Гибридная война» против руси

«Зарубежные исследователи настаивают на том, что Рим постоянно, на протяжении всей истории взаимоотношений наших государств, призывал Россию к дружбе и добрососедским отношениям.

Отечественные же исследователи истории описывают эти же самые взаимоотношения с точностью до наоборот: «папство было верным союзником западноевропейских агрессоров, вторгшихся на земли русского народа»[55].

Давайте рассмотрим, как действовали католики по отношению к России.

Атака римско-католической церкви на Русь началась по нескольким направлениям. Задача состояла во внедрении в России «священных книг» латинской модификации.

1-е направление агрессии католицизма осуществлялось через Грецию (Константинополь):

· в 1577 году основали в Риме коллегиум, специально предназначенный для греческих юношей. Этот коллегиум мог предоставить своим воспитанникам бесплатное обучение и содержание;

· обучение проводили католики и по возвращении на родину греки являлись проводниками идей о папской власти;

· с разрешения турецкого правительства иезуиты в 1600 году в Константинополе (в Галате) стали заводить школы, приюты, больницы, и т. п. В условиях тяжелого турецкого гнета иезуиты выглядели благодетелями христианства;

· перепечатывали в Риме православные книги с внесением в них латинских мнений и распространяли их на Востоке;

· в Турецкой империи действовали католические ордена, которые основывали монастыри, школы, открыто ходили с проповедью по городам и селениям, совращая православных раздачей денег.

После того, как ортодоксальную греческую церковь удалось подмять под себя, католики стали говорить, что в России вера испорчена и нужно вернуться к правильной греческой вере.

2-е направление агрессии католицизма осуществлялось через Польшу.

Орден иезуитов действовал в Польше под покровительством польского короля и великого князя литовского Стефана Батория (1533-1586).

В 1578 году Баторий основал в Вильно иезуитскую коллегию, которая должна была стать исходным пунктом наступления на Восточную Европу. Главной задачей коллегии было обучение православных студентов и обращение их в католичество. В ход был пущен весь огромный арсенал воспитательных средств иезуитского ордена. Возникла целая сеть воспитательных заведений, подчиненных коллегии в Вильно.

3-е главное направление агрессии католицизма — внутренние «диссиденты» в России и их кураторы-латиняне.

Еще при Иване Грозном в России появляется иезуит, апостольский легат и викарий (епископ без епархии) всех северных стран Антонио Поссевино (1534-1611). О своем пребывании в Москве он написал книгу «Московия».

Поссевино не скрывал цель приезда в Московию: по заданию папы он должен был обратить Русь в латинскую веру.

Поссевино требует, чтобы Иван Васильевич согласился принять латинскую веру, обещая ему в этом случае титул императора.

Поссевино предложил папе способы введения в Московии католической религии[56]:

· Основать семинарию в Вильно или Полоцке для русских из королевства польского и для тех, которые были взяты в плен в Московии на войне.

· Использовать методы, отработанные для греческих коллегий, и это может быть, окажется в большой мере полезным для русских.

· А тех, кого можно было бы вывезти из Москвы, послать в папские семинарии. У них не должно быть недостатка в средствах на жилье и питание.

· Нужно, чтобы венецианцы послали одного-двух купцов, пусть и частных лиц, но людей честных, чтобы те старались воспользоваться любым случаем и способствовали тому, чтобы католические священнослужители смогли стать твердой ногой в этой стране.

· Нужно воспользоваться тем, что «некоторые князья, как, например, в Остроге[57] и Слуцке имеют типографии и школы, в которых поддерживается схизма».

Смута

Известно, что в начале XVII века в России было «смутное время»[58].

Называется много причин смутного времени: похолодание, неурожайные годы, борьба за власть внутри русской элиты и т. п.

«Некоторые русские историки в качестве основной причины смуты прямо называли постоянные стремления папства к подчинению себе Русской Православной Церкви и искусную деятельность иезуитов (H. H. Костомаров). Рим, вынашивая планы распространения католичества в русских землях, решил, что нужно поставить в России государя-католика, поэтому папа поддержал польско-литовскую интервенцию Московского государства начала XVII века…»[59]

Лжедмитрий (Гришка Отрепьев), на которого католики возлагали большие надежды, поставив его на русский престол, не оправдал их. Вот что пишет по этому поводу Григорий Мамаев[60]:

«Гришка-Анафема был вовсе не простым человеком. Неправильно считать его безвольной куклой в руках поляков, иезуитов и московских бояр... Он довольно долго и умело водил за нос и тех, и других. Известно, что он принял католичество, но и от Православия как будто не отказывался... Скорее всего, он не был ни католиком, ни православным. Скорее всего, он был... сторонником древней Ариевой ереси.

Огромная колония ариан — тайных и явных — существовала в XVII веке в Польше, — именно в ней и подвизался Григорий Отрепьев после побега из Чудова монастыря и перед появлением при польском дворе.

Вот и Лжедмитрий был арианином, — тому есть немало доказательств. Видимо, именно ариане и их тайные покровители вывели беглого русского монаха в самые верхи польской знати. Возможно, существовали ариане и в Москве...

Он расплачивался с Польшей больше обещаниями, чем деньгами, не спешил выполнять главные требования панства: уступка русских земель, привилегии католичеству».

Автор, скорее всего, прав. Арианство к тому времени еще не было уничтожено полностью и сопротивлялось экспансии Ватикана, но силы были не равны.

К. Валишевский[61] тоже склонялся к тому, что Григорий Отрепьев был сторонник арианства: «На взгляд людей, умевших ценить, на его (Григория — авт.) православии всегда замечался оттенок арианской и социнианской ересей[62]».

Вот что пишет о деятельности римских католиков в России Мельников-Печерский[63]:

«В Московском государстве у всех еще на свежей памяти были недавние события смутного времени и фанатическое зверство римских католиков в самых стенах Кремля».

Приход Романовых

В 1613 году к власти приходит Михаил Романов.

Это произошло в результате сговора Филарета и с Сигизмундом, и с англичанами.

Патриарх Филарет (Федор Романов) отец Михаила был арестован поляками в 1611 году и вернулся в Россию в 1619 году.

Кестлер[64]:

«Этот человек сумел не только организовать избрание своего несовершеннолетнего сына Михаила Царем Всея Руси, он и сам был «избран Великим Государем», т. е. Царем, оставаясь при этом и Патриархом, и единолично правил Московией до своей смерти в 1633 г.»

Очевидно, что воцарение династии Романовых в Московии стало результатом общеевропейской политической договоренности. Фактический основатель новой русской династии Филарет, вероятно, выторговал у католической Европы будущее самодержавие, т. е. политическую и религиозную независимость Московии в обмен на замену «испорченного вероучения» на «правильное» католическое.

Филарет, находясь в плену, вынужден был согласиться с требованиями католиков, при условии, что его претензии на российский трон будут поддержаны Западом.

Свою деятельность он сразу начал с исправления религиозных книг и фактически создал правоверную церковь, которую позже переименовали в православную.

Это вызвало сопротивление общества, в связи с чем, Филарету не удалость до конца достичь целей, поставленных Ватиканом.

Кестлер:

«О том, что до Романовых современного христианства на Руси не было, свидетельствует то, что первый в русской истории город, получивший имя святого, — это город Святого Михаила Архангела, нынешний Архангельск, основанный в 1613 г. в честь воцарения Михаила Романова, а до этого назывался Новые Холмогоры (основан в 1597 г.). (Для сравнения: и названия католических городов в честь разнообразных святых с приставками Сан-, Санта-, Сент- появляются только со второй половины XVI в.)».

Известно, что Михаил Федорович, чтобы расплатиться с наемниками за свой приход к власти взял ссуду 20 тыс. рублей у английского короля Якова I Стюарта.

Филарет начинает бороться с арианством с помощью книгопечатания.

Карташев А. В. сообщает, что «... из Московской типографии за время патриарха Филарета вышло печатно изданных книг больше, чем за все время русского книгопечатания от его начала при Грозном. Евангелие, Псалтирь, Апостол и т. п. Царь и патриарх, заботясь и о полноте богослужения, и о приведении его к однообразию, щедро рассылали книги по церквам без коммерческой выгоды, по себестоимости, а в далекую Сибирь даже и совсем бесплатно»[65].

Ряд старых книг были отобраны у всех церквей и сожжены публично.

Далее взаимоотношения с католиками были прерваны, видимо для того, чтобы успокоить общество.

Возобновились эти отношения «в начале 70-х гг. XVII века. После того как царь Алексей Михайлович (1645-1676) лично обратился к папе с предложением вести совместную борьбу против Османской империи, в Москву были направлены папские послы».

Наши рекомендации