О первой заповеди

499. ЧТО ОЗНАЧАЮТ СЛОВА “Я — ГОСПОДЬ, БОГ ТВОЙ”?

Словами Я — Господь, Бог твой — Бог как бы указывает на Себя Самого человеку и, следовательно, повелевает познаватьГоспода, как Бога.

500. КАК МЫ ДОЛЖНЫ ПОЗНАВАТЬ БОГА?

Из повеления познавать Бога можно вывести особые обязанности: учиться богопознаниюкак важнейшему из всех знаний; прилежно слушать поученияо Боге и о делах Его в Церкви и благочестивые разговорыоб этом дома; читать или слушать книги, научающие богопознанию, во-первых, Cвященное Писание, во-вторых, писания святых отцов.

501. ЧТО ПРЕДПИСЫВАЕТСЯ СЛОВАМИ “ДА НЕ БУДЕТ У ТЕБЯ ДРУГИХ БОГОВ ПРЕД ЛИЦЕМ МОИМ”?

Словамида не будет у тебя других богов пред лицем Моим, предписывается обращаться и стремиться к единому истинному Богу, или, что то же, благоговейно почитатьЕго.

502. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТНОСЯТСЯ К ВНУТРЕННЕМУ БОГОПОЧИТАНИЮ?

К внутреннемубогопочитанию относятся следующие обязанности:веритьв Бога; ходить передБогом, т.е. помнить о Боге и всегда поступать осмотрительно, потому что Он видит не только дела, но и сокровеннейшие наши мысли; боятьсяБога, или благоговеть перед Ним, то есть считать гнев Отца небесного величайшим для себя несчастьем, и потому стараться не прогневлять Его; надеятьсяна Бога; любитьБога; повиноватьсяБогу, т.е. непрестанно быть готовым делать то, что Он повелевает, и не роптать, когда Он делает с нами не то, чего бы мы желали; поклонятьсяБогу как существу высочайшему; прославлятьБога как всесовершенного; благодаритьБога как Творца, промыслителя и Спасителя; призыватьБога как всеблагого и всемогущего помощника во всяком добром начинании.

503. КАКИЕ ОБЯЗАННОСТИ ОТНОСЯТСЯ К ВНЕШНЕМУ БОГОПОЧИТАНИЮ?

К внешнемубогопочитанию относятся следующие обязанности:исповедоватьБога, т.е. признавать, что Он — наш Бог, и не отрекаться от Него, даже если за Его исповедание предстояло бы пострадать и умереть; участвовать в общественном богослужении,установленном от Бога и учреждённом Православной Церковью.

504. КАКИЕ ГРЕХИ ПРОТИВ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?

Грехи против первой заповеди следующие: 1. Безбожие, когда люди, справедливо называемые псалмопевцем безумными, желая избавиться от страха суда Божия, говорят в сердце своем: нет Бога (Пс. 13:1). 2. Многобожие, когда вместо единого истинного Бога признают многие мнимые божества. 3. Неверие, когда, признавая, что Бог есть, не верят Его провидению и откровению. 4. Ересь,когда люди к учению веры примешивают мнения, противоречащие Божественной истине. 5. Раскол,т.е. своевольное уклонение от единства богопочитания и от Православной Кафолической Церкви Божией. 6. Богоотступление,когда отрекаются от истинной веры от страха или для выгоды. 7. Отчаяние,когда совсем не надеются получить от Бога благодать и спасение. 8. Волшебство, когда, оставляя веру в силу Божию, верят тайным и большей частью злым силам тварей, и особенно злых духов, и стараются ими действовать. 9. Суеверие, когда верят, что какая-нибудь обычная вещь имеет Божественную силу, и на неё вместо Бога надеются или её боятся (так, например, верят старой книге и думают, что только по ней, а не по новой, можно спастись, хотя новая содержит то же учение и то же богослужение). 10. Леньпо отношению кучению благочестия, молитве и общественному богослужению. 11. Любовь к чему-либо больше, чем к Богу. 12. Человекоугодие,когда угождают людям в ущерб угождению Богу. 13. ЧеловеконаДеян.ие,когда кто-либо надеется на способность и силы свои или других людей, а не на милость и помощь Божию.

505. ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕКОУГОДИЕ И ЧЕЛОВЕКОНАДЕЯН.ИЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?

Человекоугодие и человеконаДеян.ие противоречат первой заповеди, потому что человек, которому мы угождаем или на которого надеемся и забываем Бога, некоторым образом есть для нас иной бог, вместо Бога истинного.

506. В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ ТАК ГОВОРИТСЯ О ЧЕЛОВЕКОУГОДИИ:

Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым(Гал 1:10).

507. СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ ГОВОРИТ И ЧЕЛОВЕКОНАДЕЯН.ИИ:

Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа(Иер 17:5).

508. КАК ИСПОЛНИТЬ СВОИ ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕД БОГОМ?

Чтобы исполнить свои обязанности перед Богом, нужно отречься от самого себя. Кто хочет идти за Мною, — говорит Господь Иисус Христос,— отвергнись себя(Мк. 8.34).

509. ЧТО ОЗНАЧАЕТ ОТРЕЧЬСЯ ОТ САМОГО СЕБЯ?

По объяснению святого Василия Великого: От себя отречётся тот, кто в себе победит истлевающего в обольстительных похотях ветхого человека и преодолеет все мирские пристрастия, препятствующие благочестию. Полное же отречение от себя состоит в том, чтобы и к самой жизни быть беспристрастным и думать, на себя не надеясь, о смерти(Пространные нравственные ответы, 8).

510. ОТРЁКШИЙСЯ ОТ СЕБЯ ЧЕЛОВЕК ИМЕЕТ ЛИ УТЕШЕНИЕ?

Отрёкшийся от себя и лишённый многих естественных удовольствий человек может иметь благодатное Божественное утешение, которое не в силах нарушить даже страдания. По мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше(2 Кор. 1:5).

511. КОГО ЕЩЁ МЫ ДОЛЖНЫ ПОЧИТАТЬ, НЕ НАРУШАЯ ПЕРВОЙ ЗАПОВЕДИ?

Заповеди, предписывающей благоговейно почитать единого Бога, соответствует также правильное почитаниеАнгеловисвятых, поскольку мы почитаем благодать Божию, в них обитающую и действующую, и через них просим помощи у Бога.

Наши рекомендации