О детях, их радостях и трудностях. вильно, если ребёнок сначала исповедуется своей матери и потом — духовнику
вильно, если ребёнок сначала исповедуется своей матери и потом — духовнику. Как родители, если ребёнок ушибёт ногу, идут вместе с ним к врачу и спрашивают, что им нужно делать, чтобы ушиб прошёл, так они должны знать и о том, какие [духовные] проблемы есть у их ребенка — для того чтобы ему помочь. Если ребёнок говорит о своих проблемах только духовнику, то как родители смогут ему помочь? Ведь они не знают, что его беспокоит.
Трудности детей во время учёбы
Дети, обладающие способностью к суждению и сообразительностью, иногда встречаются с затруднениями и мучаются. Такие дети все хотят упорядочить своим собственным умом и стремятся делать то, что превосходит их силы. У них сильный ум, однако они не умеют нажимать на тормоз. Они ставят эксперименты на себе самих, словно хотят испытать, какой у них запас прочности! От этого они страдают. Если они смирятся, то их способность к суждению поможет им преуспеть. Дети, у которых нет такой способности к суждению и сообразительности, не имеют и трудностей, но, в свою очередь, они не трудятся [внутренне], не задумываются [о жизни]— в добром смысле этого слова.
Знаете, сколько студентов, подготовившись к экзаменам и зная всё наизусть, боятся, что они провалятся, и из-за этого не идут на экзамены? Будучи в состоянии справиться с учёбой, такие студенты своей трусостью ввергают себя в панику. Однако если они смиренно попросят «Помолитесь, потому что сам я не могу справиться с учёбой, но вашими молитвами постара-
юсь сдать экзамены хорошо», то за смирение они при-имут и Благодать Божию и божественное просвещение. Кроме этого, перед тем как начинать сдавать экзамены, студентам надо помолиться своему Святому покровителю, который поможет им в соответствии с их верой и благоговением.
— Геронда, одна девушка, которая учится за грани-цей, написала мне: «Помысл говорит мне, что я никогда не смогу духовно преуспеть. Видно я всегда такой и останусь».
— Вот чудачка! Сидит в Европе и приходит к таким выводам! Ведь она же поехала туда не для того, чтобы преуспеть духовно и не для того, чтобы остаться там навсегда, а для того, чтобы получить те знания, которые понадобятся ей по специальности. Пусть она старается сохранить то духовное состояние, которое у неё есть сейчас, и не стремится к духовному преуспеянию там. Ведь европейцы — народ, преуспевший в [земных] науках, а не в духовном. Пусть она не давит на себя и не принимает всё близко к сердцу. Не стоит принимать всё это близко к сердцу и из-за этого страдать. Пусть она считает своё пребывание там срочной воинской службой. В армии солдат трудится в поте лица, выбивается из сил, иногда другие ведут себя с ним очень жёстко. А с ней в Европе люди ведут себя по крайней мере с вежливостью — пусть и внешней, лицемерной — по европейскому менталитету. Следовало ожидать того, что она встретится с этими трудностями, потому что и в Греции мы видим то же самое. Разница только в том, что в Греции — поскольку мы народ православный — есть и духовная помощь для тех, кто озабочен своей духовной жизнью. Немного терпения и немного внимания, и трудности будут
ДЕТИ И ИХ ОБЯЗАННОСТИ
преодолены. Раз она оказалась там, то надо своё свободное время посвятить чтению и молитве, чтобы духовно тоже питаться. Те усилия, которые она приложит, чтобы преуспеть в учёбе, помогут ей погрузиться в неё с головой, и тогда все злые помыслы и юношеские искушения будут ей чужды.