О том, как принимать несправедливость

Надо правильно расположить себя по отношению к несправедливости

Г

еронда, когда со мной поступают несправедливо,
мое сердце ожесточается.
— Чтобы оно не ожесточалось, никогда не думай
ни о том, что виноват тот, кто поступает с тобой несправедливо, ни о том, насколько велика его вина, а поразмысли лучше о том, насколько виновата ты сама. Погляди: когда люди ссорятся, каждый из них утверждает, что прав именно он. Поэтому люди и находятся в постоянном разногласии. К примеру, двое идут в полицию и, показывая друг на друга, наперебой утверждают: «Он меня избил!» Однако ни один из них не говорит о том, сколько другому досталось от него самого! Куда там — каждый еще и в суд на своего обидчика подает.

Если бы мы размышляли о том, что величайшую из всех несправедливость подъял на Себя Христос, то мы принимали бы несправедливость с радостью. Будучи Бо­гом, Он по многой любви сошел на землю и на девять ме­сяцев заключил Себя во чреве Пресвятой Богородицы. По­том тридцать лет Он жил в безвестности, с пятнадцати до тридцати работал на евреев плотником. А знаете, какие тогда были инструменты? В те времена пользовались


80О СПРАВЕДЛИВОСТИ И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ

деревянными пилами с деревянными зубьями. Ему давали всякие там доски и говорили: «Сделай одно, сделай другое…» Но каково было строгать эти доски? Попробуй-ка построгай теми неуклюжими железками, которые упо­требляли тогда вместо рубанков! Знаешь, какой это был тяжкий труд? И после этого — три года страданий. Ради проповеди исходил Он босиком всю [их землю] вдоль и поперек. Он исцелял больных, брением отверзал очи слепых, а они все требовали от Него знамений. Он изгонял бесов из одержимых, а неблагодарные люди называли бес­новатым Его Самого. О Нем было столько пророчеств и предсказаний, Он совершил столько чудес, но, несмотря на все это, в конце концов Его подвергли издевательствам и предали Крестной Смерти.

Поэтому те, кто терпит несправедливость — самые любимые Божии чада. Ведь терпя несправедливость, эти люди носят в своем сердце потерпевшего несправедли­вость Христа. В ссылке или в тюрьме они радуются так, словно находятся в Раю, ибо Рай — там, где Христос.

— Геронда, а может ли ноша человека оказаться для него неподъемной?

— Бог не попускает ноше превышать наши силы. Это нерассудительные люди взваливают на плечи других непосильное бремя. Часто Благий Бог попускает добрым людям пройти через руки злых, чтобы они собрали не­бесное воздаяние.

— Геронда, а имеет ли недовольство связь с неблаго­дарностью?

— Да. Может быть и такое: другие [делая человеку замечание] заботятся о его благе, но он этого не пони­мает, чувствует себя несправедливо обиженным и вы­ражает недовольство. Если такой человек не следит за собой, он вполне может считать, что с ним поступают несправедливо даже тогда, когда он совершает какую-то оплошность и его просят быть повнимательнее.

О том, как принимать несправедливость

О том, как принимать несправедливость - student2.ru Таким образом он может дойти и до бесстыдства. На­пример, монахиня, опрыскивая масличные деревья, на­ливает в раствор слишком много ядохимиката и сжи­гает на деревьях листья. Ей делают замечание, а она, вместо того чтобы осознать свою ошибку и сказать: «Простите и благословите», чувствует себя несправедливо обиженной и плачет. «Они поступают со мной несправедливо, — думает она. — Если бы листья на деревьях пожрала саранча, они не сказали бы ни слова! А сейчас, когда их испортила я, они подняли такой крик! Ах, Христе мой, только Ты меня понимаешь». И давай себе реветь! Такая монахиня даже может испытывать радость, думая о воздаянии за ту «несправедливость», которую претерпела, и благодарить за это Христа! Такое состояние — большое заблуждение.

Радость от принятия несправедливости

— Геронда, чиста ли та радость, которую я испытываю, когда меня распекают за какую-нибудь мою вину?

— Смотри, без ропота, но с радостью и словами: «Слава Тебе, Боже, так мне и надо!» — принимая наго­няй за совершенные оплошности, ты будешь иметь по­ловину радости. Но если тебя ругают незаслуженно, без вины с твоей стороны, и ты принимаешь выговор с доб­рым помыслом, то твоя радость будет полной. Я не по­буждаю тебя к тому, чтобы ты сама напрашивалась на несправедливости, поскольку в этом случае тангалашка низвергнет тебя в гордость, но призываю к тому, чтобы ты принимала несправедливость, когда она приходит са­ма собой, и радовалась этому.

Существуют четыре стадии отношения к несправед­ливости. К примеру, кто-то тебя несправедливо бьет. Ес­ли ты находишься на первой ступени, то даешь ему сда­чи. Если находишься на второй, то чувствуешь в себе


82О СПРАВЕДЛИВОСТИ И НЕСПРАВЕДЛИВОСТИ

очень сильное смущение, но сдерживаешься и ничего не говоришь. На третьей стадии ты уже не смущаешься, а на четвертой чувствуешь большую радость и сильно весе­лишься душою. Если человека в чем-то несправедливо об­виняют, то, доказав, что эти обвинения несостоятельны, он реабилитирует себя и получает удовлетворение. В этом случае он испытывает радость мирскую. Однако, относясь к несправедливости духовно, с добрым помыслом и не за­ботясь о том, чтобы доказать свою невиновность, он ис­пытывает радость духовную. То есть в этом случае он имеет в себе божественное утешение и славословие Бога становится его состоянием. Знаете, какую радость испы­тывает душа человека, если его несправедливо обидят и он при этом не оправдывается, добиваясь, чтобы ему ска­зали «молодец» или «извини»? И радость, которую пере­живает такая душа сейчас, терпя несправедливость, больше, чем та радость, которую она испытала бы в слу­чае, если бы ей удалось оправдаться. Те, кто достигает та­кого состояния, желают отблагодарить своего обидчика как за радость, которую он подарил им в жизни земной, так и за радость, которую он обеспечил им в вечности. Насколько же духовное отличается от мирского!

В жизни духовной иная система измерений. Если ты оставляешь какую-то некрасивую или негодную вещь се­бе, то чувствуешь себя прекрасно. Если отдаешь ее дру­гому, то чувствуешь себя нехорошо. Если ты [безропотно] принимаешь несправедливость и оправдываешь своего ближнего, то в своем сердце ты принимаешь многажды онеправдованного Христа. Тогда по существующему [ду­ховному] закону Христос «продлевает срок аренды»1 твоего сердца. Он остается в нем и исполняет тебя ми­ром и радованием. Ах, голубчики мои, попробуйте и вы

1 Арендаторы помещения для жилья и профессиональной дея­тельности по закону об аренде имеют право на ее продление и пос­ле истечения предыдущею срока.

О том, как принимать несправедливость

О том, как принимать несправедливость - student2.ru пережить эту радость сами! Выучитесь радоваться не той мирской радостью, а этой — духовной. Когда вы этому научитесь, у вас каждый день будет Пасха.

Нет радости большей, чем та, которую испытываешь, принимая несправедливость. О, если бы все люди поступа­ли со мной несправедливо! Говорю вам со всею искрен­ностью: самая сладкая духовная радость была испытана мной среди несправедливости. Знаете, как я радуюсь, ког­да кто-нибудь называет меня прельщенным? «Слава Тебе, Боже, — говорю я,— ведь за эти слова я получу мзду. А вот если меня назовут святым, то я окажусь в должниках». Нет на свете вещи более сладкой, чем [принимаемая то­бой] несправедливость!

Однажды утром кто-то постучал в железное кле-пальце возле калитки моей Кельи. Было еще слишком рано, чтобы принимать посетителей. Я посмотрел в ок­но и увидел юношу с просветленным лицом. Я понял, что, раз Благодать Божия так его «выдает», значит что он на собственном опыте пережил что-то духовное. Поэтому, хотя у меня и были неотложные дела, я ос­тавил их, открыл ему дверь, завел в Келью, принес ему воды и, видя, что в нем скрыто что-то духовное, осто­рожно начал расспрашивать о его жизни. «Кем работа­ешь, молодец?» — спросил я его. «Какая там, отче, ра­бота, — ответил он. — Ведь я вырос в тюрьме. Сейчас мне двадцать шесть лет, и большую часть своей жизни я провел там». — «Что же ты такое натворил, что ока­зался в тюрьме?» — спросил я, и он открыл мне свое сердце. «С детских лет, — начал он свой рассказ, — мне было очень больно видеть несчастных людей. Я по­именно знал всех, кто страдает и испытывает нужду, — не только в нашем приходе, но и в других. Наш при­ходской священник и староста прихода все собирали и собирали деньги, расходуя их на строительство различ­ных зданий, залов, на благоустройство храма и тому

Наши рекомендации