красоту ты увидишь в зерцале,
Если дух свой к тому подготовишь вначале.

*

Тот един лишь, кто душу и тело забыл.

*

Тот, кто верен, не знает ни славы, ни срама,
Отрешён от людей, отрешён от ислама.

азиз ад-дин ибн мухаммад насафи 15 страница - student2.ru

Всякий жребий — притон ли, святыня святынь —
Предначертан судьбой, как ни брось, как ни кинь.

*

Человеку со псом не сравниться никак:
Там, где верность нужна, люди хуже собак.

*

Но и небо затмить может тучей ненастной,
Муха может взлететь выше птицы прекрасной.

*

Свет и слава присущи благому порогу,
И не каждый к нему обретает дорогу.

*

Сколь бы тело ни грызли страдания плоти,
Всё — не горе тому, кто усерден в заботе.  
Та забота — великое дело любви,
Кто не знал её — мужем того не зови!  
Ну а если любовь суть всего и основа,
Разве может быть рвение к ней у дурного?

*

Ту красу полюби, чьё величие свято,
Её солнцу вовеки не ведать заката.

*

Мысль Господней премудрости вверена тайнам,
Молкнет разум пред нею в смущенье бескрайнем.

*

Мужа тешит заботой любая стезя,
Беззаботному доблестным зваться нельзя.  
Смелый радость создаст и из лютой невзгоды,
Зло добром одолеть — верный признак свободы!

*

Тот, кому гнёт печалей был прежде неведом,
Человечность познав, приобщается к бедам.

*

Надо долго влачиться дорогой бескрайной,
Чтобы слиться душою с заветною тайной.

*

Кто обрёл своё благо в молитве смиренной,
Тот постиг в благодати и смысл сокровенный.

*

Бог страшней наказанья не создал, — заметь, —
Чем в грехе своелюбья навек захиреть.  
Своелюбьем грешить — значит с дьяволом слиться,
И тогда твоё сердце ему покорится.

*

Если в сердце лишь чуждое, бренное скрыто,
От него навсегда сокровенное скрыто.  
А изымешь из сердца всё чуждое Богу,
И завеса откроет благому дорогу.

*

Скуп душою себе только жаждущий блага,
И слывёт недостойным неправедный скряга!

*

Те, кто хвалит себя, от зазнайства убоги,
Им порок не даёт к совершенству дороги.

*

Вечно помни Единого, думай об этом,
Хочешь радости — тешь себя думой об этом.  
А без думы о Нём все утехи души
И при мыслях благих не всегда хороши!

*

Отрешённость — вот признак любви настоящей!

*

Одержимым любовью даруется пламя,
Им дано над свечою порхать мотыльками.

*

Кто в любви не горит, значит, он — не влюблённый,
Тот не любит, в ком нету души опалённой.  
Для влюблённого радость — в любви себя сжечь,
Но любви не обучит и мудрая речь.

*

Не сгоришь — не познаешь. Вот первая суть.
Если пеплом не станешь — желанье забудь!  
Если в жар отрешенья не бросишь ты тело,
Если всё, чем ты жив, в том огне не сгорело, —  
Нет сиянья мечтам и заветным стремленьям,
И вовек не спознаешься ты с единеньем.

*

Для того, в ком любовь — совершенству порукой,
Безразлично равны единенье с разлукой.

*

Наши рекомендации