Наши доводы относительно возможности установления сущности вещей

Мы в доказательство своей правоты приводим два довода:

1) Необходимый:

Мы устанавливаем сущность вещей опираясь на зрение, и если кто-либо видит какой-либо другой предмет, отличный от нашего, то пусть приведет свои доводы и разъяснения.

2) Теоретический:

Сущность вещи может быть либо установленной, либо не установленной; если она установлена, то мы достигли своей цели. Если же она не установлена, то мы выносим решение о несуществовании этой сущности. Поэтому если вы установили сущность какой-либо вещи, то вы уже не можете ее отрицать полностью, ведь установление сущности указывает на существование этого вида вещей в общем.

В целом следует сказать, что дискуссии с софистами являются пустым, бесполезным проведением времени, особенно это касается «незнающих». Вместо дискуссии мы предлагаем бросить их в огонь, чтобы они воочию убедились, что он жжет. Им придется либо признать сущность огня, либо сгореть и погибнуть[33].

Пути познания

У созданий есть три пути познания: здоровые органы чувств, правдивая весть и разум.

Значение терминов

Путь - «الطريق» – это средство постижения чего-либо[34], в специальном значении – это средство умозаключения, не подверженное какому-либо влиянию[35].

Познание - «المعرفة» – это отличительный атрибут определенной субстанции, не допускающий отрицания[36]. Например, познание жгучести огня, существования Аллаха, того, что один является половиной двух.

Создания - «المخلوقات» – в данном случае имеются в виду все, кто может познавать, а именно ангелы, люди и джинны[37].

Краткое толкование

После того, как мы разъяснили существование сущности вещей и возможность ее познания и опровергли доводы наших оппонентов, софистов, критикующих органы чувств и очевидные умозаключения разума, настало время перечислить пути познания, которыми создания познают бытие.

Знание дает нам возможность познавать сущность вещей, и исследование показывает, что для этого есть три средства. Если средство познания находится вне познающего, то это средство называется правдивой вестью. Если познание происходит при помощи какого-либо органа, то оно называется познанием посредством ощущений. Если же средством познания является сам познающий, то это познание происходит посредством разума[38].

Пять видов чувств

Существует пять видов чувств: слух, зрение, обоняние, вкус и осязание. И каждое из них дает нам определенную информацию.

Краткое толкование

Итак, первым средством познания являются пять видов чувств.

Слух – это способность воспринимать звуковые волны; органом слуха служит ухо, информация от которого через нервные окончания поступает в мозг.

Зрение – это способность воспринимать световые лучи, оно дает нам представление о цвете, размере, движении, форме предметов. Органом зрения являются глаза, информация от которых через нервные окончания поступает в мозг.

Обоняние – это способность воспринимать запахи; органом обоняния является нос, информация от которого через нервные окончания поступает в мозг.

Вкус – это способность воспринимать и различать различные вкусы, органом вкуса служит язык, информация от которого по нервным окончаниям поступает в мозг.

Осязание – это способность воспринимать прикосновение, растяжение, давление, температуру, влажность; органом осязания служит поверхность всего тела, информация от которого через нервные окончания поступает в мозг.

Из предыдущего материала становится ясно, что глаза – это орган зрения, а не само зрение, ухо – это орган слуха, а не сам слух и т.д.

Кроме упомянутых, явных чувств есть еще и тайное, внутреннее. Это чувство объединяет человеческие фантазии, воображение, желания и память, его признают мудрецы (философы), которые, основываясь на человеческих желаниях, приводят не совсем приемлемые доводы. И в связи с этим мутакаллимы его не признают.

Наряду с упомянутыми есть и другие средства познания. К ним можно отнести интуицию, догадки, опыт, и конечно же, во всем этом принимает участие разум.

Использование органов чувств дает определенную информацию, именно поэтому они и были названы средством познания. Но этот вид познания присущ не только человеку, им также обладают и животные.

Согласно законам Аллаха каждый орган дает нам свою долю информации, посредством зрения мы познаем цвета, посредством слуха – звуки, вкус дает нам представление о вкусе различных вещей. И, естественно, мы не можем постичь цвет при помощи слуха, звуки при помощи зрения и т.д.

Конечно, бывают исключения из этих законов, когда Аллах наделяет того или иного человека особыми способностями, как например, познание цвета при помощи слуха, но все это только по воле Аллаха.

Правдивая весть

Правдивая весть (достоверная информация) бывает двух видов: первый – массовая и последовательная, заслуживающая доверия «المتواتر»; она передается устным путем большим числом передатчиков, количество которых не допускает возможности коллективной лжи. Этот вид познания дает нам естественную информацию о прошлом, об ушедших правителях и далеких государствах.

Значение терминов

Последовательный – потому, что эта информация передается последовательно от рассказчика к слушателю, который впоследствии также становится рассказчиком.

Естественная информация – информация распространенная среди людей и не нуждающаяся в доводах и умозаключениях.

Краткое толкование

Правдивая весть является одним из средств познания и делится на два вида.

Первый вид – это информация, поступившая путем последовательной передачи из уст в уста, большим числом передатчиков. Достоверность этой информации подтверждается настолько большим числом передатчиков, что нет вероятности относительно коллективного сговора ради обмана.

Этот вид передачи информации имеет следующие условия.

1. Количество передатчиков не должно допускать вероятности коллективной лжи.

2. Передатчики должны быть осведомлены о той информации о которой сообщают, т.е. они должны ее получить посредством одного из органов чувств.

3. Сообщенная информация должна быть допустимой, возможной с точки зрения человеческого опыта. Например, если все жители земли соберутся и скажут, что одновременно видели и день и ночь, то, естественно, мы им не поверим, поскольку речь идет о невозможном.

4. Все цепочки передатчиков должны быть цельными без выпадений кого-либо из передатчиков. В противном случае теряется последовательность[39].

При выполнении всех этих условий мы имеем обычный (безусловный) и естественный факт познания, не требующий каких-либо доводов.

Эта информация признается аутентичной даже в том случае, если каждый рассказчик передает нам ее отдельно. Да, информация, переданная единичными путями, является сомнительной, но когда этих путей очень много, то вероятность достоверности значительно увеличивается. Это подобно прочной веревке, свитой из единичных хрупких нитей.

Информация, переданная посланником

Второй вид – это информация, переданная посланником и подтвержденная каким-либо чудом, результатом этой информации является дедуктивное знание. Это знание по своей точности и достоверности подобно естественному, необходимому знанию.

Посланник – это человек, которому Аллах ниспослал шариат и велел ему довести его до людей. Пророк – человек, которому Аллах ниспослал шариат и, возможно, велел довести его до людей, а возможно – нет. «Пророк» является более широким понятием, чем посланник, потому что каждый посланник – пророк (как, например, Мухаммда (с.а.с.), Муса (а.с.), ‘Иса (а.с.)), но не каждый пророк – посланник. В Коране сказано: «До тебя, если Мы посылали посланника или пророка» (22:52). Из аята ясно, что пророк – некто отличный от посланника.

Чудо – это реальное событие или деяние, противоречащее известным законам, оно даруется человеку, объявившему себя пророком. Чудо представляет собой требуемое деяние и служит вызовом членам общества, к которому послан пророк. Примером чудес служит верблюдица пророка Салиха (а.с.), палка пророка Мусы (а.с.) У нашего Пророка (с.а.с.) было очень много чудес, например, раскалывание луны, речь неживых предметов, а самым большим из этих чудес является Коран.

Что же касается необычных деяний лжепророков, например, Мусайламы, то они не относятся к чудесам, поскольку требуемого не происходит. Например, у Мусайламы попросили опреснить соленую воду колодца, и когда он плюнул в колодец, его вода лишь сильно забурлила. Ниже мы более подробно остановимся на этой теме и точнее разъясним разницу.

Дедуктивное знание – вывод, основанный на анализе доводов.

Краткое толкование

Вторым видом упомянутого знания является информация, полученная от человека, объявившего себя пророком, и подкрепленная чудесами. Цель чудес – подтверждение истинности пророчества этого человека. Чудо нарушает привычное, а следовательно, подтверждает притязания этого человека на пророчество, ведь если бы он не был пророком, то не смог бы совершить требуемое, Аллах не дал бы ему такой поддержки.

Как видим, голая информация, полученная от пророка, не представляет собой априорного знания, а нуждается в доказательстве истинности посредством чуда. Итак, информация, полученная от пророка, является достоверной и основанной на доказательствах, а следовательно, по своей степени приравнивается к априорному знанию и знанию, полученному через органы чувств. Схожесть этих видов знания заключается в том, что они не допускают опровержения и сомнения.

Например:

Пророк сказал: «Молитва является фардом каждого мусульманина и мусульманки»; для получения достоверного знания мы рассуждаем следующим образом: «Пророк, слова которого подтверждаются чудом, в категоричной форме обязал исполнять молитву. А все категоричные требования пророка являются фардом, следовательно, и молитва тоже является фардом». Что и требовалось доказать. Итак, мы получили такое же убедительное знание об обязательности молитвы, каким является наше знание о том, что огонь обжигает, а солнце светит.

Разум

Что же касается разума, то он тоже является средством познания. Он познает очевидные (необходимые) вещи, относящиеся к априорному знанию, например, каждому известно, что целое всегда больше части. А знания, полученные на основе аргументации, относятся к приобретенным.

Разум – это душевное озарение, при помощи которого душа постигает необходимые знания. Слово «разум» - «العقل[40]» - происходит от «عقال البعير» («привязывание верблюда»), поскольку разум удерживает человека от совершения необдуманных поступков.

Виды знания

Априорное - «البداهة» - знание, которое приходит к человеку в результате наименьших усилий и не нуждается в анализе и размышлении.

Необходимое (очевидное) - «الضرورى» - имеет два смысла: 1) Знание, которое Аллах дарует человеку без приложения усилий со стороны последнего; например, знание человека о своем существовании; 2) знание, которое приходит к человеку в результате очень поверхностной мыслительной деятельности, например, знание о том, что целое больше части.

Аргументация - «الاستدلال» - знание, для получения которого требуется мыслительная деятельность, например, вывод о наличии огня при виде дыма.

Приобретенное - «الاكتسابى» - знание, дарованное Аллахом человеку за приложенные усилия во время поиска аутентичной информации или исследования чего-либо посредством органов чувств или разума. Противоположностью приобретенного знания является необходимое (очевидное).

Краткое толкование

Согласно единогласному мнению мусульман, мыслительная деятельность является одним из средств познания, суманниты[41] сказали, что разум не всегда может быть средством познания, а философы[42] заявили: «Разум не может быть средством познания при изучении вопросов, связанных с теологией».

Некоторые сказали, что разум для познания Аллаха нуждается в наставнике (муршид), в качестве довода они приводят факт большого числа спорных вопросов и разномнений.

Опровержение

Разногласия и спорные взгляды возникают в результате искаженного анализа, если же анализ основан на здравых[43] доводах, то расхождения быть не может. Что же касается потребности в наставнике, то если вы заявляете: «Знание без наставника недоступно», - то мы не принимаем этого заявления, если же вы говорите: «Отсутствие наставника затрудняет познание», - то это приемлемо[44].

Кроме того, заявление о том, что мыслительная деятельность не позволяет познавать теологические вопросы по причине разногласий, уже само по себе является доводом в пользу приемлемости мыслительной деятельности в познании. Эти люди только подтверждают то, что хотели отрицать. Подводя итог, можно сказать, что разум может быть средством познания и априорного, и приобретенного знания. К последнему относится знание, полученное органами чувств, например, зрения и слуха, и знание, полученное разумом: если например, услышав голоса за стеной, сделать вывод о нахождении за ней живых существ.

Вдохновение

Наши рекомендации