Мы участвуем в страданиях и смерти Иисуса Христа

а) посредством живой сердечной веры:

«И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2, 19-20);

«И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня»

б) посредством Таинств:

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились» (Рим. 6, 3).

«Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа, в смерть Его крестились»

«…всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете…» (1 Кор. 11, 26).

«…всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете…»

в) посредством распинания плоти своей с ее страстями и похотями:

«…те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» (Гал. 5, 24).

«…те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями»

Распятие греховной плоти совершается «воздержанием от страстей и похотей, и действиями им противными» [373].

ГЛАВА VI

О ПЯТОМ ЧЛЕНЕ СИМВОЛА ВЕРЫ

СОШЕСТВИЕ ИИСУСА ХРИСТА ВО АД

Состояние, в котором был Иисус Христос после Своей смерти и прежде Воскресения, изображает церковная песнь:

«Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняли неописанный» [374].

Когда тело Спасителя покоилось во гробе, Его человеческая душа сошла в ад.

«Ад… значит место, лишенное света. По христианскому учению под сим именем разумеется духовная темница, то есть состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства» (Иуд. б) [375].

«Ад… значит место, лишенное света. По христианскому учению под сим именем разумеется духовная темница, то есть состояние духов, грехом отчужденных от лицезрения Божия и соединенного с ним света и блаженства»

Иисус Христос нисходил в ад

«для того чтобы и там проповедать победу над смертию, и избавить души, которые с верою ожидали Его пришествия» [376].

«Он и нисходил… в преисподние места земли» (Еф. 4, 9), «и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал» (1 Пт. 3, 19), и «мертвым было благовествуемо» (1 Пт. 4, 6).

«Он и нисходил… в преисподние места земли»

«и находящимся в темнице духам, сошед, проповедал»

«мертвым было благовествуемо»

Следует иметь в виду, что смерть Спасителя не привела к разрушению единства Ипостаси Богочеловека, ибо естества в едином Лице Христа соединились неразлучно:

«…естество Божественное, после того как оно приняло на Себя естество человеческое, никогда уже не отделялось от него — ни во время страданий, ни смерти крестной, ни после смерти. И хотя душа отделилась от тела, но Божество ни от тела, ни от души не отделялось. Посему и во время смерти Лицо Христово было одно и то же» [377].

ВОСКРЕСЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ИЗ МЕРТВЫХ

Значение события Воскресения в деле Искупления

Христианская вера изначально есть вера в факт Воскресение Христа из мертвых. Апостольская проповедь была прежде всего проповедью Воскресения. Ап. Павел говорит, обращаясь к коринфским христианам:

«А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших» (1 Кор. 15, 17).

«А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших»

Воскресение Христово запечатлевает победу над грехом и возвещает освобождение человечества от последнего из последствий греха — телесной смерти. Телесное Воскресение Иисуса Христа, таким образом, есть удостоверение действительности совершенного Им дела Искупления. В противном случае крестная смерть была бы всего лишь позорной казнью, мученичеством за идею, но не имела бы искупительного значения.

В Ветхом Завете существовал обычай принесения Богу начатков урожая. По верованию ветхозаветной Церкви, благословение Божие, которое призывалось на этот начаток, распространялось затем на весь урожай. Ап. Павел, используя этот ветхозаветный образ, говорит о Христе как о Начатке, Который открывает путь к всеобщему воскресению:

«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15, 20).

«Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших»

Таким образом, Воскресение Иисуса Христа является залогом нашего Воскресения:

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживит, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15, 22-23).

«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживит, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его»

После всеобщего Воскресения смерть, побежденная Воскресением Христовым, будет окончательно изгнана из мира:

«Последний же враг истребится — смерть» (1 Кор. 15, 26).

«Последний же враг истребится — смерть»

Во дни Своего общественного служения Господь неоднократно совершал воскрешения умерших. Однако все возвращенные Им к жизни не были свободны от закона тления и не избежали смерти. Только Христос «воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти» (Рим. 6. 9). Воскресение Христово — не просто оживление (возвращение в то биологическое состояние, которое имело место перед смертью), но преображение человеческого естества, качественное изменение его состояния. В Воскресении человечество Христово совлекается тления и Господь восстает в новом и славном образе, Его воскресшая человеческая природа наполнена вечной жизнью Царства Божия [378].

«воскресши из мертвых, уже не умирает, смерть уже не имеет над ним власти»

Наши рекомендации