Бог — это три Личности: Отец, Сын и Святой Дух.
МО БНЦМ ЕХБ УКРАИНЫ
УЧЕНИЕ О БОГЕ
СМОЛЯР ИГОРЬ
ЖИТОМИР, 2015
ТРЕБОВАНИЯ…………………………………………………..2
УЧЕНИЕ О БОГЕ ОТЦЕ………………………………………..4
УЧЕНИЕ О БОГЕ СЫНЕ……………………………………….31
УЧЕНИЕ О БОГЕ ДУХЕ СВЯТОМ……………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….81
ТРЕБОВАНИЯ
Посещение каждого урока и активное участие в них обязательны для всех. Данный курс будет излагаться в виде интенсивной преподавательской сессии, поэтому от студента ожидается внимание и сосредоточение на предмете. Если в силу уважительных причин студенту пришлось пропустить сессию, то он должен прослушать ее в аудио или видео формате.
Прочесть книгу на выбор: «Познание Бога» Джеймс Паркер или «Чему радуется Бог» Джон Пайпер. Также нужно написать краткую рецензию на книгу: что понравилось, что не понравилось, как ценные мысли привлекли ваше внимание, насколько они актуальны и т.п.
Прочесть данный учебный материал со всеми ссылками из Библии. Выучить наизусть 5 стихов из Библии касательно природы Бога.
Написать небольшую письменную работу на один из атрибутов Бога в моей жизни.
УЧЕНИЕ О БОГЕ ОТЦЕ
1. ПОЗНАВАЕМОСТЬ БОГА
Человек хочет познать Бога, об этом свидетельствуют религиозные искания человечества. Но возможно ли познать Бога?
Писание говорит как о непостижимости Бога, так и о возможности познать Его. Как это понимать? Ответ таков: человеческому уму доступно лишь некоторые знание, но нам не дано знать о Нем все. Непостижимость Бога – Иов.11:7, Ис.40:18; познаваемость Бога – Ин.14:7, 17:3, 1Ин.5:20.
Существует большая проблема среди современных христиан – незнание Бога. Д.Паркер сказал: «В корне многих слабостей современной церкви лежит незнание Бога, незнание Его путей и неумение пребывать в общении с Ним… Многим из нас (атрибуты Бога) мало знакомы. Однако Божий народ не всегда находился о них в неведении. Было время, когда вопрос об атрибутах Бога (так это называлось) считался настолько важным, что его включали в катехизис, обучали ему всех детей в церквях; и предполагалось, что все взрослые знакомы с ним. Например, на четвертый вопрос Вестминстерского краткого катехизиса „Что есть Бог?“ давался следующий ответ: „Бог есть Дух, без начала и конца, вечный и неизменный в Своем существе, мудрости, силе, святости, справедливости, благодати и истине“. Однако только очень немногие современные дети воспитываются на Вестминстерском кратком катехизисе. И очень немногие из сегодняшних верующих прослушали цикл проповедей — проповедей о характере Бога, подобных внушительному труду Чарнока „Рассуждения о существовании и характере Бога“ (1682). И лишь очень немногие прочли хотя бы одну книгу, просто и непосредственно говорящую о природе Бога, — по той причине, что в настоящее время таких книг почти нет. Поэтому можно ожидать, что исследование всех этих вопросов даст нам хорошую пищу для размышлений и множество свежих идей, которые надо будет обдумать!»
Существует, по крайней мере, три ключевые цели познания Бога:
· Иметь жизнь вечную. Ин.17:3, 1Тим.2:4
· Духовный рост. 2Пет.3:18
· Прославлять Бога. Рим.11:33-36
Опасности каждого христианина, который хочет познавать Бога:
· Можно много знать о Боге, но не знать САМОГО БОГА.
· Можно много знать о Боге, но не жить благочестивой жизнью.
· Можно много знать о благочестии, но не знать о Боге.
«Христианину надо по-настоящему изучать Бога. Самая высокая наука, самая возвышенная мысль, самая могучая философия, которой только может заинтересоваться Божий избранник, — это имя, природа, личность, дела и бытие великого Бога, которого он называет своим Отцом. Размышление над Божественным, каким-то образом чрезвычайно совершенствует наш разум. Предмет наших размышлений настолько велик, что все мысли теряются в его безмерности; он настолько глубок, что гордыня тонет в его беспредельности. Все остальное можно объять и расчленить; во всем остальном мы чувствуем свое превосходство и идем дальше с мыслью: „Э, да я настоящий мудрец! “ Но приблизившись к этой науке наук и обнаружив, что нашим мерилом ее невозможно измерить, что орлиный глаз не в силах разглядеть ее высоту, мы осознаем, что если кто-то и считает себя мудрым, то он глупец из глупцов. И мы с радостью признаем: „Я всего лишь младенец, и ничего не знаю“. Ничто другое не смиряет наш разум так, как мысли о Боге…
Но смиряя наш разум, эти размышления одновременно и совершенствуют его. Кто часто думает о Боге, тот имеет разум намного сильнее, чем человек, забывший Творца. Самая лучшая наука для роста души — это наука о Христе распятом и о Святой Троице. Ничто не способно так развить интеллект, так возвысить душу человека, как серьезное, постоянное, глубокое исследование великого Объекта — Бога. Более того: смиряя и совершенствуя нас, этот предмет размышлений еще и бесконечно утешает. О да, когда мы смотрим на Христа, мы получаем целебный бальзам на каждую рану; раздумья об Отце дают покой и спокойствие при любом горе; с помощью Святого Духа мы перенесем всякую болезнь. Хотите навсегда распрощаться со скорбью? Хотите отбросить заботы? Тогда идите и с разбега нырните в глубочайшее море Бога; потеряйтесь в его безмерности, и вы выйдете из него освеженными и радостными, как после спокойного сна. Я не знаю ничего другого, что могло бы так же утешить душу, так же успокоить наступающие волны скорби и горя, так усмирить ветры испытаний, как постоянные размышления о Боге. Именно к этому предмету размышлений я и хотел бы призвать вас сегодня…» Д. Паркер, «Познание Бога».
2. СУЩЕСТВОВАНИЕ БОГА
Откуда мы знаем, что Бог есть (существует)? Ответ – Библия говорит об этом, и этого достаточно для христиан.
Евр.11:6 – «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает»
На протяжении истории формулировались разные доводы и доказательства существования Бога. Их принято называть «натуралистические аргументы» или «общее откровение». Существует четыре основных аргумента:
· Космологический аргумент
Все творение свидетельствует о существовании Бога, или Бог открывает Себя через творения.
Пс.18:2-7, Рим.1:18-20
Этот аргумент основывается на причинно-следственной связи. Вселенная – следствие, а Бог – причина. Этого аргумента достаточно для осуждение человека!
· Телеологический аргумент
Упорядоченность мира свидетельствует о существовании Бога, или Бог открывает Себя через упорядоченность Вселенной.
Деян.14:15-18
Вселенная – очень сложное творение, но в тоже время имеет порядок, цель и замысел. Это заставляет нас предполагать о существовании Того, Кто замыслил мир, т.е. Творца.
В. Пэли сказал: «Увидевший часы догадается о существовании часовых дел мастера».
· Антропологический аргумент
Человек как доказательство существование Бога, или Бог открывает Себя через человека.
Деян.17:28-29
Кто создал человека? Откуда у человека разум, воля, нравственность, выбор? Эти вопросы должны привести к тому, что у человека должен быть живой, разумный и благой Творец.
· Онтологический аргумент
Представление о бытии и совершенстве как аргумент доказательства существования Бога. Этот аргумент основан на том факте, что человек обладает идеей о Боге, что каким-то образом доказывает существование Бога. Идея совершенства должна исходить из совершенного источника, а таким совершенным источником и является Бог.
Наиболее известным человеком, поддерживавшим этот аргумент, был Ансельм Кентерберийский.
3. ПРИРОДА БОГА
УНИКАЛЬНОСТЬ БОГА
Бог уникален, единственный в своем роде. Нет Бога кроме Бога Библии. Единственность Бога подчеркивает Его абсолютность и несравненное превосходство. Бог Библии — единственный, абсолютный, Тот, Кому нет даже подобного.
Ис. 44:6; 45:5, 46:5–10; 2 Цар. 22:32; Втор. 6:4; 1 Тим. 2:5
Применение:
- Наше мировоззрение должно содержать ясное понимание абсолютности и несравненного превосходства Бога над всем.
- Поклонение должно быть адресовано только Богу, описанному в Библии.
- Поклонение единственному абсолютному Богу должно быть абсолютным, т. е. полным, без малейшего исключения (все сферы, все мысли, все устремления и желания).
БОГ ЕСТЬ ЛИЧНОСТЬ
Бог это не безличная жизненная сила, разум или энергия. Бог не похож на автомат с кофе: вставляешь купюру — тебе наливается дымящийся напиток; совершил обряд — тебе дорога в рай открыта. Библия говорит иначе: Бог — это Личность. Бог обладает качествами личности (интеллект, воля, эмоции):
· Бог обладает самосознанием. Он способен взглянуть на Себя со стороны. Исх. 3:14
· Бог имеет разум. Пр. 3:19-20
· Бог имеет эмоции (радость, гнев, сострадание, грусть). Иер. 32:41, Ос. 11:8, Быт. 6:6, Пс. 46:5, Иак. 5:11.
· Бог имеет волю. Еф. 1:11
Применение:
- Некоторые люди говорят, что к Богу ведет много путей, точно так же как к вершине горы ведет много тропинок. Но Бог – это не безличная гора, а живая Личность. Поэтому, чтобы добиться расположения Бога, надо знать Его требования.
- Если Бог — Личность, то Ему не угодны простые обряды и формальности, которые люди делают будто бы для Него. Для Него важны личные отношения с человеком.
- Если Бог — Личность, то есть то, что нравится Богу, а есть то, что Ему противно. Поэтому стоит посвятить свою жизнь тому, чтобы делать то, что Ему угодно.
- Если Бог — Личность, то любой грех — это не просто противоправное деяние против «морального закона». Грех — это всегда вызов Богу. Это бунт против Царя. Стоит это помнить каждый раз, когда у вас есть искушение сделать что-то неправильное.
БОГ ЕСТЬ ДУХ
Природа Бога духовна, она не ограничена материей.
Ин. 4:23-24, 1 Кор.6:17
Два ключевых момента, что Бог есть Дух:
· У Бога нет формы.
Бог — это не материальное, но духовное существо совсем из другого мира.
«Он не состоит из материи, Он не имеет ни частей, ни измерений, Его невозможно различить нашими телесными органами чувств, и Его существование более совершенно, чем любой другой вид существования».
О Боге нельзя сказать, худой Он или полный, высокий или низкий, старый Он или молодой, лохматый или лысый.
· Бог невидим.
1 Тим. 6:16. Никто и никогда не видел Бога!!! Однако были моменты в истории, когда люди видели ПРОЯВЛЕНИЯ ПРИСУТСТВИЯ Бога (свет, огонь, землетрясение, трубный звук, столб облачный и огненный, посланники Бога, т.е. ангелов)
Применение:
- Если Бог — это Дух, то Бога-Отца невозможно изобразить или представить. Мы не можем представить Бога не только в виде человека, но и как какой-то объект: огненный шар, Вселенная, светящиеся небеса и т.д.
ТРОИЦА
Слово «Троица» не используется в Библии, тем не менее, это библейское учение. Учение о триединстве Бога самая сложная доктрина для понимания человеческим разумом.
Пример: «Самый внешний слой атмосферы Солнца (корона) имеет температуру выше 1.000.000°C, в то время как видимая поверхность Солнца обладает температурой всего лишь около 6000°C. Обычно температура падает по мере удаления от нагретой поверхности. И, если мы попытаемся проверить, выполняется ли это для Солнца, и начнем подниматься вверх от его поверхности, то сначала мы обнаружим, что температура действительно падает. Однако затем, после подъема на очень незначительную высоту температура неожиданно начинает очень быстро расти и достигает чрезвычайно больших значений. В настоящее время природа процессов, которые нагревают корону Солнца до высоких температур представляет одну из наиболее значительных солнечных "тайн"».
Если с обычным солнцем столько много непонятного и неясного, то что же говорить о Творце, который его создал. Сегодня мы сталкиваемся с удивительным парадоксом: как три Личности могут быть одним Богом.
Баптистское вероисповедание 1689 года:
«В этом Божественном и бесконечном Существе заключены три Личности: Отец, Слово, или Сын, и Святой Дух. Они едины в Своей сущности, силе и вечности, и Каждый обладает полнотой Божественной сущности, однако эта сущность неделима: Отец не рожден никем и не произошел ни от кого, Сын является извечно рожденным от Отца, Святой Дух исходит от Отца и Сына; все Три бесконечны и безграничны, не имеют начала и являются поэтому одним Богом, Которого нельзя разделить по сути и бытию, но Они различимы по своим особым сравнительным качествам и личностным отношениям; это учение о Троице является основой всего нашего общения с Богом и нашей зависимости от Него, дающей нам покой и утешение»
Еще одно определение:
«Существует лишь один Бог, но в едином Боге сосуществуют три вечных равных личности, одинаковые по сущности и существу, но различающиеся по образу существования»
У. Грудем так определяет:
« Бог вечно существует как три личности: Отец, Сын и Святой Дух. Каждая личность полностью является Богом, и при этом существует только один Бог. Это единство трех личностей называется Троицей»
Бог — это три Личности: Отец, Сын и Святой Дух.
- Бог-Сын не является Богом-Отцом. Ин 1:1 - «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
- Дух Святой не является Богом-Сыном и Отцом. Ин 14:26 - «Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам».